Екатеринбург |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А76-3645/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Купреенкова В.А., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Каслинского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2023 по делу N А76-3645/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Администрация Каслинского муниципального района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Челябинской области (далее - КСП Челябинской области) о признании недействительным предписания от 08.11.2022 N 5-22/174 в части предписывающей обеспечить возврат в доход областного бюджета остатков неиспользованной субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального основного, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в размере 1 359 100 рублей.
Судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования администрации Каслинского муниципального района (далее - Управление образования), Министерство образования и науки Челябинской области, муниципальное общеобразовательное учреждение "Огневская средняя общеобразовательная школа" Каслинского муниципального района (далее - учреждение "Огневская СОШ"), муниципальное общеобразовательное учреждение "Булзинская основная общеобразовательная школа" Каслинского муниципального района (далее - учреждение "Булзинская ООШ").
Решением суда от 14.09.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Администрация указывает, что объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания, равно как и оценка выполнения муниципального задания должны производиться с использованием одних и тех же видов показателей и нормативных затрат. Таким образом, в случае если объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания производился исходя из нормативных затрат на 1 класс-комплект при объемном показателе 2 класса-комплекта в школе, то и оценка выполнения муниципального задания, с учетом положений статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) должна производиться исходя из нормативных затрат на 1 класс-комплект с применением объемного показателя в виде классов-комплектов, а не количеством учащихся в малокомплектной школе, как это было сделано Контрольно-счетной палатой Челябинской области. Кроме того, для малокомплектных школ частью 4 статьи 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлена особенность финансового обеспечения, согласно которой объем финансового обеспечения реализации образовательной программы должен включать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Применение объемного показателя в виде количества учащихся в малокомплектной школе для расчета финансового обеспечения, и, соответственно, для оценки выполнения муниципального задания вышеприведенной нормой закона исключается. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя жалобы, не были учтены судами при рассмотрении дела.
В отзыве на кассационную жалобу КСП Челябинской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в 2022 году КСП Челябинской области проведено контрольное мероприятие "Проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств при исполнении бюджета Каслинского муниципального района (совместно с органом внешнего муниципального финансового контроля Каслинского муниципального района)", в рамках которого проверено Управление образования, по результатам составлен акт от 30.09.2022 N 08-02/12 проверки в Управлении образования администрации Каслинского муниципального района (материалы электронного дела от 06.02.2023).
В ходе проверки главного распорядителя бюджетных средств - Управления образования администрации Каслинского муниципального района и подведомственных ему муниципальных общеобразовательных организаций установлено, что Управлением образования не выполнялись надлежащим образом бюджетные полномочия по обеспечению соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, предусмотренные подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Утвержденное на 2021 год муниципальное задание не выполнили 6 муниципальных общеобразовательных учреждений, при этом Управлением образования меры по возврату субсидии в бюджет, в сумме, соответствующей объему невыполненного муниципального задания в отношении данных учреждений не принимались. В результате в 2022 году в областной бюджет не осуществлен возврат остатков неиспользованной субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в размере 2119,0 тыс. рублей.
По результатам проверки КСП Челябинской области 08.11.2022 N 522/174 в адрес главы Каслинского муниципального района выдано предписание, где предписано в срок до 01.02.2023 обеспечить возврат в доход областного бюджета остатков неиспользованной субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в размере 2119,0 тыс. рублей.
Полагая, что указанное предписание в части, предписывающей обеспечить возврат в доход областного бюджета остатков неиспользованной субвенции в размере 1 359 100 руб., является незаконным и ущемляет права заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
Предписание выдано и проверка проведена уполномоченным органом - КСП Челябинской области.
Пунктом 1 статьи 69.2 БК РФ установлено, что государственное (муниципальное) задание должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Пунктом 2 статьи 69.2 БК РФ предусмотрено, что показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
Пунктом 4 статьи 69.2 БК РФ установлено, что финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
В пункте 5 статьи 69.2 БК РФ указано, что порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, устанавливаемые в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, должны определять в том числе: возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
Таким образом, муниципальное задание для муниципального образовательного учреждения должно содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг, что необходимо для определения объема субсидии на выполнение муниципального задания, который рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуг, также предусмотрен случай возврата субсидии, когда муниципальное задание не выполнено в результате недостижения объема и (или) качества оказываемых услуг.
Постановлением администрации Каслинского муниципального района от 06.07.2020 N 529 "О внесении изменений в постановление администрации Каслинского муниципального района от 12.10.2018 N 835" утверждены изменения и дополнения в Положение о формировании муниципального задания в отношении муниципальных бюджетных, казенных и автономных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания" (далее - Положение N 835).
Приказом Управления образования от 04.08.2021 N 336 утвержден Порядок формирования и утверждения муниципального задания муниципальным учреждениям, подведомственным органам управления образования администрации Каслинского муниципального района, и контроля за его выполнением (далее - Порядок N 336).
Пунктом 2 Порядка N 336 предусмотрено, что муниципальное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами муниципального учреждения и возможностей муниципального учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения муниципальным учреждением муниципального задания в отчетном финансовом году. При определении объема по видам деятельности учитывается численность обучающихся, которые устанавливаются в соответствии со статистическими отчетами форм ОО-1, 85-К, ДО-1.
Для оценки выполнения указанных муниципальных заданий предусмотрен показатель, характеризующий объем оказания муниципальной услуги: охват обучающихся начальным общим, основным общим и средним общим образованием, среднегодовое значение которого определяется по данным статистических форм N ОО-1.
Частью 1 статьи 1 Закона от 19.12.2013 N 617-ЗО "О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях и внесении изменения в статью 7 Закона Челябинской области "Об образовании в Челябинской области" (в редакции от 01.12.2020) установлено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов (далее - местный бюджет), включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Постановлением Правительства Челябинской области от 19.11.2013 N 445- П (далее - Постановление N 445-П) утверждены нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в том числе, для малокомплектной общеобразовательной организации.
В соответствии со статьей 9 Закона Челябинской области от 29.08.2013 N 515-ЗО "Об образовании в Челябинской области" учреждение "Огневская СОШ", учреждение "Булзинская ООШ" относятся к малокомплектным образовательным организациям (численность обучающихся - не более 100 учащихся).
КСП Челябинской области в акте проверки Управления образования от 30.09.2022 N 08-02/12 установлено, что в 2021 году в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального основного и среднего общего образования за счет средств областного бюджета предоставлены субвенции бюджету Каслинского муниципального района на расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), которые в объеме 187 817,9 тыс.рублей распределены Управлением образования в 14 школ Каслинского муниципального района в составе субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг.
КСП Челябинской области проведена проверка учреждения "Огневская СОШ" и учреждения "Булзинская ООШ", результаты которых оформлены актом от 30.09.2022 N 08-02/12-6 и актом от 30.09.2022 N 08-02/12-9, соответственно.
КСП Челябинской области в ходе указанных проверок установлено, что Управлением образования 28.12.2022 утверждено муниципальное задание для учреждения "Огневская СОШ" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг. в составе пяти муниципальных услуг, 25.12.2020 для учреждения "Булзинская ООШ" в составе четырех муниципальных услуг.
Муниципальными заданиями для учреждения "Булзинская ООШ" и учреждения "Огневская СОШ" на 2021 год предусмотрено, что допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей муниципальной услуги, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным - 5 процентов.
КСП Челябинской области установлено, что в учреждении "Огневская СОШ" достигнутое значение показателя, характеризующего объем оказания муниципальной услуги: охват в 2021 г. обучающихся средним общим образованием, составил по данным годового отчета 10, по данным проверки - 6, среднегодовое значение по данным статистических форм N ОО-1 - 7, следовательно, невыполнение указанного показателя составило - (-) 1, что составляет (-) 14,3%, при этом допустимое (возможное) отклонение, в пределах которого муниципальное задание считается выполненным, превышено на 9,3% (14,3 - 5).
КСП Челябинской области также установлено, что в учреждении "Булзинская ООШ" достигнутое значение показателя, характеризующего объем оказания муниципальной услуги: охват в 2021 году обучающихся начальным общим образованием, составил по данным годового отчета 27, по данным проверки - 28, среднегодовое значение по данным статистических форм N ОО-1 - 31, следовательно, невыполнение указанного показателя составило - (-) 3, что составляет (-) 9,7%, при этом допустимое (возможное) отклонение, в пределах которого муниципальное задание считается выполненным, превышено на 4,7% (9,7 - 5).
Установив, что учреждение "Огневская СОШ" и учреждение "Булзинская ООШ" не выполнили муниципальное задание на 2021 год по оказанию муниципальных услуг по реализации основных общеобразовательных программ начального общего и среднего общего образования, КСП Челябинской области правомерно выдано предписание о необходимости возврата средств субвенций в областной бюджет.
Возражения Администрации относительно возврата в областной бюджет субвенции в размере 1 359 100 руб. ввиду отнесения учреждения "Булзинская ООШ" и учреждения "Огневская СОШ" к малокомплектным образовательным организациям, по которым норматив затрат определяется на один класс-комплект, а не на одного обучающегося, при этом КСП Челябинской области при расчете субвенции использовался такой показатель как количество обучающихся, судом апелляционной инстанции был исследован и правомерно отклонен.
Статьей 99 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) установлены особенности финансового обеспечения реализации образовательных программ.
Частью 1 названной статьи определено, что финансовое обеспечение реализации образовательных программ в Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 99 Закона об образовании).
Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы должен включать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся (часть 4 статьи 99 Закона об образовании).
Постановлением N 445-П утверждены нормативы обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - нормативы).
Так, в соответствии с пунктом 5 нормативов установлен норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальной малокомплектной общеобразовательной организации, расположенной на территории Челябинской области, который определяется на один класс учащихся по соответствующим образовательным программам по приведенной формуле.
В формулу расчета норматива включен показатель RM0(1,1ф,2,2ф,3,3ф) базовый норматив фонда оплаты труда на один класс учащихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в малокомплектной общеобразовательной организации, установленный в приложении 1 к настоящим нормативам, который в год для малокомплектной общеобразовательной организации, расположенной на территории сельского поселения Челябинской области, по образовательной программе начального общего образования составляет 597 507,70 рублей, по образовательной программе среднего общего образования - 826 378,77 рублей.
Пунктом 6 Порядка предоставления муниципальным общеобразовательным организациям Каслинского муниципального района финансовых средств на обеспечение выполнения муниципального задания по реализации государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного постановлением Администрации Каслинского муниципального района от 30.12.2020 N 951 (Порядок N 951), также установлено, что объем средств на выполнение муниципального задания для сельской малокомплектной организации рассчитывается по приведенной формуле, включающей в себя показатели: RD - нормативы затрат фонда оплаты труда на один класс-комплект в малокомплектных муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных на территории сельского поселения Челябинской области, установленных Правительством Челябинской области, кgшк - фактическое количество класс-комплектов на учебный год по образовательным программам в общеобразовательных организациях сельского поселения.
С учетом изложенного суд округа соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что объем субсидии на 2021 год на выполнение муниципального задания учреждением "Огневская СОШ", учреждением "Булзинская ООШ" подлежит определению из норматива на один класс учащихся в малокомплектных общеобразовательных организациях.
При этом для оценки выполнения муниципальных заданий учреждением "Огневская СОШ" и учреждением "Булзинская ООШ" Управление образования предусмотрело показатель, характеризующий объем оказания муниципальной услуги: охват обучающихся начальным общим, основным общим и средним общим образованием, среднегодовое значение которого определяется по данным статистических форм N ОО-1.
Так, пунктом 34.3 Положения N 835 утверждена формула определения суммы возврата (либо сокращения) объема субсидии, предоставленной муниципальному бюджетному учреждению, муниципальному автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, как произведение нормативных затрат на оказание муниципальной услуги и разности планируемого объема муниципальной услуги, объема допустимого отклонения и фактического объема оказанной услуги.
Пунктом 10 Порядка N 336 установлено, что объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
В пункте 11 Порядка N 336 предусмотрено, что в случае выполнения муниципального задания в меньшем объеме или с качеством, не соответствующим установленному в муниципальном задании и требованиям, определенным действующим законодательством, главный распорядитель бюджетных средств вправе уменьшить объем субсидии или потребовать частичного (полного) возврата предоставленной учреждению субсидии.
Судом апелляционной инстанции установлено, что расчет средств, подлежащих возврату в областной бюджет, произведен КСП Челябинской области исходя из базового норматива фонда оплаты труда на один класс учащихся в малокомплектной школе, что соответствует Порядку N 951, а произведенный расчет не превышает сумму возврата средств субсидии, определяемой по формуле пункта 34.3 Порядка N 835, и согласуется с пунктами 10, 11 Порядка N 336.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.09.2023 по делу N А76-3645/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Каслинского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 названной статьи определено, что финансовое обеспечение реализации образовательных программ в Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 99 Закона об образовании).
Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы должен включать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся (часть 4 статьи 99 Закона об образовании)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2024 г. N Ф09-854/24 по делу N А76-3645/2023