Екатеринбург |
|
06 июня 2024 г. |
Дело N А60-19975/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Урал" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2023 по делу N А60-19975/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Специализированное монтажно-наладочное управление "ЮгЭнергоИнжиниринг" (далее - общество "СМНУ "ЮгЭнергоИнжиниринг") - Хижняк Т.В. (доверенность от 23.05.2024 N 44, паспорт, диплом).
В судебном заседании в здании Арбитражного суда Уральского округа приняли участие представители:
общества "Россети Урал" - Зверева А.В. (доверенность от 21.12.2023 N 66АА 8329686, паспорт, диплом),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление) - Маклакова М.А. (доверенность от 30.11.2023 N 286, удостоверение, диплом).
Открытое акционерное общество "МРСК Урала" (далее - общество "МРСК Урала") обратилось в суд с заявлением к Управлению о признании незаконным решения от 18.01.2023 по жалобе N 066/01/18.1-11/2023.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЮгЭнергоИнжиниринг" (далее - общество "ЮгЭнергоИнжиниринг"), общество "СМНУ "ЮгЭнергоИнжиниринг".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2023 отказано в удовлетворении требования о признании незаконными пунктов 1, 2, 3, 5, 6 решения от 18.01.2023 по жалобе N 066/01/18.1-11/2023.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неверно применены нормы подпункта "д" пункта 5 Распоряжения Правительства РФ от 23.09.2016 N 2002-р "Об утверждении методических рекомендаций по проведению технологического и ценового аудита инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ) сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов электроэнергетики, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, и отчетов об их реализации" (далее - Распоряжение N 2002-р); пункта 7 Приложения 1 к Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок (Приложение N 2 к Единому стандарту), подлежащие применению в рамках настоящего спора.
Настаивает на том, что закупка проведена в соответствии с Единым стандартом закупок общества "Россети", введенным в действие на основании решения Совета директоров общества "Россети Урал", а также в соответствии с Документацией о закупке, подготовленной в целях проведения настоящего Конкурса (далее - Документация).
Полагает, что общество "Россети Урал" правомерно при расчете баллов по отборочному критерию принимало во внимание опыт, выполненный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 382 и директивой от 30.05.2013 N 2988п-П13.
Считает, что требование об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков в полном объеме соответствует действующему законодательству, Единому стандарту, а также потребностям заказчика.
В отзыве на кассационную жалобу общество "СМНУ "ЮгЭнергоИнжиниринг" просит признать его правопреемником прав и обязанностей общества "ЮгЭнергоИнжиниринг", в связи с завершением реорганизации в форме присоединения.
Судом удовлетворено ходатайство общества "СМНУ "ЮгЭнергоИнжиниринг" о процессуальном правопреемстве с общества с ограниченной ответственностью "ЮгЭнергоИнжиниринг" на общество с ограниченной ответственностью "Специализированное монтажно-наладочное управление "ЮгЭнергоИнжиниринг".
Кроме того, общество "СМНУ "ЮгЭнергоИнжиниринг" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.12.2022 в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сфере закупок размещено извещение N 32211897071 и конкурсная документация на право заключения договора на проведение технологического и ценового аудита проектов инвестиционных программ и проектов изменений, вносимых в инвестиционную программу общества "МРСК Урала" в 2023, 2024 и 2025 годах, а также отчетов о реализации инвестиционной программы общества "МРСК Урала" за I-IV кварталы 2023 года и 2023 год, за I-IV кварталы 2024 года и 2024 год, за I-IV кварталы 2025 года и 2025 год.
Начальная (максимальная) цена договора 65 821 728 руб. 26 коп.
Закупочной комиссией 23.12.2022 проведена процедура рассмотрения заявок участников, по итогам которой составлен протокол от 23.12.2022 N Кэф/23189/1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии и размещенный на сайте ЕИС в сфере закупок 26.12.2022.
Согласно протоколу заявка коллективного участника: общество "СМНУ "ЮгЭнергоИнжиниринг" (лидер коллективного участника) и общество "ЮгЭнергоИнжиниринг", (коллективный участник) с идентификационным номером заявки N 2 признана несоответствующей требованиям закупочной документации и отклонена от участия в закупке на следующем основании:
- пункт 5.3.4. (б), пункт 3.4.1, пункт 3.4.2 раздел I Документации, пункт 10 Информационная карта закупки раздел II Документации, пункт 1 Л. (к) Приложения N 2 к части II "Информационная карта закупки", пункт 1.1.7, пункт 2.1.3. Приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" - не соответствует пункту 1.1.7 приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки": отношение выручки Коллективного участника за 2021 год к НМЦ составляет менее 5;
- пункт 5.3.4. (б), пункт З.4.1., пункт 3.4.2. раздел I Документации, пункт 10 Информационная карта закупки раздел II Документации, пункт 1.1, (к) Приложения N 2 к части II "Информационная карта закупки", пункт 1.1.8, пункт 2 Л.4. Приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" - не соответствует пункту 1.1.8 приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки": не имеет опыт не менее 3 лет (36 месяцев) не менее чем в 2 указанных областях;
- пункт 5.3.4. (б), пункт З.4.1., пункт 3.4.2. раздел I Документации, пункт 10 Информационная карта закупки раздел II Документации, пункт 1.1, (к) Приложения N 2 к части II "Информационная карта закупки", пункт 1.1.9, пункт 2.1.5. Приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" - не соответствует пункту 1.1.9 приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки": не подтверждено необходимое количество кадровых ресурсов требуемой квалификации с опытом оказания услуг не менее 3 лет (36 месяцев) не менее чем в 2 указанных областях, в которых Участник имеет опыт не менее 3 лет (36 месяцев);
- пункт 5.3.4. (б), пункт 3.4.1., пункт 3.4.2. раздел I Документации, пункт 10 Информационная карта закупки раздел II Документации, пункт 1.1. (к) Приложения N 2 к части II "Информационная карта закупки", пункт 1.1.6 Приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" - не соответствует пункт 1.1.6 приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки": в период с 25.06.2020 по 07.02.2021 член КУ общества "ЮнЭнергоИнжиниринг" включен в Реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ), реестровый номер записи РНП.241096-20".
Не согласившись с отклонением указанной выше заявки, лидер коллективного участника общества "СМНУ "ЮгЭнергоИнжиниринг" и коллективный участник общества "ЮгЭнергоИнжиниринг" в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) обратились в Управление с жалобой, содержащей информацию о нарушении заказчиком в лице общества "МРСК Урала", его комиссией Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон о закупках) при проведении процедуры конкурса в электронной форме на право заключения договора на проведение технологического и ценового аудита проектов инвестиционных программ и проектов изменений, вносимых в инвестиционную программу общества "МРСК Урала" в 2023, 2024 и 2025 годах, а также отчетов о реализации инвестиционной программы общества "МРСК Урала" за I-IV кварталы 2023 года и 2023 год, за I-IV кварталы 2024 года и 2024 год, за I-IV кварталы 2025 года и 2025 год (извещение N 32211897071).
В своей жалобе заявители указали, что закупочная комиссия неправомерно при рассмотрении заявок на участие в конкурсе в электронной форме (извещение N 32211897071) приняла решение об отклонении заявки коллективного участника: общества "СМНУ "ЮгЭнергоИнжиниринг" (лидер коллективного участника) и общества "ЮгЭнергоИнжиниринг" (коллективный участник) от участия в данной закупочной процедуре по причине её несоответствия требованиям конкурсной документации, а также сослались на то составление закупочной документации с нарушениями норм действующего законодательства.
Решением Управления от 18.01.2023 по жалобе N 066/01/18.1-11/2023 указанная жалоба признана обоснованной.
В действиях закупочной комиссии заказчика в лице общества "МРСК Урала" (с 03.08.2023 - общество "Россети Урал") выявлены нарушения части 6 статьи 3, части 7 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Не согласившись с вынесенным решением, общество "Россети Урал" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды не установили оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как указано в части 9 статьи 3.2 Закона о закупках, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В силу подпунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
Документом, регламентирующим закупочную деятельность общества "Россети Урал" (ранее - общество "МРСК Урала"), является Единый стандарт закупок (далее - Положение о закупках), утвержденный решением Совета директоров общества "Россети" от 17.12.2018 N 334 (в редакции протокола от 20.10.2022 N 509) и размещенный в ЕИС 18.11.2022 в версии N 39.
В соответствии с подпунктом "б", "и" пункта 7.4.4 Положения о закупках документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшую заявку.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные настоящим Стандартом, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, порядок и срок отзыва заявок на участие в закупке, порядок внесения изменений в такие заявки; требования к участникам такой закупки.
Иные требования к участникам закупки устанавливаются извещением о закупке и (или) документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Стандарта (пункт 4.6.8 Положения о закупках).
При этом конкретный порядок (последовательность) осуществления рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников устанавливается в документации о закупке, в том числе с учетом функционирования единой информационной системы, а также электронных торговых площадок (пункт 1.6 Приложения N 2 к Положению о закупках).
Отборочные критерии (требования) - это обязательные к исполнению всеми участниками закупки и устанавливаемые в документации о закупке требования, несоответствие которым влечет решение закупочной комиссии об отклонении заявки от дальнейшего рассмотрения (пункт 2.1 Приложения N 2 к Положению о закупках).
В соответствии с требованиями пункта 2.5 Приложения N 2 к Положению о закупках допустимые к применению при проведении закупочных процедур отборочные требования и порядок определения измеряемых значений критериев соответствия отборочным требованиям приведены в Приложении 1 и Приложении 2 к настоящим Типовым требованиям.
Установление в документации о закупке иных отборочных требований, не указанных в настоящих Типовых требованиях, не допускается, за исключением случаев, когда их установление предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации либо принято решение об установлении таких требований ЦЗО ПАО "Россети".
В пункте 35 Приложения N 1 к "Типовым требованиям к участникам закупок, критериям и порядку оценки заявок участников закупок" Положения о закупках предусмотрена возможность установления заказчиком отборочного критерия "Объем выручки участника закупки от оказания услуг/выполнения работ по предмету договора".
При этом особенности установления отборочных требований, критериев и порядка оценки заявок участников при проведении закупочных процедур, относящихся к оказанию финансовых и страховых услуг, определены в Приложении 3 к настоящим Типовым требованиям (пункт 1.4 Приложения N 2 к Положению о закупках).
Действие настоящего приложения распространяется на закупки, предметом которых является оказание финансовых и страховых услуг для нужд группы общества "Россети", включая, но не ограничиваясь: оказание услуг технического и технологического аудита, комплексной экспертизы, технического консультанта и обоснования проектов (включая подготовку отчетов и заключений) в случае проработки схем финансирования вышеперечисленных проектов (пункт 1.1.2.9 Приложения N 3 к Типовым требованиям, являющихся Приложением N 2 к Положению о закупках).
Согласно подпункту "а" пункта 4.1 Приложения N 3 к Типовым требованиям, являющихся Приложением N 2 к Положению о закупках в документации о закупке (в рамках отборочной стадии) должны быть указаны требования к участнику закупки (например, опыт работы, требования к надежности и финансовой устойчивости участника (например, требования к размеру уставного капитала, собственных средств, резервов участника и т.п.), рейтинги, отсутствие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков и т.д.).
Как установлено судами, наименованием объекта закупки является "право заключения договора на проведение технологического и ценового аудита проектов инвестиционных программ и проектов изменений, вносимых в инвестиционную программу общества "МРСК Урала" в 2023, 2024 и 2025 годах, а также отчетов о реализации инвестиционной программы общества "МРСК Урала" за I-IV кварталы 2023 года и 2023 год, за I-IV кварталы 2024 года и 2024 год, за I-IV кварталы 2025 года и 2025 год" (пункт 3 Части II Информационной карты закупочной документации).
При этом сроком выполнения работы, оказания услуги является период с даты заключения договора по 15.05.2026 (извещение о проведении конкурса в электронной форме).
Для того, чтобы принять участие в закупке, Участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в пункте 9 части II "Информационная карта закупки" (пункт 1.4.3 Части I Общие условия проведения закупки).
В целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав основной части заявки следующие сведения и документы: заявку, включающую документы, указанные в Приложении N 3 к части II "Информационная карта закупки" (подпункт "к" пункта 1.1 Приложения N 2 к части II "Информационная карта закупки"), документы, подтверждающие опыт выполнения работ/услуг согласно пункту 1.1.8 и пункту 1.1.9 настоящего приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" по исполненным договорам.
Согласно пункту 1.1 Приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" участник закупки должен соответствовать обязательным требованиям (отборочные требования):
- иметь в составе заявки комплект документов, перечисленный в пункте 2 настоящего приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" (пункт 1.1.1);
- отношение выручки за отчетный год по данным последней годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Участника к начальной (максимальной) цене договора должно быть больше или равно 5 (подтверждается расчетом с подтверждением годовой бухгалтерской отчетностью и (или) Гарантийным письмом) (пункт 1.1.7);
- обладать профессиональными знаниями и опытом выполнения работ и (или) оказания услуг в течение 3 лет (36 месяцев) и более, не менее чем в 2 из областей, а именно: разработка схем и программ перспективного развития электроэнергетики; выполнение электроэнергетических расчетов схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей (схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии); инвестиционное планирование в сфере электроэнергетики; проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики; оценка технического состояния объектов электроэнергетики; финансово-экономический анализ (аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности) деятельности сетевых организаций; выполнение экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере электроэнергетики.
- иметь за последние 36 месяцев (отсчет производится с даты публикации извещения о данной закупке) исполненные договоры по выполнению аналогичных работ/услуг, подтвержденных копиями договоров и актов оказанных услуг/выполненных работ и (или) справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 по каждому договору, заявленному в Справке о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров, указанной в настоящей документации (пункт 1.1.8);
- иметь в штате минимально необходимое количество кадровых ресурсов требуемой квалификации, необходимое для исполнения договора, не менее 7 человек, имеющих в совокупности опыт работы не менее чем в 2 областях, указанных в пункте 1.1.8 настоящего приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки", в которых Участник имеет опыт выполнения работ и (или) оказания услуг не менее 3 лет (36 месяцев), при этом каждый из таких работников имеет опыт работы не менее 3 лет (36 месяцев) в одной из областей (пункт 1.1.9);
- участник не должен быть включенным в настоящий момент, а также в течение 5 (пяти) лет, предшествующих заключению договора, в Реестр недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Законом о закупках либо в Реестр недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Законом N 44-ФЗ (пункт 1.1.6).
Согласно подпункту 1.1.11 пункта 1.1 Приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" информация об опыте работы и компетентности Участника согласно пункту 1.1.8. и его сотрудников согласно пункта 1.1.8. настоящего приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" должна предоставляться по форме Приложений N 3.3 и N 3.4 к части II "Информационная карта закупки" к настоящим отборочным требованиям к Участникам. Предоставленная информация должна содержать данные, позволяющие определить соответствие Участника отборочным требованиям к Участникам. В случае предоставления указанной информации не по форме Приложений N 3.3 и N 3.4 к части II "Информационная карта закупки" к настоящим отборочным требованиям к Участникам, предложение Участника будет отклонено.
Также, предусмотрены документы, подтверждающие опыт выполнения работ/услуг согласно п.1.1.8 и п.1.1.9 настоящего приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" по исполненным договорам.
Установив, что пункт 1.1 Приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки", содержащий отборочные требования к участникам закупки, не содержит указания на то, что подтверждением наличия соответствующего опыта являются договоры на выполненные работы в соответствии с директивой от 2017 г. или от 2013 г., учитывая, что наименованием предмета закупки является "аудит проектов инвестиционных программ", свидетельствующее о том, что именно директива Правительства Российской Федерации от 2017 года N 1752п-П13 регулирует такой вид общественных отношений, который возникает при исполнении обязательств по договору, заключаемому по итогам проведения закупочной процедуры N 32211897071, суды обоснованно пришли к выводу о том, что закупочной комиссией неправомерно учтен опыт лишь по договору равному в 32,3 месяца в 1 области "Выполнение экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере электроэнергетики", в связи с чем заявка впоследствии была отклонена ввиду несоответствия требованиям, указанным подпунктом 1.1.8 пункта 1.1 Приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки", что свидетельствует о нарушении закупочной комиссией части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Отклоняя ссылки заявителя на Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 03.07.2019 по жалобе N Т02-424/19, суды справедливо исходили из того, что в указанном решении оценивались действия организатора торгов по отклонению заявки участника. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что заявка ООО "Ю" содержала недостаточные сведения об опыте ООО "Ю", которые были предусмотрены подпункта 22 пункта 9 части II Документации, пункта 5.2 Технического задания Документации, что являлось основанием для отклонения такой заявки согласно пункту 5.3.4 части I Документации. В то время как в данном случае причиной отклонения стало отсутствие у участника опыта выполнения работ и (или) оказания услуг не менее 3 лет (36 месяцев) не менее чем в 2 областях (в соответствии с подпунктом 1. пункта 1 Приложения N 2 к части II "Информационная карта закупки"). При этом организатором торгов не было указано на отклонение заявки в связи с отсутствием опыта проведения технологического и ценового аудита в соответствии с той или иной директивой.
В части квалификации антимонопольным органом действий по включению в документацию отборочного требования об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков по части 7 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 3 Закона о закупках, суды исходили из следующего.
Согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков.
В подпункте 1.1.6 пункта 1.1 Приложения N 3 к части II "Информационная карта закупки" закупочной документации заказчиком установлено, что участник не должен быть включенным в настоящий момент, а также в течение 5 (пяти) лет, предшествующих заключению договора, в реестр недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" либо в Реестр недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Установив, что согласно сведениям открытой части единой информационной системы в сфере закупок член коллективного участника общество "ЮгЭнергоИнжиниринг" числилось включенным в реестр 18 144_3109074 недобросовестных поставщиков в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в период с 25.06.2020 г. по 07.02.2021 г., т.е. информация о таком лице содержалась в течение 5 (пяти) лет, предшествующих заключению договора, принимая во внимание, что при оценке правомерности и объективности действий закупочной комиссии при рассмотрении заявок участников на предмет их соответствия отборочным критериям необходимо установить причинно-следственную связь между положениями конкурсной документации, на основании которых заявка участника должна была быть отклонена, и непосредственно произведенным закупочной комиссией отклонением заявки участника, то есть оценка правомерности такого отклонения заявки заявителя жалобы на основании имеющегося в закупочной документации условия об отсутствии сведений о лице в реестре недобросовестных поставщиков в течение 5 (пяти) лет, предшествующих заключению договора, в настоящем случае невозможна без исследования законности установления такого положения в документации о закупке, учитывая, что что часть 7 статьи 3 Закона о закупках не содержит требование об отсутствии сведений о лице в реестре недобросовестных поставщиков в течение 5 (пяти) лет, предшествующих заключению договора, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерном отклонении заявки заявителя жалобы ввиду незаконных положений документации о закупке, что указывает на нарушения в действиях закупочной комиссии заказчика положений части 6 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, части 7 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, констатировав законность оспариваемого ненормативного акта Управления.
Доводы, вновь приведенные в кассационной жалобе заявителем, не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность принятых по делу судебных актов, либо опровергнуть выводы судов первой и апелляционной инстанций. Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами неправильно применены нормы материального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования процессуального законодательства.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2023 по делу N А60-19975/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Урал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что согласно сведениям открытой части единой информационной системы в сфере закупок член коллективного участника общество "ЮгЭнергоИнжиниринг" числилось включенным в реестр 18 144_3109074 недобросовестных поставщиков в рамках Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в период с 25.06.2020 г. по 07.02.2021 г., т.е. информация о таком лице содержалась в течение 5 (пяти) лет, предшествующих заключению договора, принимая во внимание, что при оценке правомерности и объективности действий закупочной комиссии при рассмотрении заявок участников на предмет их соответствия отборочным критериям необходимо установить причинно-следственную связь между положениями конкурсной документации, на основании которых заявка участника должна была быть отклонена, и непосредственно произведенным закупочной комиссией отклонением заявки участника, то есть оценка правомерности такого отклонения заявки заявителя жалобы на основании имеющегося в закупочной документации условия об отсутствии сведений о лице в реестре недобросовестных поставщиков в течение 5 (пяти) лет, предшествующих заключению договора, в настоящем случае невозможна без исследования законности установления такого положения в документации о закупке, учитывая, что что часть 7 статьи 3 Закона о закупках не содержит требование об отсутствии сведений о лице в реестре недобросовестных поставщиков в течение 5 (пяти) лет, предшествующих заключению договора, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерном отклонении заявки заявителя жалобы ввиду незаконных положений документации о закупке, что указывает на нарушения в действиях закупочной комиссии заказчика положений части 6 статьи 3 Закона N 44-ФЗ, части 7 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2024 г. N Ф09-2501/24 по делу N А60-19975/2023