Екатеринбург |
|
05 июня 2024 г. |
Дело N А60-45172/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2023 по делу N А60-45172/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняла участие представитель акционерного общества "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - общество) - Киреева М.Г. (доверенность от 17.05.2024, паспорт, диплом).
В судебном заседании в здании Арбитражного суда Уральского округа приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление) - Макаева Р.Р. (доверенность от 11.05.2023 N 275, удостоверение, слушатель, срок действия доверенности истек 11.05.2024), Маклакова М.А. (доверенность от 30.11.2023 N 286, удостоверение, диплом),
Министерства - Романова Т.И. (доверенность от 09.01.2024 N 6-к, свидетельство о заключении брака, диплом), Алферова М.В. (доверенность от 30.05.2024 N 10-к, паспорт).
Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании недействительным предупреждения от 20.07.2023 N 10 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемые судебные акты основываются на позиции Управления, которая в свою очередь строится на нормах Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), не подлежащих применению к рассматриваемым отношениям.
Министерство указывает, что в силу прямого нормативного указания, изложенного в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 - предварительный отбор подрядных организаций, проводимый по предметам, перечисленным в пункте 8 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, далее - Положение N 615), является исключением, не подпадающим под регулирование Закона N 44-ФЗ.
Отмечает, что размещение такого документа как "план-график" в рамках работы в соответствии с Положением N 615 на сайтах ЕИС и "РТС-тендер" не предусмотрено функциональными возможностями данных систем, поскольку формирование такого документа не предусмотрено самим Положением N 615, то есть для загрузки такого документа на сайты ЕИС и "РТС-Тендер" в личном кабинете пользователя отсутствует соответствующая команда.
Полагает, что ссылка в оспариваемых судебных актах на пункт 5 постановления N 615 с указанием на возможность использования официального сайта Министерства для размещения "планов-графиков" предварительных отборов не состоятельна - не соответствует фактическим обстоятельствам и правовому регулированию.
Также, настаивает на том, что вся информация о предварительных отборах всегда доступна для организаций, а информацией о планируемых аукционах Министерство не располагает, так как данные процедуры реализуются региональным оператором.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и общество просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступило заявление общества о возможном нарушении Министерством антимонопольного законодательства.
В связи с наличием в действиях (бездействии) Министерства, выразившихся в проведении не реже одного раза в квартал предварительных отборов квалифицированных подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций не по каждому предмету, установленному в пункте 8 Положения N 615 и непринятии мер по формированию и публичному размещению планов-графиков проведения таких отборов по каждому из указанных в пункте 8 Положения N 615 предметов, что может привести к предоставлению хозяйствующему субъекту доступа к информации о планируемом проведении отбора по конкретному предмету в приоритетном порядке признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) Управлением Министерству выдано предупреждение N 10 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - предупреждение), в котором указано на необходимость прекращения указанных действий (бездействия) путем принятия всех зависящих от Министерства мер по формированию и публичному размещению Министерством планов-графиков проведения предварительных отборов квалифицированных подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по каждому предмету, установленному в пункте 8 Положения N 615, способами, аналогичными способам размещения извещения о проведении предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций в срок до 25.08.2023.
Не согласившись с указанным предупреждением, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемого предупреждения нормам действующего законодательства, а также об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Одним из оснований для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки такого нарушения.
В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 названного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ предупреждение выдается, в том числе в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного Закона.
Судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит только факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
При этом арбитражный суд не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции и не устанавливает обстоятельства, подтверждающие факт совершения нарушения, они должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по антимонопольному делу в случае его возбуждения.
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 2) при наличии спора о соответствии статье 15 Закона N 135-ФЗ правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках. Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами. К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (пункт 3 части 2, часть 3 статьи 182 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение N 615 определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Положения N 615 определено, что предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; реестр квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения; орган по ведению реестра - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций; участник предварительного отбора - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пункту 6 Положения N 615 предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 4 Положения N 615.
После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал.
По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 7 Положения N 615).
В пункте 8 Положения N 615 установлены предметы электронного аукциона, по которым должен проводиться предварительный отбор подрядных организаций, в том числе: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Сводный реестр квалифицированных подрядных организаций ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - орган по ведению сводного реестра), в электронном виде на официальном сайте. Реестр квалифицированных подрядных организаций является частью сводного реестра квалифицированных подрядных организаций и размещается на официальном сайте и официальном сайте органа по ведению реестра в сети "Интернет" (далее - сайт уполномоченного органа).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства энергетики и ЖКХ от 21.12.2022 N 691 "Об утверждении Порядка осуществления контроля закупок, проводимых региональным оператором" на территории Свердловской области Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах является региональным оператором, проводящим закупки работ, услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных пунктом 8 Положения N 615, а также в случаях, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Органом контроля проводимых региональным оператором закупок выступает Министерство.
Согласно пункту 61 Положения Предварительные отборы и (или) электронные аукционы проводятся на сайте оператора электронной площадки из числа операторов электронных площадок, определенных актом Правительства Российской Федерации в целях обеспечения проведения закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Привлечение оператора электронной площадки к проведению предварительного отбора осуществляется органом по ведению реестра, к проведению электронных аукционов - заказчиком.
Извещение о проведении предварительного отбора размещается органом по ведению реестра на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе (пункт 19 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Порядка "официальный сайт" - официальный сайт единой информационной системы закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок До ввода в эксплуатацию раздела официального сайта, предусмотренного для размещения информации о подрядных организациях, для размещения такой информации, включая ведение реестра договоров о проведении капитального ремонта, предусмотренного разделом VI настоящего Положения, используются сайты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на ведение реестра квалифицированных Подрядных организаций, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 Правил).
Доступ заказчиков, органов по ведению реестра к единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) предоставляется после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в единой информационной системе.
Регистрация заказчиков, органов по ведению реестра в единой информационной системе осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с устанавливаемым им порядком (пункт 5.1 Правил).
Правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи, в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, установив, что Министерством не осуществляется формирование и публичное размещение планов графиков проведения предварительных отборов квалифицированных подрядных организаций на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам, установленным в пункте 8 Положения N 615, что может привести к предоставлению хозяйствующему субъекту доступа к информации о планируемом проведении отборов по конкретному предмету в приоритетном порядке, суды обоснованно поддержали вывод антимонопольного органа о наличии в действиях заявителя признаков нарушения пункта 6 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Также, судами правомерно учтено, что оспариваемое предупреждение отвечает критериям исполнимости, предписанные заявителю действия о принятии мер по надлежащему исполнению обязательств, отвечают целям предупреждения, установленным частью 1 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ, направлены на пресечение действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, соответственно, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают, сделав правильный вывод о соответствии оспариваемого предупреждения нормам действующего законодательства.
Доказательств нарушения оспариваемым предупреждением прав и законных интересов, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя доводы заявителя жалобы об отсутствии самого факта нарушения антимонопольного законодательства, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался положениями пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", частей 1 и 4 статьи 39.1, пункта 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, и обоснованно исходил из того, что предупреждение должно содержать предварительную оценку действий (бездействия) лица на предмет наличия в них нарушения антимонопольного законодательства и представлять возможность лицу самостоятельно устранить допущенные нарушения, если таковые имели место в действительности; кроме того, в предупреждении антимонопольного органа не могут устанавливаться факты нарушения антимонопольного законодательства и не может указываться на применение мер государственного принуждения.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
По существу доводы направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2023 по делу N А60-45172/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств нарушения оспариваемым предупреждением прав и законных интересов, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя доводы заявителя жалобы об отсутствии самого факта нарушения антимонопольного законодательства, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался положениями пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", частей 1 и 4 статьи 39.1, пункта 7 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, и обоснованно исходил из того, что предупреждение должно содержать предварительную оценку действий (бездействия) лица на предмет наличия в них нарушения антимонопольного законодательства и представлять возможность лицу самостоятельно устранить допущенные нарушения, если таковые имели место в действительности; кроме того, в предупреждении антимонопольного органа не могут устанавливаться факты нарушения антимонопольного законодательства и не может указываться на применение мер государственного принуждения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 июня 2024 г. N Ф09-2863/24 по делу N А60-45172/2023