Екатеринбург |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А60-42430/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Административно-хозяйственное управление" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2023 по делу N А60-42430/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Кадцына О.В. (доверенность от 28.12.2023 N 14, паспорт, диплом);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Управление) - Анисимов Р.Г. (доверенность от 15.08.2023 N 282, паспорт, диплом).
Администрация городского округа Верхняя Пышма (далее - Администрация) и учреждение обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления от 29.06.2023 N 066/06/104-2349/2023 (с учетом объединения дела N А60-42430/2023 с делом N А60-50417/2023).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Байсэлл" (далее - общество "Байсэлл"), индивидуальный предприниматель Стешенко Н.В. (далее - предприниматель Стешенко Н.В.).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального, процессуального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, нарушений части 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) учреждением не допущено, доказательства того, что при описании объекта закупки не был использован Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также не применены правила использования каталога, отсутствуют, судами данный вопрос не исследовался.
Также считает, суды первой и апелляционной инстанций ошибочно посчитали установленным факт нарушения учреждением пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Учреждение полагает, что указание конкретного значения при заполнении заявки, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, не исключает целесообразности классификации товаров на стадии описания объекта закупки, в то же время оно позволяет конкретизировать товар на финальной стадии закупки, чтобы соблюсти баланс интересов заказчика и поставщика.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.06.2023 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку текстильной сувенирной продукции (извещение N 0162300005823000229) с указанием начальной (максимальной) цены контракта 189 000,00 рублей.
Закупочной комиссией проведена процедура рассмотрения заявок на участие в закупке, по её итогам составлен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.06.2023 N ИЭА1.
В соответствии с указанным протоколом, заявка с идентификационным номером (114475469) (общество "Байсэлл" порядковый номер заявки 1) была отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктом 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, в виду не указания конкретного значения показателя "тип основного материала" позиции 2,3,4 Описания объекта закупок, согласно инструкции при установленном требовании к значению показателя "/" - участнику закупки необходимо указать одно из перечисленных значений данного показателя.
Полагая действия закупочной комиссии по отклонению заявки неправомерными, общество "Байсэлл" 22.06.2023 обратилось в Управление с жалобой на нарушение закупочной комиссией при осуществлении закупки законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Управлением 29.06.2023 вынесено решение N 066/06/104-2349/2023 в соответствии, с которым жалоба общества "Байсэлл" признана необоснованной; при этом в действиях заказчика в лице учреждения выявлено нарушение части 6 статьи 23, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании указанного решения Управлением заказчику в лице учреждения, уполномоченному органу в лице Администрации, закупочной комиссии, оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, установленные решением от 29.06.2023 N 066/06/104-2349/2023, путем отзыва карточки контракта (если такая была направлена), отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация и Учреждение обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, при рассмотрении дела не установили совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными и оставили требования без удовлетворения.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений частя 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных н муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных н муниципальных нужд определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145).
Согласно пункту 4 Правил N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2020 N 24-06-08/51013, с учетом методологии разработки каталога Минфином России и Федеральным казначейством предусмотрены три вида характеристик: "не изменяемая заказчиком" - характеристика с установленным значением, не подлежащим изменению заказчиком при выборе позиции; "изменяемая заказчиком (выбор одного)" - позволяет заказчику выбрать одно из множества значений характеристики; "изменяемая заказчиком (множественный выбор)" - позволяет заказчику выбрать одно или несколько значений характеристики.
При этом "изменяемые заказчиком" характеристики могут быть обязательными или необязательными к применению заказчиками.
Судами верно заключено, что заказчик обязан на основании пункта 4 Правил N 145 применять "не изменяемую заказчиком" характеристику в строгом соответствии с тем, как она установлена в соответствующей позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Правильно применив указанные выше нормы права, установив, что раздел конкурсной документации "Описание товара, работы, услуги" согласно позиции КТРУ 14.19.40.000-00000012 содержит характеристику закупаемого товара и ее значения: тип основного материала (искусственная кожа, натуральная кожа, натуральная ткань/ натуральное трикотажное полотно, синтетическая ткань/ синтетическое трикотажное полотно, смесовая ткань/ смесовое трикотажное полотно), при этом в разделе конкурсной документации "Описание объекта закупки" извещения запроса котировок в электронной форме (пункт 8.1) заказчиком установлены характеристики закупаемого товара, в том числе: "тип основного материала" позиции 2,3 - Натуральная ткань/натуральное трикотажное полотно, позиция 4 - Синтетическая ткань/синтетическое трикотажное полотно, учитывая, что значение характеристики закупаемого товара "тип основного материала" является одним единым значением и не подлежит изменению заказчиком, следовательно, их корректировка не предусмотрена, установив, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в закупке в случае применения заказчиком в описании объекта закупки слов "и/или", "или", "либо", "/" - участнику закупки необходимо указать одно из перечисленных значений данного показателя, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заказчик, устанавливая в описании объекта закупки значения типа основного материала из КТРУ, которое является единым (неизменяемым) значением, при этом устанавливая требование о необходимости указания участником закупки конкретного значение, вводит участников закупки в заблуждение относительно правильности указания данного значения при заполнении заявки, что не позволяет такому участнику корректно подать заявку на участие в закупке, так как значение характеристики "Тип основного материала" является одним единым значением и не подлежит изменению.
Отклоняя доводы жалобы о том, что требование заказчика о необходимости указания конкретного значения типа основного материала позволит избежать неопределенности в характеристиках товара при заключении контракта на поставку товара и его приемке, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что указание конкретного значения типа основного материала по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия её проведения.
Судом апелляционной инстанции справедливо учтено, что в данном случае, применяя в описании объекта закупки тип основного материала изделия в виде единого значения из КТРУ, заказчик указал потребность в поставке головных уборов с типом основного материала, как из натуральной ткани, так и из натурального трикотажного полотна; как из синтетической ткани, так и синтетического трикотажного полотна, что исключает необходимость указания участником в заявке конкретного показателя. Иного из положений документации о закупки не следует, заявителем не представлено.
На основании изложенного суды, установив нарушение учреждением части 6 статьи 23, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, правомерно признали оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и сделанные на их основании выводы, учреждением в материалы дела, суду не представлено.
Все доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов.
По существу доводы направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2023 по делу N А60-42430/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Административно-хозяйственное управление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу учреждения, признав законными решение и предписание антимонопольного органа, установившие нарушения в процессе закупки. Суд отметил, что заказчик неправомерно требовал указания конкретного значения материала в заявках, что ограничивало конкуренцию. Выводы судов первой и апелляционной инстанций признаны обоснованными и соответствующими нормам законодательства о контрактной системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2024 г. N Ф09-2906/24 по делу N А60-42430/2023