Екатеринбург |
|
10 июня 2024 г. |
Дело N А47-732/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Ивановой С.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркевич Н.В. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы прокуратуры Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2023 по делу N А47-732/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
- Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - Извекова Т.Н. (доверенность от 13.05.2024, паспорт, диплом), Степанов А.С. (доверенность от 05.06.2024, паспорт, диплом).
- прокуратуры Оренбургской области - Бессонова В.В. (доверенность от 09.01.2024, служебное удостоверение);
- общества с ограниченной ответственностью "Оренбургская горнопромышленная компания" - директор Имайкин Р.Р. (паспорт), Павельева М.А. (доверенность от 20.02.2024, паспорт, диплом); Карымов В.Р. (доверенность от 27.11.2023, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбургская горнопромышленная компания" (далее также - общество, общество "Оренбургская горнопромышленная компания", общество "ОГПК") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее также - административный орган, министерство) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.01.2023 N 7.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Оренбургская природоохранная межрайонная прокуратура, Позигун Владимир Владимирович, Сайдашев Руслан Маратович, государственное бюджетное учреждение "Экологическая служба Оренбургской области" (далее также - ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области", учреждение), прокуратура Оренбургской области (далее также - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2023 заявление удовлетворено частично, признано незаконным и отменено постановление Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о назначении административного наказания от 12.01.2023 N 7 о привлечении общества "Оренбургская горнопромышленная компания" к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в сумме, превышающей 30 000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 решение суда отменено, заявление общества "Оренбургская горнопромышленная компания" удовлетворено, постановление от 12.01.2023 N 7 Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о назначении административного наказания обществу по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционного суда, прокуратура Оренбургской области и Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области обратились в Арбитражный суд Уральского округа с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и прокуратура Оренбургской области просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме либо направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Министерство полагает, что, вопреки выводам суда первой инстанции, при рассмотрении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в отношении общества "ОГПК" было учтено, что общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем административным органом самостоятельно применена часть 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 450 000 руб., то есть ниже минимального размера санкции указанной статьи.
Министерство отмечает, что, поскольку часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ не предусматривает административное наказание лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то судом первой инстанции неверно применена совокупность статьи 2.4 КоАП РФ и части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
В кассационной жалобе прокуратура Оренбургской области просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В кассационных жалобах Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и прокуратура Оренбургской области приводят доводы о том, что судом первой инстанции достоверно установлена добыча обществом общераспространенного полезного ископаемого (песка) за пределами предоставленного в пользование Елшанского месторождения в 2020-2022 (7 месяцев) гг., вина общества в совершении правонарушения установлена, процедура по делу об административном правонарушении соблюдена.
Заявители жалоб считают обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Министерство и прокуратура выражают несогласие с выводом апелляционного суда о недоказанности факта осуществления обществом незаконной добычи полезных ископаемых на участке недр Елшанка-2 и об отсутствии доказательств нахождения спецтехники на участке недр Елшанка-2 и принадлежности спецтехники обществу "ОГПК", указывают, что принадлежность техники обществу в ходе проверки и рассмотрения материалов административного дела обществом подтверждалась.
Заявители полагают, что вопрос о реализации обществом песка и объема реализации для подтверждения факта совершения административного правонарушения именно обществом не имеет правового значения для квалификации правонарушения и доказывания его объективной стороны.
Административный орган и прокуратура обращают внимание суда, что объем добытого полезного ископаемого подтверждается техническим отчетом и налоговыми декларациями по налогу на добычу полезных ископаемых, в которых помимо информации об объемах полезного ископаемого за отчетный период имеются сведения о реализованном обществом полезном ископаемом.
Как указывают министерство и прокуратура, факт неотработки обществом "ОГПК" запасов Елшанского месторождения в объеме 223 тыс. м3 (из 260 тыс. м3 предоставленных по лицензии ОРБ 05710 ТЭ) в совокупности с данными налоговых деклараций по НДПИ указывают на ведение работ обществом за пределами лицензионного участка, предоставленного в пользование.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбургская горнопромышленная компания" просит оставить оспариваемое постановление апелляционного суда без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в них, направленными на переоценку доказательств, отрицает событие вменяемого правонарушения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Оренбургская горнопромышленная компания" 29.12.2018 зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1185658021372, основной вид деятельности - 08.12 "Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина".
19.09.2019 министерством выдана обществу лицензия на пользование недрами ОРБ 05710 ТЭ с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи песка для строительной промышленности (кроме цементной) на участке недр Елшанского месторождения, участок недр расположен в 6 км юго-восточнее с. Елшанка Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области.
В пункте 2.3 лицензионного соглашения об условиях пользования участком недр Елшанского месторождения (приложение N 1 к лицензии ОРБ 05710 ТЭ) (далее - лицензионное соглашение) указаны географические координаты предварительных границ лицензионного участка.
Уточнение границ горного отвода осуществляется в установленном порядке после согласования и утверждения в установленном порядке технического проекта разработки участка недр (пункт 2.4 лицензионного соглашения); вид полезного ископаемого - песок для строительной промышленности (кроме цементной) (пункт 3.1 лицензионного соглашения); пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения недропользования и смежных с ним отраслях, а также норм и правил в области использования и охраны недр (подпункт 1 пункта 3.4 лицензионного соглашения).
Согласно краткой характеристике участка недр Елшанского месторождения (приложение N 6 к лицензии ОРБ 05710 ТЭ) по состоянию на 01.01.2019 территориальным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых учтены запасы песка Елшанского месторождения в количестве 260,0 тыс. м3, в том числе по категории В - 3,0 тыс. м3, по категории С1 - 257, тыс. м3, из них - 37 тыс. м3 - необводненные запасы, 223 тыс. м3 - запасы обводненной толщи южного фланга месторождения.
25.08.2022 и.о. Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора принято решение N 52 о проведении в отношении общества "Оренбургская горнопромышленная компания" проверки соблюдения осуществляемой деятельности или действий (бездействия) требованиям законодательства о недропользовании, промышленной безопасности.
26.08.2022 с решением под роспись ознакомлен руководитель общества.
17.08.2022 и.о. Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора обратился в Министерство с запросом о выделении специалиста Министерства и ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" для участия в проверке с целью осуществления экспертно-аналитических функций с одновременным маркшейдерским исследованием в сфере соблюдения требований законодательства об охране недр.
Министерством поручено главному маркшейдеру ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" обеспечить 26.08.2022 выезд и проведение съемки - поручение от 25.08.2022 N 62.
По результатам маркшейдерских работ главным маркшейдером ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" (лицензия на производство маркшейдерских работ от 12.05.2022 N Л037-00109-56/00259418) Синюшкиным А.А. составлен технический отчет по результатам маркшейдерских работ на участке недр Елшанского месторождения (далее - технический отчет).
Согласно техническому отчету на момент проведения маркшейдерского исследования (26.08.2022) разработка участка недр Елшанского месторождения производилась без разработанной и утвержденной технической документации; добыча обводненных песков велась экскаватором на площади менее 50 кв.м. в юго-западной части месторождения.
В ходе маркшейдерских работ был проведен сравнительный анализ изменений положения горных работ на участке недр за период с 2019 по 2022 гг., в ходе которого использовались результаты аэрофотосъемки участка недр, проведенных во время текущих маркшейдерских работ, и спутниковый снимок за 2019 г., размещенный в общедоступной программе Googlе Earth.
В заключении технического отчета указано, что общая площадь ведения добычных работ за пределами лицензионного участка составляет 4,48 га, площадь ведения работ по добыче полезных ископаемых в пределах лицензионного участка составляет 0,67 га; объем добычи полезного ископаемого (песка) в период с июля 2019 по август 2022 составил 145,82 тыс.м3: в границах участка недр Елшанского месторождения - 15,83 тыс.м3, в границах участка недр "Елшанка-2" - 106,7 тыс.м3, за границами участков недр местного значения - 23,3 тыс.м3.
По результатам проверки министерством составлена информационная справка от 21.11.2022 (далее - информационная справка), согласно которой общество "Оренбургская горнопромышленная компания" осуществляло горные работы (вскрышные, добычные) за границами Елшанского месторождения, в том числе на участке недр местного значения "Елшанка-2".
По итогам проверки заместитель Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора составил акт проверки от 14.12.2022, согласно которому общество "ОГПК" осуществило добычу общераспространенных полезных ископаемых (не прошедших государственную экспертизу и не поставленных на учет) за контуром подсчета запасов Елшанского месторождения в объеме 145,83 тыс. м3.
14.12.2022 и.о. Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в присутствии законного представителя заявителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом министерства в присутствии законного представителя общества принято постановление от 12.01.2023 N 7 о назначении административного наказания (далее также - постановление), которым общество "ОГПК" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания с учетом статуса общества как субъекта малого предпринимательства и положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 450 000 руб.
Несогласие с принятым постановлением послужило основанием для обращения общества "Оренбургская горнопромышленная компания" в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, однако посчитал правильным применение в совокупности со статьей 2.4 КоАП РФ положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ и определил административный штраф в размере 30 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, посчитал, что административным органом не доказано наличие объективной стороны состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, министерством не представлено бесспорных и достаточных доказательств того, что именно общество допустило добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка строительного) на участке недр местного значения Елшанка-2 в объеме 106,7 тыс. м3.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанцииприходит к следующим выводам.
Как предусмотрено частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как указано в части 1 статьи 23.22 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 7.3 КоАП РФ.
Судами правомерно установлено, что оспариваемое постановление принято должностным лицом уполномоченного органа.
Судами сделан также обоснованный вывод об отсутствии процессуальных нарушений при проведении прокурорской проверки, явившейся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, о соблюдении срока проведения прокурорской проверки.
Часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются охраняемые общественные отношения в сфере лицензирования пользования недрами.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии.
Субъектами могут являться физические и юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (статья 2.3 Закона о недрах).
В соответствии с распоряжением министерства от 17.07.2018 N 1995-р "Об утверждении дополнительного перечня участков недр местного значения Оренбургской области" участок недр Елшанского месторождения включен в перечень участков недр местного значения.
Согласно части 6 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 23 Закона о недрах предусмотрено, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о недрах запрещает самовольное пользование недрами, то есть пользование недрами без лицензии.
В силу статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.
В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 49 Закона о недрах лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, добыча полезных ископаемых без лицензии образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Судами учтено, что участок недр Елшанского месторождения расположен в границах следующих земельных участков:
- 56:29:0113008:41 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, собственник земельного участка (правообладатель) - физическое лицо);
- 56:29:0113012:75 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, собственник земельного участка (правообладатель) - физическое лицо);
- 56:29:0113012:22 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, собственник земельного участка - данные отсутствуют;
- 56:29:0113008:5 (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, собственник земельного участка - данные отсутствуют;
- нераспределенные земли.
Суды установили, что в результате проверки и по сведениям общества "ОГПК" подтвержден факт осуществления обществом добычи песка для строительной промышленности на Елшанском месторождении в 2020-2022 гг.
Как указывает министерство, согласно техническому отчету по результатам маркшейдерских работ на участке недр Елшанского месторождения, представленному ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области", проводимыми обществом "ОГПК" горными работами затронуты все вышеуказанные земельные участки.
Согласно техническому отчету, общество "ОГПК" осуществляло горные работы (вскрышные, добычные) за границами Елшанского месторождения, в том числе на участке недр местного значения - "Елшанка-2", общий объем добычи полезного ископаемого (песка) на обследуемом участке в период с июля 2019 по август 2022 гг. составил 145,83 тыс.м3. Объем добычи полезного ископаемого относительно границ участков недр местного значения распределен следующим образом: в границах участка недр Елшанского месторождения объем добычи составил 15,83 тыс.м3, в границах участка недр "Елшанка-2" 106,7 тыс.м3, за границами участков недр местного значения объем добычи песка составил 23,3 тыс.м3.
В этой связи министерство пришло к выводу о ведении обществом самовольной добычи песка за границами Елшанского месторождения в нарушение пунктов 1, 7, 10 части 2 статьи 22, статьи 23 Закона о недрах, абзаца 2 пункта 3.4 лицензионного соглашения.
Однако в ходе пересмотра дела по существу судом апелляционной инстанции установлено, что данный вывод административного органа не подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, в постановлении от 12.01.2023 N 7 содержатся выводы административного органа о наличии в действиях общества "ОГПК" административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ основанные на двух доказательствах:
1) налоговых декларациях общества "ОГПК" на добычу полезных ископаемых, согласно которым в 2020 добыто 41 837 м3, в 2021 - 124 777 м3, за 7 месяцев 2022 - 43 745 м3, общий объем - 210 359 м3.
2) техническом отчете по результатам маркшейдерских работ на участке недр Елшанского месторождения, подготовленном главным маркшейдером ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области".
Общество при рассмотрении дела указывало на то, что Технический отчет по результатам маркшейдерских работ на участке недр Елшанского месторождения, подготовленный главным маркшейдером ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области", является ненадлежащим доказательством.
Суд апелляционной инстанции установил, что технический отчет подготовлен ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области", имеющим лицензию на производство маркшейдерских работ от 12.05.2022 N Л037-00109-56/00259418, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Инструментальная топографическая съемка участка недр Елшанского месторождения и прилегающей территории и подготовка технического отчета проводились главным маркшейдером ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" Синюшкиным А.А., имеющим необходимое образование и квалификацию.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что технический отчет по результатам маркшейдерских работ на участке недр Елшанского месторождения, подготовленный главным маркшейдером ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области", является относимым и допустимым доказательством.
Однако, как правомерно указано апелляционным судом, данный технический отчет не устанавливает факт совершения обществом "ОГПК" административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, так как в его содержании не имеется точных сведений о том, что работы по добыче общераспространенного полезного ископаемого на месторождении Елшанка-2 и за границами Елшанского месторождения велись именно обществом.
Суд апелляционной инстанции верно отметил, что в техническом отчете маркшейдером фактически отражена объективная информация о состоянии недр на участках Елшанка-2, Елшанского месторождения и за его границами.
В заключении технического отчета указано, что участки ведения горных (добычных) работ частично расположены за границами участка недр Елшанского месторождения, определенными лицензией на пользование недрами N ОРБ 05710 ТЭ, отражено расположение выемок горной массы, выполненных с июля 2019 по август 2022 гг., определена общая площадь ведения добычных работ за пределами лицензионного участка составляет 4,48 га, а также площадь ведения добычных работ по добыче полезного ископаемого в пределах лицензионного участка составляет 0,67 га.
Определен общий объем выемки горной массы на участке недр Елшанского месторождения в период с июля 2019 по август 2022 гг., составивший 245,77 тыс. м3, из них объем вскрышных работ - 99,94 тыс. м3, объем добычи полезного ископаемого (песка) в период с июля 2019 по август 2022 - 145,83 тыс. м3, объем добычи полезного ископаемого относительно границ участков недр местного значения распределен следующим образом: в границах участка недр Елшанского месторождения объем добычи составил 15,83 тыс. м3, в границах участка недр "Елшанка-2" 106,7 тыс. м3, за границами участков недр местного значения объем добычи песка составил 23,3 тыс.м3.
Апелляционным судом сделан верный вывод о том, что маркшейдером не устанавливалось лицо, проводившее работы по добыче полезного ископаемого на участке Елшанка-2, и данный вопрос не входит в компетенцию названного специалиста, так как такое лицо должно быть установлено только административным органом в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ такие данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
К материалам дела об административном правонарушении в качестве доказательства могут быть приобщены любые документы, содержащие какие-либо данные, позволяющие установить наличие (отсутствие) административного правонарушения, независимо от того, были ли эти документы составлены до или после возбуждения самого дела (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 N 189-О).
Исходя из норм КоАП РФ, сбор доказательств входит в обязанности административного органа и завершается до момента вынесения постановления по административному делу. В связи с чем законность постановления о привлечении к административной ответственности проверяется исходя из собранных в рамках производства по административному делу доказательств. Надлежащими доказательствами являются материалы административного дела.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.04.2013 N 486-О, с учетом пунктов 1 и 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 и 3 статьи 30.6 КоАП РФ, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение.
Следовательно, именно административный орган в соответствии со статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении должен установить все обстоятельства допущенного нарушения и доказать наличие состава административного правонарушения в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности. Суд проверяет лишь законность оспариваемого решения административного органа. При этом факт совершения субъектом административного правонарушения должен подтверждаться совокупностью прямых и косвенных доказательств.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано, что, несмотря на то, что в материалах технического отчета имеются фотографии спецтехники, расположенной на некоем участке, добыча экскаватором песка, материалами дела не подтверждено нахождение спецтехники именно на участке недр "Елшанка-2" и не доказана принадлежность спецтехники самому обществу "ОГПК" (министерством не представлены регистрирующие документы, договоры на аренду спецтехники, показания лиц, управляющих спецтехникой, в чью пользу они осуществляют деятельность на спорном участке недр, а равно не исследован вопрос о реализации обществом песка и объеме реализации и др.).
Кроме того, в качестве доказательств наличия в действиях общества "ОГПК" объективной стороны административного правонарушения министерство приводит налоговые декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), геологический отчет разведки Елшанского месторождения, условия лицензии ОРБ 05710 ТЭ.
Судами установлено, что в соответствии с налоговыми декларациями по НДПИ обществом "ОГПК" в 2020 г. добыто 41837 м3 песка для строительной промышленности, в 2021 г. - 124777 м3, за 7 месяцев 2022 г. - 43745 м3, общий объем составил 210 359 м3.
Согласно приложению N 6 к лицензии ОРБ 05710 ТЭ по состоянию на 01.01.2019 территориальным балансом запасов общераспространенных полезных ископаемых учтены запасы песка Елшанского месторождения в количестве 260 тыс. м3, из которых:
- необводненных запасов песка 37 тыс. м3 - из оставшихся запасов песков Елшанского месторождения, утвержденных протоколом ТКЗ при Комитете по геологии и использованию недр Оренбургской области от 07.07.1997 N 236;
- запасов песков обводненной толщи южного фланга Елшанского месторождения 223 тыс. м3 - запасы песков, утвержденные распоряжением МПР Оренбургской области от 19.05.2010 N 638-р (протокол заседания комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых Оренбургской области от 27.04.2010 N 20).
Согласно осмотру Елшанского месторождения, проведенному в рамках проверки и данным Технического отчета, добыча обводненных песков велась обществом "ОГПК" на площади менее 50 м2 в юго-западной части месторождения не ниже нижней границы запасов песков Елшанского месторождения, утвержденных протоколом ТКЗ при Комитете по геологии и использованию недр Оренбургской области от 07.07.1997 N 236, иные обводненные участки на Елшанском месторождений отсутствовали.
Министерство полагает, что общество "ОГПК" осуществляло добычу только в центральной и северной части Елшанского месторождения в объеме 6,17 тыс. м3, а запасы в объеме 223 тыс. м3 не отработаны, в связи с чем данные налоговых деклараций по НДПИ указывают на ведение работ обществом за пределами лицензионного участка.
Апелляционным судом учтено, что согласно техническому отчету объем добычи полезного ископаемого с июля 2019 по август 2022 гг. составил 145,83 тыс.м3, а в налоговых декларациях по НДПИ обществом задекларировано с 2020 по август 2022 гг. добытое полезное ископаемое в объеме 210, 359 тыс. м3.
Как отмечено судом апелляционной инстанции, разница в объемах добытого полезного ископаемого, установленного техническим отчетом (145,83 тыс.м3) и задекларированным обществом в целях налогообложения НДПИ (210,359 тыс. м3), составляющая порядка 1/3, является значительной, что не может быть погрешностью в результате разных способов подсчета объема полезного ископаемого маркшейдером и пользователем недр.
Однако апелляционный суд правомерно посчитал недоказанным вывод административного органа и обоснованно указал на право общества уточнять свои налоговые обязательства, в связи с чем сам по себе результат сопоставления объемов добытого полезного ископаемого в налоговых декларациях при отсутствии совокупности прямых и косвенных доказательств, подтверждающих факт добычи именно обществом "ОГПК" полезного ископаемого на участке недр "Елшанка-2" и за границами Елшанского месторождения, не подтверждает наличие в действиях общества события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
На этом основании суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что для подтверждения факта совершения административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 части 7.3 КоАП РФ, обществом "ОГПК" именно на административном органе лежит обязанность собрать в рамках предоставленных ему КоАП РФ полномочий необходимые доказательства совершения данным лицом вменяемого административного правонарушения и представить их суду. Апелляционным судом отмечено, что соответствующие полномочия административным органом не реализованы, обязанность доказывания наличия объективной стороны административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в деянии общества не исполнена.
Учитывая то, каким образом административным органом в оспариваемом постановлении сформулирована объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения, суд апелляционной инстанции обоснованно и мотивированно признал недоказанным министерством наличие состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 части 7.3 КоАП РФ.
Апелляционный суд верно указал, что административным органом не представлено бесспорных и достаточных доказательств добычи именно обществом 14.12.2022 в 15.30 общераспространенного полезного ископаемого (песка строительного) на участке недр местного значения Елшанка-2 в объеме 106,7 тыс.м3.
Суд апелляционной инстанции не нашел в деле прямых доказательств, либо достаточной совокупности косвенных доказательств, которые бы прямо и однозначно подтверждали факт совершения вменяемого правонарушения именно обществом "ОГПК".
Суд округа не может не отметить также и тот факт, что вменение хозяйствующему субъекту, имеющему лицензию на пользование недрами (добыча песка) такого действия как осуществление такого пользования без лицензии само по себе является неправильным применением административным органом норм материального права.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не доказано наличие состава административного правонарушения в действиях общества, в связи с чем заключил, что в действиях общества "ОГПК" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и признал незаконным постановление от 12.01.2023 N 7 о применении административного наказания.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационных жалоб министерства и прокуратуры судом округа отклоняются по основаниям, приведенным в мотивировочной части настоящего постановления, как не свидетельствующие о нарушении апелляционным судом норм права и направленные на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Само по себе несогласие заявителей кассационных жалоб с позицией судов не является основанием для отмены законных судебных актов.
Поскольку суд апелляционной инстанции установил отсутствие события вменяемого обществу административного правонарушения, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новое решение об удовлетворении заявления общества "Оренбургская горнопромышленная компания" и признал незаконным постановление от 12.01.2023 N 7 о применении к обществу административного наказания.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы заявителей - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 по делу N А47-732/2023 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области и Прокуратуры Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным постановление о привлечении к административной ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии, указав на недостаточность доказательств, подтверждающих факт правонарушения. Апелляционный суд отметил, что административный орган не смог доказать, что именно общество осуществляло незаконную добычу на спорном участке, что стало основанием для отмены решения первой инстанции.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2024 г. N Ф09-3159/24 по делу N А47-732/2023