Екатеринбург |
|
11 июня 2024 г. |
Дело N А47-15311/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нива" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2023 по делу N А47-15311/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества - Шило Е.А. (доверенность от 17.01.2022);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Оренбургской области (далее - МИФНС N 15 по Оренбургской области, инспекция, налоговый орган) - Глущенко В.М. (доверенность от 24.05.2024).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Оренбургской области о признании задолженности общества, состоящей из недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ, КБК 18210102010010000110 (налог) в сумме 99253,00 руб., налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ, КБК 18210102010010000110 (пеня) в сумме 210 018,50 руб., налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ, КБК 18210102010010000110 (штраф) в сумме 52 322,80 руб., транспортному налогу с организаций, КБК 18210604011020000110 (налог) в сумме 219 074 руб., транспортному налогу с организаций, КБК 18210604011020000110 (пеня) в сумме 59 369,37 руб., транспортному налогу с организаций, КБК 18210604011020000110 (штраф) в сумме 792,40 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202010060010160 (налог (страховые взносы) в сумме 7771,91 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202010060010160 (пеня) в сумме 25938,37 руб., страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202090070010160 (налог (страховые взносы) 2572,79 руб., страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202090070010160 (пеня) в сумме 5115,07 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202101080013160 (налог (страховые взносы) в сумме 540,43 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202101080013160 (пеня) 1065,14 руб., доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 г., подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, КБК 18211610129010000140 в сумме 16 000 руб., штрафам за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), КБК 18211605160010007140 в сумме 1000,00 руб. (с перерасчетом суммы пени на дату списания налоговым органом задолженности, признанной безнадежной к взысканию), безнадежной к взысканию, возможности принудительного взыскания и обязанности по их уплате прекращенной, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена МИФНС N 15 по Оренбургской области; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суть доводов общества, настающего на признании недоимки безнадежной к взысканию, состоит в ошибочности выводов судов о нахождении налогоплательщика в процедуре ликвидации. Как указывает податель жалобы, процедура ликвидации общества прекращена по независящим от него обстоятельствам 11.10.2022 по причине истечения установленного законом годичного срока ликвидации, а выводы судов об обратном основаны на неверном применении норм материального права (статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)) и не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. С учетом изложенного общество полагает, что шестимесячный срок для повторного предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов у налогового органа истек 12.04.2023.
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС N 15 по Оренбургской области просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Материалами дела подтверждено и налогоплательщиком не оспаривается наличие неисполненной обязанности по уплате вышеуказанной спорной задолженности, в отношении которой налоговым органом в период с 2016-2021 годов были предприняты предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) меры по ее принудительному взысканию: в порядке статей 69,70 НК РФ вынесены требования, приняты решения по статье 46 НК РФ, в соответствии со статьей 47 НК РФ в службу судебных приставов направлены постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, исполнительные производства по которым впоследствии окончены в связи с ликвидацией должника.
Как усматривается из материалов дела, единственным участником общества 04.10.2021 принято решение о добровольной ликвидации общества, срок ликвидации установлен один год, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) была внесена соответствующая регистрационная запись N 2215600362910 от 11.10.2021.
Впоследствии 11.10.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2225600257584 об истечении срока ликвидации общества.
Ссылаясь на то, что с 12.10.2022 ликвидация общества прекращена, а повторно в службу судебных приставов-исполнителей исполнительные документы налоговым органом не предъявлялись, общество обратилось в суд с исковым заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию по причине истечения шестимесячного срока взыскания.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь при постановке данного вывода тем, что в настоящее время общество находится в процедуре ликвидации, соответственно, по мнению судов, у инспекции не имелось оснований для повторного предъявления в службу судебных приставов постановления о взыскании за счет имущества.
Суд округа полагает данные выводы ошибочными в связи со следующим.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщик вправе подать в суд заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, статья 47 НК РФ), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (часть 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N229-ФЗ)).
В соответствии с частью 6.1 статьи 21 Закона N 229-ФЗ оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ в случае ликвидации организации-должника исполнительное производство подлежит окончанию, после чего судебный пристав-исполнитель направляет исполнительный документ ликвидационной комиссии (ликвидатору).
Общие положения о ликвидации юридического лица содержатся в нормах гражданского законодательства (статьи 61-64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), особенности ликвидации обществ с ограниченной ответственностью и процедура ее проведения закреплены в Законе N 14-ФЗ.
Так, в силу статьи 57 Закона N 14-ФЗ срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев (пункт 6).
В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в пункте 6 настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ (пункт 7).
Таким образом, из системного толкования указанных пунктов статьи 57 Закона N 14-ФЗ следует, что ликвидация общества может длиться один год, при продлении в судебном порядке - полтора года, после чего ликвидация считается прекращенной в связи с истечением ее срока, о чем регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
Вопреки выводам судов, из материалов дела усматривается, что ликвидация общества прекращена 11.10.2022 в связи с истечением срока, установленного пунктом 6 статьи 57 Закона N 14-ФЗ, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись N2225600257584.
Соответственно после внесения записи в ЕГРЮЛ об истечении срока ликвидации общества (11.10.2022) налоговый орган не был лишен возможности повторного предъявления исполнительных документов к принудительному исполнению.
Вместе с тем до настоящего времени исполнительные документы к исполнению не предъявлены, спорная задолженность не погашена.
С учетом даты прекращения ликвидации общества (11.10.2022), при отсутствии доказательств повторного предъявления к принудительному исполнению исполнительных документов в сроки, установленные пунктом 6.1 статьи 21 Законом N 229-ФЗ, суд округа приходит к выводу, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания спорной задолженности.
Вопреки позиции инспекции, отсутствие у общества денежных средств и имущества само по себе не освобождает налоговый орган от обязанности своевременно, до истечения шестимесячного срока с момента прекращения ликвидации организации в связи с истечением сроков ее проведения повторно подать постановления, вынесенные в порядке статьи 47 НК РФ, в службу судебных приставов для принудительного взыскания налоговой задолженности.
Несовершение инспекцией вышеуказанных действий влечет утрату возможности взыскания спорной суммы задолженности по налогам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Учитывая наличие в материалах дела достаточных данных для вывода об обоснованности требования общества, суд кассационной инстанции считает возможным принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2023 по делу N А47-15311/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024 по тому же делу отменить, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Нива" требования удовлетворить.
Признать задолженность общества с ограниченной ответственностью "Нива", состоящую из недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ, КБК 18210102010010000110 (налог) в сумме 99253,00 руб., налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ, КБК 18210102010010000110 (пеня) в сумме 210 018,50 руб., налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса РФ, КБК 18210102010010000110 (штраф) в сумме 52 322,80 руб., транспортному налогу с организаций, КБК 18210604011020000110 (налог) в сумме 219 074 руб., транспортному налогу с организаций, КБК 18210604011020000110 (пеня) в сумме 59 369,37 руб., транспортному налогу с организаций, КБК 18210604011020000110 (штраф) в сумме 792,40 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202010060010160 (налог (страховые взносы) в сумме 7771,91 руб., страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202010060010160 (пеня) в сумме 25938,37 руб., страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202090070010160 (налог (страховые взносы) 2572,79 руб., страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202090070010160 (пеня) в сумме 5115,07 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202101080013160 (налог (страховые взносы) в сумме 540,43 руб., страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., КБК 18210202101080013160 (пеня) 1065,14 руб., доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 г., подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году, КБК 18211610129010000140 в сумме 16 000 руб., штрафам за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), КБК 18211605160010007140 в сумме 1000,00 руб. (с перерасчетом суммы пени на дату списания налоговым органом задолженности, признанной безнадежной к взысканию), безнадежной к взысканию.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нива" 12 000 руб. государственной пошлины за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил предыдущие судебные акты, признав налоговую задолженность общества безнадежной к взысканию. Суд установил, что налоговый орган не предпринял необходимых действий для повторного предъявления исполнительных документов после прекращения ликвидации общества, что привело к утрате возможности принудительного взыскания задолженности.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2024 г. N Ф09-2889/24 по делу N А47-15311/2021
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2025 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16672/2024
11.06.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2889/2024
21.03.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1272/2024
15.12.2023 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-15311/2021