Екатеринбург |
|
13 июня 2024 г. |
Дело N А60-14459/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Ивановой С.О., Лукьянова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Равновесие" (далее - заявитель, общество, общество "ТД "Равновесие") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2023 по делу N А60-14459/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители общества "ТД "Равновесие": Гилаева Ю.М. (доверенность от 16.11.2023, диплом), Вожжиков А.С. (доверенность от 10.07.2023 N 7, диплом).
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) - Маклакова М.А. (доверенность от 30.11.2023 N 286, диплом, удостоверение).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "ТД "Равновесие" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным решения от 23.01.2023 N 066/06/106-191/2023 (далее - решение).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Областная детская клиническая больница" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТД "Равновесие" просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам;
просит принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы обществом приведены доводы о том, что снижение цены контракта на 15% является незаконным, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный товар имеет российское происхождение. При этом декларация и сертификат соответствия, выданный коммерческой организацией, не являются документами, подтверждающими страну происхождения товаров.
Указывает, что на территории Российской Федерации отсутствует производство компакт-дисков (CD-R, DVD-R).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения; указывает, что судами в полном объеме выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы судов соответствуют обстоятельствам дела; нарушение или неверное применение норм материального или процессуального права отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.12.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) и на сайте электронной торговой площадки общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (http://www.rtstender.ru) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362200025822001445 (далее - аукцион) на поставку дисков оптических. Начальная (максимальная) цена контракта составила 255 500 руб.
Закупочной комиссией 12.01.2023 проведена процедура подведения итогов аукциона, по итогам которой составлен протокол N ИЭА1 (далее - протокол), в соответствии с которым заявки участников закупки, которым были присвоены идентификационные номера N 113362701 (порядковый номер 1), N 113366586 (порядковый номер 2), N 113357922 (порядковый номер 3) признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям, установленным извещением о проведении аукциона.
Согласно пункту 9 протокола, по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером N 113362701 (общество "ТД "Равновесие") с ценовым предложением 218 452, 50 руб., заявка которого содержала предложение о поставке товара, страной происхождения которого является Тайвань (Китай).
В заявке участника с идентификационным номером N 113366586 страной происхождения товара задекларирована Российская Федерация.
Поскольку на участие в данном аукционе поступила заявка, содержавшая предложение о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), а именно: Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) победителю аукциона направлен проект контракта с предложением о его заключении по цене, сниженной на 15% от цены, предложенной им.
Не согласившись с действиями заказчика, закупочной комиссии, выразившихся в необоснованном снижении предложенной победителем аукциона цены контракта на 15%, общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой от 16.01.2023 вх. N 709-ЭП/23.
По итогам рассмотрения указанной жалобы комиссией управления принято решение, в соответствии с которым жалоба общества "ТД "Равновесие" признана необоснованной, так как нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) органом не выявлено.
Не согласившись с решением общество "ТД "Равновесие" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии необходимой совокупности оснований для признания решения недействительным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для иного вывода, в том числе с учетом положений частей 3, 4 статьи 14, частей 1, 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), частей 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", у суда кассационной инстанции не имеется в связи со следующим.
Заказчик пояснил, что в ходе рассмотрения жалобы общества, представленная участником закупки заявка с идентификационным номером N 113366586, соответствовала требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона. В связи с указанным комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки соответствующей требованиям извещения и Закона N 44-ФЗ.
Исходя из содержания извещения о закупке предметом аукциона является поставка дисков оптических. Заказчиком установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, с учетом требований статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, суды верно указали, что определение победителя закупки должно производиться с учетом ограничений и условий допуска, утвержденных действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что заявки участников закупки не содержали информации о нахождении предлагаемого к поставке товара в реестре российской радиоэлектронной продукции или в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов ЕАЭС.
Следовательно, судами верно указано, что Постановление N 878 не подлежало применению, с учетом положений пунктов 3, 3 (1) Постановления N 878.
В рассматриваемом деле к правоотношениям по заключению контракта правомерно применены положения приказа N 126н, которые предусматривают для целей определения страны происхождения указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
Пункт 1.6 приказа N 126н содержит прямое указание на то, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения товара.
Судами верно указано, что для целей применения приказа N 126н, в отличие от применения постановления N 878, достаточным является декларирование участником закупки в своей заявке страны происхождения товара, в то время как положения приказа N 126-н, равно как и требования законодательства о контрактной системе не обязывают участника закупки предоставлять документы, подтверждающие страну происхождения товара, в том числе предусмотренные постановлением N 878, учитывая, что указанные нормативные правовые акты применяются к различным стадиям определения поставщика и предполагают различный механизм подтверждения страны происхождения товара. При этом аукционная комиссия не обладает полномочиями направлять запросы участникам закупки с целью предоставления дополнительных документов, подтверждающих страну происхождения товара при проведении процедуры определения поставщика, что прямо противоречит части 1 статьи 46 Закона N 44-ФЗ.
Из материалов дела следует, что информация о стране происхождения товара продекларирована участниками закупки в составе заявок. Указанное соответствует подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
Судами верно указано, что комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявку в рамках тех сведений и документов, которые представлены участником закупки в составе заявки.
Следовательно, участники закупки не обязаны прикладывать документы и сведения, подтверждающие страну происхождения товара.
При этом верно определено, что из состава рассматриваемых заявок не представляется возможным оценить индивидуализирующие признаки товара, в том числе в целях проверки информации на предмет страны происхождения.
Доводы заявителя о том, что информация о происхождении товара (Россия) в составе заявки иного участника является недостоверной, правомерно отклонен, с учетом положений Закона N 44-ФЗ, в том числе статей 67, 69 Закона N 44-ФЗ.
Верно указано, что не допускаются истребование заказчиком на стадии рассмотрения заявок дополнительных документов, не поименованных в закупочной документации.
Следовательно, на этапе рассмотрения заявок на участие в аукционе у комиссии заказчика отсутствовали достаточные основания для отклонения заявок с указанием страны происхождения товара - Российская Федерация.
Вместе с тем, преференции по приказу N 126н в части снижения победителю цены контракта на 15% применимы в случае, если вторая заявка признана заявкой о поставке товара российского происхождения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 % от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов ЕАЭС).
Таким образом, управление правомерно не усмотрело нарушений в действиях заказчика в части применения условий подпункта "а" пункта 1.3 приказа N 126н к обществу "ТД "Равновесие".
Суды верно определили, что контракт с победителем аукциона - обществом, предложившим в заявке товар иностранного происхождения, подлежит заключению по цене, сниженной на 15% от предложенной заявителем.
На основании указанного, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями Закона N 44-ФЗ, Приказа N 126н, Постановления N 878, правомерно пришли к обоснованному выводу о том, что решение соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы общества "ТД "Равновесие".
Указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.05.2024 N 309-ЭС24-1236.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2023 по делу N А60-14459/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Равновесие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о законности снижения цены контракта на 15% для победителя аукциона, который предложил товар иностранного происхождения. Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили, что действия заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, и не усмотрели нарушений в применении норм права. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2024 г. N Ф09-2079/24 по делу N А60-14459/2023