Екатеринбург |
|
25 июня 2024 г. |
Дело N А71-6009/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А. А.,
судей Абозновой О. В., Васильченко Н. С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бидяновой В.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива "Строитель" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.01.2024 по делу N А71-6009/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) принял участие представитель гаражно-строительного кооператива "Строитель" - Наумов Д.Н. (доверенность от 28.12.2022).
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - общество "Спецавтохозяйство", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью гаражно-строительному кооперативу "Строитель" (далее - кооператив "Строитель", ответчик, заявитель жалобы) о взыскании долга по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период май 2021 года, с января по апрель 2022 года, с декабря 2022 по февраль 2023 года по договору от 09.01.2019 N 02333 в сумме 29 543 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.01.2024 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
Кооператив "Строитель", не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по данному делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора норм материального права, и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к необоснованному выводу о том, что факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчику в спорный период доказан и имеются основания для удовлетворения исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, представленная истцом информация о фактически вывезенном объеме, не подтверждает факт оказания услуг истцом ответчику в заявленном объеме.
Заявитель жалобы отмечает, что ответчиком в материалы дела представлен контррасчета по исковым требованиям, основанный на записях в журнале по вывозу мусора о фактически вывезенном объеме твердых коммунальных отходов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 01.01.2019 общество "Спецавтохозяйство" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике сроком на 10 лет
Между обществом "Спецавтохозяйство" (региональный оператор) и кооперативом "Строитель" (потребитель) подписан договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2019 N 02333.
По условиям договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке нормативного правового акта исполнительного органа власти Удмуртской Республики единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 5 719 руб. 15 коп. за 1 тонну в том числе НДС 20%.
Общество "Спецавтохозяйство", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период май 2021 года, с января по апрель 2022 года, с декабря 2022 по февраль 2023 года оказало услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, предъявив последнему для оплаты универсальные передаточные документы.
Указывая, что сумма задолженности кооператива "Строитель" перед обществом "Спецавтохозяйство" составляет 29 543 руб., истец направил в адрес ответчика претензию от 16.02.2023 N 5267 с предложением оплатить сумму долга.
Претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения регионального оператора в суд с рассматриваемым иском о взыскании задолженности.
Суд первой инстанции, установив факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, их объем и стоимость, признал исковые требования о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обоснованными.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно норме пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
На основании нормы части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с нормой части 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу нормы части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу нормы части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила от 03.06.2016 N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Как установлено судами, истец расчет объема оказанных услуг произвел расчётным путем исходя из согласованного сторонами в дополнительном соглашении к договору от 06.07.2020 N 1 количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с приложением N 1 к дополнительному соглашению от 06.07.2020 N 1 региональным операторам начиная с 01.08.2020 осуществляется вывоз твердых коммунальных отходов с объекта потребителя, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Маяковского, 53, в количестве контейнеров - 5, объемом 0,75 куб. м, периодичность вывоза - 1 раз в неделю (сб).
В подтверждение факта оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов истец представил выписки из маршрутных листов, подтверждающие оказание региональным оператором услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки ответчика, справки исполнителей истца общества "Мусоровоз", общества "Эколайн" с указанием общего количества контейнеров объемом 0,75 куб. метров.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность в соответствии с требованиями, предусмотренными нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций, установив факт оказания истцом услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период в заявленном объеме, признав расчет стоимости услуг, представленный истцом, соответствующим условиям договора, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к необоснованному выводу о том, что факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчику в спорный период доказан и имеются основания для удовлетворения исковых требований., а также о том, что представленная истцом информация о фактически вывезенном объеме, не подтверждает факт оказания услуг истцом ответчику в заявленном объеме, были предметом исследования судов нижестоящей инстанции обоснованно отклонены.
Расчет объема и стоимости оказанных услуг, произведенный истцом, соответствует условиям, согласованным сторонами в приложении N 1 к дополнительному соглашению от 06.07.2020 N 1.
Судами установлено, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт оказания истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика, в меньшем объеме.
Контррасчет, представленный ответчиком, основанный на записях в журнале по вывозу мусора о фактически вывезенном объеме твердых коммунальных отходов, правомерно отклонен судами, поскольку журнал по вывозу мусора, составлялся в одностороннем порядке работником ответчика, без участия незаинтересованных лиц, использование фото- и (или) видео-фиксации в момент вывоза твердых коммунальных отходов не предоставлено, иное материалы дела не содержат.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении региональным оператором обязательств по договору, равно как и доказательств того, что потребитель был вынужден обратиться за оказанием услуг по вывозу твердых коммунальных отходов к иному лицу, в связи с неоказанием соответствующих услуг региональным оператором, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам заявителя жалобы факт оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов подтвержден имеющимися в материалах дела деле доказательствами.
При указанных обстоятельствах, поскольку оплата задолженности за оказанные услуги ответчиком не произведена, расчет стоимости оказанных услуг в спорный период судами проверен и признан правомерным, соответствующим действующему законодательству, документально не опровергнут, требование истца о взыскании задолженности обоснованы, подтверждены материалами дела, и правомерно удовлетворены в заявленной сумме.
Доказательств, свидетельствующих об изменении способа расчета количества и объема твердых коммунальных отходов, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно указал, что условия договора между сторонами не изменились, коммерческий учет твердых коммунальных отходов должен осуществляться исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, а потому не могут служить поводом для их отмены.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба кооператива "Строитель" - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.01.2024 по делу N А71-6009/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу гаражно-строительного кооператива "Строитель" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Гайдук |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, установив факт оказания услуг и соответствие расчетов условиям договора. Кассационная жалоба ответчика отклонена, так как доводы о недостаточности доказательств были обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2024 г. N Ф09-3781/24 по делу N А71-6009/2023