Екатеринбург |
|
27 июня 2024 г. |
Дело N А76-33165/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Гайдук А. А., Васильченко Н. С.,
при ведении протокола помощником судьи Тороповым Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" (далее - общество "ЧОКЭ") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2023 по делу N А76-33165/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель Тахталымского потребительского общества (далее - Тахталымское ПО) - Агеев А.В. (доверенность от 01.01.2024).
Тахталымское ПО обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу "ЧОКЭ" об урегулировании разногласий при заключении договора теплоснабжения N 90103, а именно об установлении границы балансовой принадлежности тепловых сетей при оплате потерь тепловой энергии и подводящих тепловых сетях до объектов теплоснабжения Тахталымского ПО, расположенных по адресам: с. Кунашак, ул. Ленина, 97, 82, 88, 101, ул. Октябрьская, д. 5а, и несении расходов на эксплуатацию и ремонт спорных участков тепловых сетей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Кунашакский муниципальный район" в лице администрации Кунашакского муниципального района.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2023 разногласия сторон урегулированы.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЧОКЭ" просит указанные судебные акты отменить.
Ответчик указывает на то, что суд первой инстанции в обоснование своих выводов ссылается на нормативно-правовой акт, утративший силу.
Заявитель кассационной жалобы полагает возможным применить в настоящем случае правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.2019 N 310, поскольку истец не отрицает, что является единственным потребителем на объектах, указанных в договоре.
Общество "ЧОКЭ" ссылается на то, что часть 12 статьи 23.8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ) не применима в Челябинской области, так как согласно информационному письму Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19.02.2020 N 07/672 муниципальные образования Челябинской области не относятся к ценовым зонам теплоснабжения.
Ответчик также указывает, что пункты 4.2.2.1 - 4.2.2.7 договора в его редакции составлены в соответствии с правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), не противоречат пункту 76.
В отзыве на кассационную жалобу Тахталымкое ПО указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, между обществом "ЧОКЭ (ТСО) и Тахталымское ПО (потребитель) подписан договор на теплоснабжение N 90103, по условиям которого ТСО обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию до точки поставки, а потребитель обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и систем теплоснабжения и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, оплачивать использованную тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором, а также обеспечить учет потребления тепловой энергии.
Местом исполнения обязательств ТСО является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети "Потребителя" и тепловой сети ТСО (пункт 1.2. договора).
Граница балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон определяется в соответствующем акте (приложение N 1 к договору), являющемся неотъемлемой частью договора (пункт 1.3. договора).
Тепловой энергией обеспечиваются следующие объекты:
- магазин по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 97;
- административное здание по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 82;
- кафе-столовая "Виктория" по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 88;
- магазин по адресу: с. Кунашак, ул. Октябрьская, 5;
- магазин по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 101;
- магазин (пристрой) по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 97;
в соответствии с приложением N 2 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора (пункт 1.4. договора).
Ориентировочный договорной объем тепловой энергии на год составляет 445,840 Гкал (пункт 2.1. договора).
- суммарная расчетная максимальная тепловая нагрузка объектов 0,180933 Гкал/час, в том числе:
- на отопление 0,180933 Гкал/час, при Т н.в. = - 340С;
- на подогрев горячей воды (ГВС) 0 Гкал/час;
- на компонент 0 м3/час; - на вентиляцию 0 Гкал/час, при Т н.в. = - 210С;
- на потери в сетях потребителя 0 Гкал/час (пункт 2.2. договора).
Контроль качества теплоснабжения при поставке и потреблении тепловой энергии производится на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей организацией и потребителем (пункт 3.3. договора).
ТСО имеет право вводить ограничение или прекращение подачи тепловой энергии в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения и действующим законодательством Российской Федерации в следующих случаях:
- в случае возникновения (угрозы возникновения) аварий в системе теплоснабжения для недопущения длительного и глубокого нарушения гидравлических и тепловых режимов систем теплоснабжения, санитарногигиенических требований к качеству теплоносителя, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер, при условии немедленного уведомления потребителя об этом (пункт 4.2.2.1. договора);
- в случае выявления неудовлетворительного состояния теплопотребляющих установок потребителя вследствие несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок, удостоверенное органом государственного технического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей (пункт 4.2.2.2. договора);
- в случае проведения плановых испытаний и ремонтных работ на тепловых сетях или источниках тепловой энергии, предупредив потребителя не менее чем за 3 дня о точной дате и продолжительности перерыва в подаче тепловой энергии (пункт 4.2.2.3. договора).
- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии, установленных разделом 8 договора и наличии у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа. Возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после уплаты потребителем задолженности или по соглашению сторон при представлении потребителем соответствующих гарантий оплаты задолженности (пункт 4.2.2.4. договора).
- в случае нарушения потребителем условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и/или нарушения режима потребления тепловой энергии существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения (пункт 4.2.2.5. договора).
- прекращения обязательств сторон по договору теплоснабжения (пункт 4.2.2.6. договора).
- в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения.
Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления осуществляется за счет потребителя на основании расчета затрат ТСО (пункт 4.2.2.7. договора).
Требовать в установленном законодательством РФ порядке компенсации потребителем затрат, понесенных в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления в случаях, предусмотренных п. 4.2.2.2., 4.2.2.4., 4.2.2.5. договора (пункт 4.2.4. договора).
Учет отпускаемой тепловой энергии для нужд отопления (вентиляции) и ГВС производится по приборам коммерческого учета, установленного потребителем на границе балансовой принадлежности и допущенного в установленном порядке к эксплуатации с увеличением на величину погрешности измерения расхода тепловой энергии по теплосчетчику.
Показания приборов учета принимаются к расчету после подписания акта ввода в эксплуатацию узла учета и утверждения его представителем ТСО.
В акте ввода в эксплуатацию узла учета должны быть указаны технические данные прибора учета, измеряемые им параметры тепловой энергии (теплоносителя) и место его расположения.
Повторный ввод в эксплуатацию осуществляется после восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии, государственной поверки приборов учета, и ежегодно - перед началом отопительного сезона, о чем составляется акт периодической проверки узла учета в эксплуатацию.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета является неотъемлемой частью договора (Приложение N 3) (пункт 6.1. договора).
При установке приборов не на границе балансовой принадлежности, расчет за тепловую энергию производится с учетом потерь через изоляцию трубопровода и с учетом утечки сетевой воды на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора с увеличением на величину погрешности измерения расхода тепловой энергии по теплосчетчику. Потери тепловой энергии определяются расчетным методом в зависимости от длины, диаметра и методов прокладки трубопроводов в соответствии с Инструкцией по организации а Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной Приказом Минэнерго от 30.12.2008 N 325, Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105, а также Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (пункт 6.2. договора). К договору приложены акты разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
К договору представлены протоколы разногласий от 20.03.2019 в редакции истца и от 03.10.2019 в редакции ответчика, к договору теплоснабжения.
Разногласия сторон возникли по пунктам 1.2., 2.1., 2.2., 3.3., 4.2.2., 4.2.2.1. - 4.2.2.7., 4.2.4., 6.1., 6.2., Приложениям N 1, N 2 к договору.
Тахталымское ПО в целях урегулирования спора, возникшего при заключении договора, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемы исковым заявлением.
Суды удовлетворили исковые требования, урегулировали условия договора.
Возражения ответчика заявлены в отношении определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 1 к договору), пунктов 4.2.2., 4.2.2.1. - 4.2.2.7 договора.
По общему правилу суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд округа не находит оснований для их отмены.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к публичным договорам.
В статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как установлено судами, истец является потребителем тепловой энергии на объектах, расположенных по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 97; с. Кунашак, ул. Ленина, 82; с. Кунашак, ул. Ленина, 88; с. Кунашак, ул. Октябрьская, 5; с. Кунашак, ул. Ленина, 101; с. Кунашак, ул. Ленина, 97.
В материалы дела представлены выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, в которых подтверждено право собственности Тахталымского ПО.
Согласно части 7 Закона N 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к системе теплоснабжения, являющихся обязательным приложением к договору на подключение (технологическое присоединение) (далее - технические условия).
Согласно части 8 Закона N 190-ФЗ условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:
1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;
2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;
3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;
4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;
5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как установлено в пункте 21 Правил N 808, договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия:
договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;
величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;
ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;
ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
порядок расчетов по договору;
порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;
объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;
объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).
К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Положения, предусмотренные абзацами вторым, третьим и пятым настоящего пункта, а также пунктами 22, 23 и 29 - 31 настоящих Правил не применяются в ценовых зонах теплоснабжения.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к тепловой сети, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения.
Истец настаивает на том, что граница эксплуатационной ответственности должна устанавливаться в соответствии с границей балансовой принадлежности и определяться по внешней стене здания. Указывает, что государственная регистрация права собственности Тахталымского ПО на подводящие участки тепловых сетей до объектов теплоснабжения Тахталымского ПО, расположенных по адресам: с. Кунашак, ул. Ленина, 97, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 82, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 88, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 101, с. Кунашак, ул. Октябрьская, д. 5а, не осуществлялась, право собственности Тахталымского ПО в отношении указанных объектов недвижимости (тепловых сетей) отсутствует.
Ответчик ссылается на то, что истцом осуществляется фактическое использование подводящих участков тепловых сетей до объектов теплоснабжения Тахталымского, расположенных по адресам: с. Кунашак, ул. Ленина, 97, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 82, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 88, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 101, с. Кунашак, ул. Октябрьская, д. 5а, и, поскольку эксплуатация таких сетей осуществляется исключительно в целях поставки тепловой энергии на объекты Тахталымского ПО, оснований для установления границы эксплуатационной ответственности по внешней стене здания, не имеется.
Как отмечает ответчик, поскольку подключение объектов истца произведено до 1990 года, что установлено в рамках рассмотрения дела N А76-19763/2020, в период постройки и эксплуатации объектов истца действовал Приказ Минэнерго СССР от 06.12.1981 N 310 "Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией" (далее - Приказ N 310), в пункте 5.1 которого указано следующее: "Граница ответственности между потребителем и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание систем теплопотребления определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон", в спорных правоотношениях подлежат применению положения Приказа N 310, пусть он и признан недействующим с 01.01.2000, в соответствии с Приказом Минтопэнерго от 10.01.2000 N 2.
Ответчик полагает ошибочным выводы в части не отнесения спорных участков сетей за границами внешней стены здания объектов истца к балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности истца, с учетом того, что во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-19763/2020 от 10.02.2022 отражено, что доводы о том, что указанные участки тепловых сетей являются бесхозяйными, оценены критически, поскольку соответствующих доказательств материалы дела не содержат.
Согласно пояснениям Администрации указанные участки тепловых сетей являются бесхозяйными, а объекты, теплоснабжение которых осуществляется посредством теплосетей, не являются объектами муниципальной собственности, что также подтверждено сведениями Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии. В письме от 05.07.2021 N 906 Администрация сообщила, что спорные участки тепловых сетей созданы для теплоснабжения объектов магазина (ул. Ленина, д. 97), административного здания (ул. Ленина д. 82), кафе-столовой "Виктория" (ул. Ленина д. 88), магазинов (Ленина, д. 101, д. 97, Октябрьская, 5а).
Сведений о том, что спорные участки теплосети не связаны общим назначением с указанными объектами и не предназначены для их обслуживания, не представлено. В то же время владельцем указанных объектов является Тахталымское ПО, что подтверждается материалами дела и признается последним.
По мнению общества "ЧОКЭ", фактическое владение вышеуказанными сетями подтверждено тем, что Тахталымское ПО огородило заборами и калитками земельные участки, на которых располагаются объекты Тахталымское ПО и спорные тепловые сети. Государственная регистрация права собственности является правом, а не обязанностью истца.
Суд апелляционной инстанции исследовал указанные доводы и правильно отклонил их, не установив оснований для иного определения границ эксплуатационной ответственности, установленных по границам балансовой принадлежности. При этом суд апелляционной инстанции верно отметил, что само по себе наличие вступившего в законную силу судебного акта о взыскании стоимости потерь за ранее рассмотренный период не имеет преюдициального значения применительно к настоящему спору, в котором рассматриваются требования об урегулировании разногласий при заключении договора, поскольку выводы судов по делу N А76-19763/2020 постановлены в отношении конкретного периода взыскания с учетом представленных в указанное дело доказательств и исходя из обстоятельств, которые имелись на момент разрешения этого спора, что не препятствует в последующем предоставлять сторонам новые доказательства, заявлять об иных обстоятельствах, в том числе, возникших после рассмотренного в деле N А76-19763/2020 периода.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в рассматриваемом случае, заявляя требования об урегулировании разногласий при заключении договора и настаивая на ином установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, истцом доказано возникновение новых обстоятельств, отсутствовавших на момент рассмотрения дела N А76-19763/2020. Из материалов дела N А76-19763/2020 следует, что, взыскивая с Тахталымского ПО в пользу общества "ЧОКЭ" стоимость потерь тепловой энергии, арбитражный суд принял во внимание письменные пояснения Администрации, согласно которым указанные участки тепловых сетей не являются бесхозяйными, а объекты, теплоснабжение которых осуществляется посредством теплосетей, не являются объектами муниципальной собственности, а также сведениями Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии. Судами в деле N А76-19763/2020 принято во внимание письмо от 05.07.2021 N 906, в котором Администрация сообщила, что спорные участки тепловых сетей созданы для теплоснабжения объектов магазина (ул. Ленина, д. 97), административного здания (ул. Ленина д. 82), кафе-столовой "Виктория" (ул. Ленина д. 88), магазинов (Ленина, д. 101, д. 97, Октябрьская, 5а).
Между тем, в материалы рассматриваемого дела также представлены ответы Администрации и Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, которые с учетом состоявшихся решений суда общей юрисдикции, не подтверждают, а опровергают доводы общества "ЧОКЭ" о принадлежности спорных участков сетей Тахталымскому ПО.
В письме Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях от 14.09.2021 указано, что сведений об объектах недвижимости: тепловая сеть от ТК-56 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Октябрьская, д. 5а (L 23,4 м); от ТК 61 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина д. 82 (L 42,5 м); от ТК 57 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина д. 101; ул. Ленина, д. 97; ул. Ленина, д. 99 (L 77,6 м); от ТК 57 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина д. 88 (L 5,8 м), в реестре федерального имущества не имеется.
Согласно письму Администрации от 20.09.2021 подводящие участки теплосетей к объектам по адресам: с. Кунашак, ул. Ленина, 97, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 82, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 88, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 101, с. Кунашак, ул. Октябрьская, д. 5а, в реестре объектов муниципальной собственности Кунашакского муниципального района не значатся.
В соответствии с письмом Министерства имущества Челябинской области от 14.09.2021 спорные участки сетей в реестре имущества собственности Челябинской области не значатся. При этом дополнительно в данном письме отмечено, что отсутствие сведений в реестре имущества собственности Челябинской области не исключает права государственной собственности Челябинской области на указанное имущество.
Таким образом, в отношении спорных участков тепловых сетей отсутствует зарегистрированное право государственной (федеральной собственности, либо собственности субъектов Российской Федерации) или муниципальной собственности. При этом в материалы настоящего дела представлено заявление Муниципального образования "Кунашакский муниципальный район" Челябинской области о постановке на учет бесхозяйных вещей от 08.11.2021.
Судом общей юрисдикции 26.04.2022, 11.07.2022 приняты решения о признании права муниципальной собственности Муниципального образования "Кунашакский муниципальный район" Челябинской области в отношении объектов теплоснабжения, в отношении которых ранее поданы заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйных.
Как установлено частью 6.1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
В соответствии с частями 6.2 - 6.6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ при несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц.
До определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения.
В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения (далее - организация по содержанию и обслуживанию), если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения.
С даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию орган местного самоуправления отвечает за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. После определения организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения отвечает такая организация. Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных объектов теплоснабжения, тепловая мощность которых распределена в отношении тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, подключенных к системе теплоснабжения в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения, в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что решение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-19763/2020 от 10.02.2022 вступило в законную силу 13.07.2022.
Вместе с тем, в материалы дела представлены решения Кунашакского районного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N 2-666/2022, от 26.04.2022 по делу N 2-384/2022.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В настоящем случае из материалов дела следует, что решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N 2-666/2022 за муниципальным образованием "Кунашакский муниципальный район" признано право собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества теплоснабжения, в том числе: тепловая сеть кадастровый номер 74:13:0807043:680, расположенное по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, с Кунашак, ул. Ленина, д. 88; сооружения коммунального хозяйства кадастровый номер 74:13:0807021:413 расположенные по адресу: Челябинская область, Кунашакский муниципальный район, Кунашакское сельское поселение, с Кунашак, от ТК- 57 до нежилого здания, расположенного по адресу: с Кунашак, ул. Ленина, д. 101, ул. Ленина, д. 97, ул. Ленина, д. 99А; сооружения коммунального хозяйства кадастровый номер 74:13:0807033:560 расположенные по адресу: Челябинская область, Кунашакский муниципальный район, от ТК-61 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, д. 82; тепловая сеть кадастровый номер 74:13:0807045:869, расположенная по адресу: РФ, Челябинская область, Кунашакский район, с.Кунашак, ул. Октябрьская, 5, тепловая сеть от ТК-56 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Октябрьская, д. 5 А.
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 26.04.2022 по делу N 2-384/2022 за муниципальным образованием "Кунашакский муниципальный район" признано право собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе:
- тепловая сеть, расположенная по адресу Челябинская область Кунашакский район с. Кунашак от ТК-57 до нежилых зданий, расположенных по ул. Ленина, 101, ул. Ленина, 97, ул. Ленина 99 А, с кадастровым номером 74:13:0807021:413;
- тепловая сеть от ТК-61 до нежилого здания, расположенного по адресу Челябинская область Кунашакский район с. Кунашак ул. Ленина, 82, с кадастровым номером 74:13:0807033:560;
- тепловая сеть, расположенная по адресу Челябинская область Кунашакский район с. Кунашак от ТК-56 до нежилого здания по ул. Октябрьская, N 5 "А", с кадастровым номером 74:13:0807045:869.
Исковое заявление в рассматриваемом деле подано 07.10.2022, решение суда принято 07.12.2023, то есть после вступления в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции, представленными в дело выписками из ЕГРН подтверждается регистрация права муниципальной собственности подводящих участков теплосетей, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для установления истцу иной границы эксплуатационной ответственности.
Как верно указал суд апелляционной инстанции ссылка суда первой инстанции на положения Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", действовавшие до 01.03.2022, не привели к принятию неверного судебного акта, поскольку ранее содержащиеся в них положения, закреплены и развиты в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2115 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 2115), которые не претерпели значительных изменений, позволяющих прийти к иному выводу, отличному от обжалуемого решения.
Апелляционным судом установлено, что в Правилах N 2115 также раскрываются понятие "акт о подключении", "подключение", а также содержится норма, аналогичная по своему содержанию норме, содержащейся в пункте 50 Правил N 787.
При изложенных обстоятельствах ссылки суда первой инстанции на Правила N 787, утратившие силу на момент вынесения решения, не привели к принятию неправосудного судебного акта, поскольку в отсутствие доказательств, подтверждающих принадлежность спорных участков сети истцу (потребителю), возложение на истца обязанности по содержанию спорных участков сетей, является необоснованным.
В пункте 3 части 4 статьи 17 Закона N 190-ФЗ установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).
Установление в договоре энергоснабжения границы, определяющей линию раздела элементов тепловых сетей между потребителем и энергоснабжающей организацией, необходимо для определения места исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, зоны ответственности абонента и энергоснабжающей организации за содержание тепловых сетей.
Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Установление в договоре энергоснабжения границы, определяющей линию раздела элементов тепловых сетей между потребителем и энергоснабжающей организацией, необходимо для определения места исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, зоны ответственности абонента и энергоснабжающей организации за содержание тепловых сетей.
Суды верно исходили из того, что в рассматриваемом случае в отношении участка тепловой сети, собственник или иной законный владелец которого отсутствует, эксплуатационная ответственность подлежит отнесению на специализированную организацию, фактически эксплуатирующую данный участок сети для целей оказания услуги потребителю, который присоединен непосредственно к тепловым сетям.
Поскольку граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по признаку собственности (законного владения), для разрешения спора об этой границе необходимо установить собственников (законных владельцев) смежного сетевого оборудования.
Нахождение спорных участков сетей не в собственности сторон спора само по себе не накладывает обязательств по их эксплуатации на абонента. Напротив, законодательство о теплоснабжении предоставляет возможность теплосетевой организации урегулировать правоотношения по передаче тепловой энергии с владельцем сетей или использовать их как бесхозяйные (часть 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что муниципальное образование "Кунашакский муниципальный район" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, представила пояснения от 21.04.2023, в которых указало о признании спорных участков сетей бесхозяйными и постановку данных объектов 22.11.2021 на бесхозяйный учет на основании изготовленных технических планов.
Третье лицо в пояснениях подтвердило государственную регистрацию права собственности муниципального образования на основании решения Кунашакского районного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N 2-666/2022.
При изложенных обстоятельствах, в отсутствие документов, подтверждающих факт передачи истцу спорных участков тепловой сети, суды верно исходили из того, что истец не является собственником спорных участков тепловых сетей, в связи с чем не имеется оснований для возложения обязанности по содержанию вышеуказанных участков сетей на истца, не являющегося их правообладателем.
Возражения ответчика относительно указания суда первой инстанции на часть 12 статьи 23.8 Закона о теплоснабжении, с учетом того, что муниципальные образования Челябинской области не относятся к ценовым зонам теплоснабжения, апелляционным судом исследованы и правильно отклонены как не влияющие на законность и обоснованность принятого судебного акта.
При этом суд апелляционной инстанции верно отметил, что постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 22.02.2024 N 5/1 "О предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов" из областного бюджета ответчику предоставлены субсидии на компенсацию выпадающих доходов.
Ссылка ответчика на Приказ N 310 правильно отклонена апелляционным судом с учетом того, что приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 10.01.2000 N 2 с 01.01.2000 Приказ N 310 признан недействующим.
В части принятия новой редакции пункта 4.2.2 договора и исключения пунктов 4.2.2.1 - 4.2.2.7 договора суды пришли к следующим выводам.
В пункте 70 Правил N 808 установлено, что Теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями):
возникновение у теплоснабжающей организации задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответствующей 1 периоду платежа, установленному договором. Если потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является единая теплоснабжающая организация, расчет задолженности производится за вычетом задолженности теплосетевой организации по оплате тепловой энергии для компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя перед данной единой теплоснабжающей организацией;
приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов);
подключение потребителем тепловой энергии к тепловым сетям теплопотребляющих установок, не соответствующих условиям договора;
нарушение порядка подключения к системам теплоснабжения;
иные случаи, установленные пунктом 76 настоящих Правил в качестве оснований для введения ограничения режима потребления тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 76 Правил N 808 ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:
неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;
прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;
выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;
наличие обращения потребителя о введении ограничения;
иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.
При изложенных обстоятельства, разрешая разногласия сторон относительно определения оснований введения ответчиком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии на объекты теплоснабжения, принадлежащие истцу, суды исходили из того, что редакция пункта 4.2.2 договора, предложенная истцом, соответствует положениям пункта 76 Правил N 808, что обуславливает правомерность редакции пункта 4.2.2 договора, предложенной истцом.
Суды пришли к верному выводу о наличии оснований для исключении пунктов 4.2.2.1 - 4.2.2.7 договора, поскольку предложенная обществом "ЧОКЭ" редакция отличается от буквального содержания пункта 76 Правил N 808, что исключает возможность согласования таких условий, в отсутствие их согласования второй стороной.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, вопреки позиции ответчика, само по себе не противоречие предложенных пунктов Правилам N 808, не свидетельствует о возможности и необходимости включения судом таких условий в договор в отсутствие согласия потребителя, который возражает в отношении данных положений.
Поскольку согласие между сторонами не достигнуто, в силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, и, поскольку пункт 4.2.2 договора в редакции суда соответствует пункту 76 Правил N 808, доводы ответчика в указанной части верно отклонены.
Ссылка заявителя на судебную практику по иным делам не может являться основанием для отмены обжалованных судебных актов, поскольку приведенные заявителем в качестве примера судебные акты приняты по обстоятельствам, установленным в каждом конкретном споре.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов, не свидетельствуют о нарушении ими норм права и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в настоящем постановлении.
Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2023 по делу N А76-33165/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.
При изложенных обстоятельства, разрешая разногласия сторон относительно определения оснований введения ответчиком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии на объекты теплоснабжения, принадлежащие истцу, суды исходили из того, что редакция пункта 4.2.2 договора, предложенная истцом, соответствует положениям пункта 76 Правил N 808, что обуславливает правомерность редакции пункта 4.2.2 договора, предложенной истцом.
Суды пришли к верному выводу о наличии оснований для исключении пунктов 4.2.2.1 - 4.2.2.7 договора, поскольку предложенная обществом "ЧОКЭ" редакция отличается от буквального содержания пункта 76 Правил N 808, что исключает возможность согласования таких условий, в отсутствие их согласования второй стороной.
...
Поскольку согласие между сторонами не достигнуто, в силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, и, поскольку пункт 4.2.2 договора в редакции суда соответствует пункту 76 Правил N 808, доводы ответчика в указанной части верно отклонены."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2024 г. N Ф09-3694/24 по делу N А76-33165/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3694/2024
15.03.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-790/2024
07.12.2023 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-33165/2022
20.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17611/2022