Екатеринбург |
|
01 июля 2024 г. |
Дело N А60-45457/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А. Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее - отделение ФСС, фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2023 по делу N А60-45457/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Кондовина А.Н. (доверенность от 20.01.2023) ;
Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора, страхователь) - Кайбышев Д.Т. (доверенность от 20.12.2024).
Управление Росприроднадзора обратилось в суд с заявлением к отделению ФСС о признании недействительным решения от 24.07.2023 N 075S19230018144.
Фонд заявил встречное заявление о взыскании с управления Росприроднадзора финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за октябрь 2021 года в сумме 1 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.11.2023 заявленные требования Управление Росприроднадзора удовлетворены, оспариваемое решение фонда признано недействительным. В удовлетворении встречных требований отделению ФСС отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе фонд указывает на то, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), к страхователю применяются финансовые санкции. Заявитель жалобы считает, что судами не учтено то, что в данном случае уточненные сведения были представлены страхователем по истечении установленного срока, соответственно, основания для освобождения от применения финансовых санкций отсутствуют; суд не дал правовую оценку тому обстоятельству, что в данном случае наличие расхождений в ранее представленных сведениях было выявлено не самим страхователем, а отделением ФСС при проведении проверки; суд пришел к ошибочному выводу, что управление Росприроднадзора самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения фондом; суды не дали надлежащую правовую оценку представленному уведомлению от 06.12.2022 N 10-05-144448 о наличии расхождений и необходимости устранении ошибок.
В представленном отзыве управление Росприроднадзора просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд округа полагает, что кассационная жалоба фонда подлежит удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - отмене по следующим основаниям.
Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник вследствие принятия страховщиком решения от 24.07.2023 N 075S19230018144 о применении финансовых санкций к страхователю за несвоевременное представление дополняющей формы СЗВ-М за отчетный период октябрь 2021 года в виде штрафа в размере 1000 руб.
Управление Росприроднадзора с решением фонда не согласилось и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке требования фонда от 17.08.2023 N 075S01230021034 об уплате финансовых санкций в срок до 20.09.2023, явилось основанием для обращения отделения ФСС в суд со встречным исковым требованием о взыскании суммы штрафа.
Удовлетворяя требования управления Росприроднадзора и отказывая в удовлетворении встречных требований фонда, суды исходили из отсутствия оснований для привлечения страхователя к ответственности в связи с реализацией им права самостоятельного устранения ошибки путем дополнения ранее представленных в отделение ФСС сведений до обнаружения соответствующей ошибки последним.
Арбитражный суд Уральского округа с выводами судов не согласен на основании следующего.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2023) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Согласно абзацу 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России N 211н от 22.04.2020 в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
При этом, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из материалов дела следует, что страхователь первоначально представил сведения по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2021 года на 217 застрахованных лиц в установленный срок - 02.11.2021.
Фондом проведена сверка представленных страхователем сведений по формам СЗВ-ТД и СЗВ-М за 2021 год, в том числе, по форме СЗВ-М за период октябрь 2021 года, в результате которой выявлены несоответствия между формами СЗВ-ТД и СЗВ-М.
Отделение ФСС в адрес управления Росприроднадзора направило соответствующее уведомление от 06.12.2022 N 10-05-144448 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда нарушений с приложением списка лиц, в отношении которых выявлено нарушение, установив для исполнения срок - 5 рабочих дней с даты получения уведомления.
Уведомление получено управлением Росприроднадзора 08.12.2021.
Страхователем в дополнение к ранее представленным сведениям за октябрь 2021 года представлены сведения по форме СЗВ-М (тип "дополняющая") 22.02.2023.
Учитывая, что в уведомлении от 06.12.2022 N 10-05-144448 с приложением списка лиц, в отношении которых выявлено нарушение, вопреки выводам судов страхователю предложено устранить расхождения путем формирования и представления сведений по форме СЗВ-ТД или отсутствующих сведений по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, суд округа приходит к выводу о том, что страхователем форма отчетности СЗВ-М "дополняющая" за отчетный период октябрь 2021 года подана в связи с выявлением ошибок страховщиком и после получения уведомления об этом, то есть ошибки выявлены страхователем не самостоятельно.
Принимая во внимание, что "дополняющая" форма СЗВ-М за отчетный период октябрь 2021 года представлена управлением Росприроднадзора в фонд 22.02.2023, т.е. по истечении установленного в уведомлении от 06.12.2022 N 10-05-144448 срока, решение от 24.07.2023 N 075S19230018144 о применении финансовых санкций к страхователю за несвоевременное представление дополняющей формы СЗВ-М за отчетный период - октябрь 2021 года в виде штрафа в размере 1000 руб. является правомерным, основания для освобождения страхователя от ответственности отсутствуют.
К аналогичным выводам пришли и суды при рассмотрении дела N А60-45456/2023 Арбитражного суда Свердловской области, в котором участвовали те же лица и предметом которого являлось решение фонда от 24.07.2023 N 075S19230018145 о применении финансовых санкций к страхователю за несвоевременное представление дополняющей формы СЗВ-М за иной отчетный период - ноябрь 2021 года, вынесенное в связи с неисполнением того же уведомления отделения ФСС от 06.12.2022 N 10-05-144448.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по настоящему делу следует отменить, принять по делу новое решение, согласно которому в удовлетворении первоначальных требований управлению Росприроднадзора отказать, встречные требования фонда о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений удовлетворить.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2023 по делу N А60-45457/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявленных требований Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительным решения от 24.07.2023 N 075S19230018144 отказать.
Встречные требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области удовлетворить.
Взыскать с Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации финансовые санкции в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Согласно абзацу 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России N 211н от 22.04.2020 в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2024 г. N Ф09-1706/24 по делу N А60-45457/2023