Екатеринбург |
|
02 июля 2024 г. |
Дело N А47-11301/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции (онлайн-заседание), кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная строительная компания" (далее - общество "ССК", заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А47-11301/202 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в режиме веб-конференции (онлайн-заседание) приняли участие представители:
администрации Бузулукского района Оренбургской (далее - администрация, заинтересованное лицо) - Воронов И.Н. (доверенность от 19.12.2023);
общества "ССК" - Жбанова Н.В. (доверенность от 01.08.2022).
Общество "ССК" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации с требованиями:
1) о признании незаконными действий администрации, как органа местного самоуправления, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, по отказу определить общество "ССК" гарантирующей организацией по осуществлению водоотведения, эксплуатации канализационных сетей муниципального образования Палимовский сельсовет (жильцов 1 микрорайона с.Палимовка), по отказу установить обществу "ССК" тариф на водоотведение (прием и отвод сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения) и эксплуатацию канализационных сетей для потребителей услуги, расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области;
2) об обязании администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем определения общества "ССК" гарантирующей организацией по осуществлению водоотведения, эксплуатации канализационных сетей муниципального образования Палимовский сельсовет (жильцов 1 микрорайона с.Палимовка), установления для обществу "ССК" тарифа на водоотведение (прием и отвод сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения) и эксплуатацию канализационных сетей для потребителей услуги, расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области в течение 10 календарных дней с момента постановления решения.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилфонд" и муниципальное унитарное предприятие "Водоканализационное хозяйство города Бузулука".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2023 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество "ССК" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Суть доводов кассационной жалобы сводится к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Общество "ССК" указывает, что материалами дела подтверждается факт оказания услуг по водоотведению, подлежащего тарифному регулированию.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, общество "ССК" является собственником сооружения канализации с кадастровым N 56:08:1808014:405, находящегося по адресу: Оренбургская область, Бузулукский район, с.Палимовка, 1-й микрорайон, в пределах соответствующих земельных участков, на которых расположены, в том числе многоквартирные дома.
Как указывает заявитель, все названные многоквартирные дома в 1 микрорайоне с.Палимовка, согласно техническим паспортам, при строительстве оборудованы системой централизованного отвода стоков в канализационные сети, собственником которых в настоящее время является общество "ССК". Выгребные ямы для каждого отдельного многоквартирного дома не обустроены и возможности их строительства не имеется вследствие требований санитарных норм и правил. Далее канализационные стоки попадают в единую емкость, из которой, согласно заключенному с МУП "Водоканализационное хозяйство" г.Бузулука договору от 20.08.2021 на оказание услуг по приему и очистке сточных вод, вывозимых спецтранспортом, перевозятся истцом с использованием спецтранспорта и сливаются в городскую централизованную систему водоотведения для дальнейшей очистки на очистных сооружениях.
Общество "ССК" произвело расчет тарифа на водоотведение (248,62 руб. за 1 куб.м стоков), который был проверен Союзом "Торгово-промышленной палаты Оренбургской области". Выводы экспертного заключения от 16.03.2022 N 092- 14-00033: Экономически обоснованный размер платы общества "ССК" за обслуживание сетей канализации, сбор и обработку сточных вод составляет 330,67 руб. за куб.м, и 27,62 руб. за 1 кв.м.
Общество "ССК" обращалось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации, как органа местного самоуправления, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, по отказу в установлении для заявителя тарифа на водоотведение для потребителей услуги, расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области, а также об обязании Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем установления для общества "ССК" тарифа на водоотведение (прием и транспортировку сточных вод, обслуживание сетей канализации) для потребителей услуги.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2023 по делу N А47-10378/2022 в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано. Основанием для отказа в удовлетворении требований являлось то, что общество "ССК" не признано в установленном порядке гарантирующей организацией.
Письмом от 04.04.2023 N 8 заявитель просил администрацию:
1) определить общество "ССК" гарантирующей организаций по осуществлению водоотведения, то есть технологического процесса приема и отвода сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения, эксплуатации канализационный сетей муниципального образования Палимовский сельсовет (жильцов 1 микрорайона с.Палимовка); 2) установить обществу "ССК" тариф на водоотведение (прием и отвод сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения) и эксплуатацию канализационных сетей для потребителей услуг расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области в размере 248,62 руб. за 1 м3.
В ответ на это обращение письмом от 19.04.2023 N 1534 администрация указала заявителю на то, что общество "ССК" гарантирующей организацией не является и тарифы на водоотведение ему не могут быть установлены.
Ссылаясь на данные обстоятельства, общество "ССК" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из выводов о незаконности оспоренных действий администрации и о наличии у администрации обязанности по определению общества "ССК" гарантирующей организацией и установлению ему соответствующего тарифа на водоотведение.
Признавая ошибочными выводы суда первой инстанции, апелляционная коллегия в числе прочего исходила из того, что в данном конкретном случае вывоз жидких бытовых отходов из септиков не подпадает под понятие водоотведения, данное в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ). Поскольку доказательств, подтверждающих соответствие общества "ССК" критериям, определенных законом в качестве обязательных признаков для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению, не представлено, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом N 416-ФЗ.
Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
В пункте 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
При этом водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункты 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ).
Под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности (часть 1 статьи 12 Закона N 416-ФЗ).
Положениями статьи 12 Закона N 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Таким образом, критериями, определенными законом в качестве обязательных признаков для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению являются: осуществление организацией водоотведения и эксплуатация в этих целях сетей централизованной системы водоотведения (канализации); присоединение к сетям наибольшего количества абонентов. При отсутствии указанных признаков орган местного самоуправления не вправе определять гарантирующую организацию в силу прямого противоречия части 2 статьи 12 закона N 416-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ, к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа.
Согласно статье 3 Закона Оренбургской области от 28.09.2010 N 3822/887-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения и в области обращения с твердыми коммунальными отходами", органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются государственными полномочиями: установленными пунктами 1, 3, 5, 8 и 9 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ в сфере водоснабжения и водоотведения, за исключением платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемой в индивидуальном порядке, и за исключением регулируемых видов деятельности организаций, которые осуществляются в границах нескольких субъектов Российской Федерации или нескольких муниципальных образований области.
С учетом изложенного тарифы на оказание услуг по водоотведению устанавливаются для гарантирующих организаций, и на территории Оренбургской области уполномоченными на установление таких тарифов органами являются органы местного самоуправления. При этом под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учтя выводы, сделанные в судебных актах, вступивших в законную силу (решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2023 по делу N А47-10378/2022, решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10.11.2021 по делу N2(1)-1644/21), суд апелляционной инстанции установил, что применяемая для отвода сточных вод схема: отведение сточных вод системой внутридомовой канализацией в накопительную емкость - септик, с последующим откачиванием и перевозкой специальными машинами на сливную станцию свидетельствует об отсутствии на территории 1 микрорайона с. Палимовка Бузулукского района централизованной системы водоотведения, как комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Установленные судами фактические обстоятельства применительно к технологическому процессу приема, транспортировки и очистки сточных вод на территории указанного микрорайона соответствуют Актуализированной схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, утвержденной решением Совета депутатов Палимовского сельсовета от 24.02.2021 N 34, в соответствии с которой канализация представляет собой выгребные ямы, утилизация из которых осуществляется населением самостоятельно.
В статье 2 Закона N 416-ФЗ указано, что под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Между тем, как верно указано администрацией, септики в силу своего технологического устройства не могут быть подключены к централизованной системе водоотведения и не являются частью такой системы, в связи с чем вывоз жидких бытовых отходов из септиков не подпадает под понятие водоотведения.
Кроме того, документального подтверждения фактов оказания услуг по очистке сточных вод обществом "ССК" в материалы дела также не представлено.
Таким образом, установив отсутствие доказательств оказания обществом "ССК" всего комплекса услуг, подпадающих под понятие водоотведения, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вывоз жидких бытовых отходов от септика до точки слива, осуществляемый автотранспортом без использования централизованной системы водоотведения, подлежит регулированию в рамках главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг и не относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах суд округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований считать незаконными действия администрации по отказу наделения обществом "ССК" статусом гарантирующей организаций и по установлению тарифа водоотведение и эксплуатацию канализационных сетей.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены при полном и всестороннем исследовании всех заявленных доводов, возражений и представленных в материалы дела доказательств, в мотивировочной части обжалуемого судебного акта им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А47-11301/202 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная строительная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 2 Закона N 416-ФЗ указано, что под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Между тем, как верно указано администрацией, септики в силу своего технологического устройства не могут быть подключены к централизованной системе водоотведения и не являются частью такой системы, в связи с чем вывоз жидких бытовых отходов из септиков не подпадает под понятие водоотведения.
Кроме того, документального подтверждения фактов оказания услуг по очистке сточных вод обществом "ССК" в материалы дела также не представлено.
Таким образом, установив отсутствие доказательств оказания обществом "ССК" всего комплекса услуг, подпадающих под понятие водоотведения, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вывоз жидких бытовых отходов от септика до точки слива, осуществляемый автотранспортом без использования централизованной системы водоотведения, подлежит регулированию в рамках главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг и не относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 июля 2024 г. N Ф09-3595/24 по делу N А47-11301/2023