г. Челябинск |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А47-11301/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Калашника С.Е., Корсаковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2023 по делу N А47-11301/2023.
Общество с ограниченной ответственностью "Сервисная строительная компания" (далее - ООО "ССК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации Бузулукского района Оренбургской области (далее - Администрация) о: 1) признании незаконными действий Администрации, как органа местного самоуправления, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, по отказу определить ООО "ССК" гарантирующей организацией по осуществлению водоотведения, эксплуатации канализационных сетей муниципального образования Палимовский сельсовет (жильцов 1 микрорайона с.Палимовка), по отказу установить ООО "ССК" тариф на водоотведение (прием и отвод сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения) и эксплуатацию канализационных сетей для потребителей услуги, расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области; 2) обязании Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем определения ООО "ССК" гарантирующей организацией по осуществлению водоотведения, эксплуатации канализационных сетей муниципального образования Палимовский сельсовет (жильцов 1 микрорайона с.Палимовка), установления для ООО "ССК" тарифа на водоотведение (прием и отвод сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения) и эксплуатацию канализационных сетей для потребителей услуги, расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области в течение 10 календарных дней с момента постановления решения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилфонд" и муниципальное унитарное предприятие "Водоканализационное хозяйство города Бузулука".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2023 (резолютивная часть решения объявлена 20.11.2023) требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Также с Администрации в пользу заявителя взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация ссылается на отсутствие у нее полномочий по определению гарантирующей организации для централизованной системы поселения, указывая на то, что такими полномочиями наделен орган местного самоуправления поселения. Также полагает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что решение суда по делу N А47-10378/2022 имеет преюдициальное значение для настоящего спора, поскольку преюдиция касается лишь установленных судебным актом обстоятельств, а не их правовой квалификации, которая может быть различной в зависимости от конкретного спора. Обращает внимание на то, что при рассмотрении обоих дел суды проигнорировали то обстоятельство, что постановлением Администрации муниципального образования Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области от 13.01.2022 N 1 ООО "ССК" уже наделялась статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения поселения, и причиной отмены этого постановления послужил протест прокурора, содержащий вывод о несоответствии ООО "ССК" критериям, необходимым для гарантирующей организации в сфере водоотведения. Ссылается на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10.11.2021 по делу N 2(1)1644/2021-М-1486/2021, которым на ООО "ССК", как на собственника системы водоотведения, возложена обязанность по приведению системы в соответствие с требованиями действующего законодательства. Также указывает на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 26.01.2021, которым отказано в удовлетворения заявления органа Роспотребнадзора к Администрации муниципального образования Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области об оспаривании бездействия по принятию мер для устройства очистных сооружений в с. Палимовка при отсутствии централизованной системы водоотведения. По мнению подателя жалобы, выводы суда общей юрисдикции имеют преюдициальное значение, однако, не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения. Податель жалобы полагает, что судом не дана надлежащая оценка его доводу о том, что на территории Палимовского сельсовета отсутствуют сети водоотведения. В этой связи указывает на то, что водоотведение представляет собой прем, перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей и очистка сточных вод с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, в то же время, актуализированной схемой водоснабжения и водоотведения поселения предусмотрено, что канализация поселения представляет собой выгребные ямы, утилизация из которых производится населением самостоятельно, а из решения суда от 10.11.2021 по делу N 2(1)1644/2021-М-1486/2021 следует, что извлечение из септиков сточных вод и их вывоз для последующей очистки осуществляет ООО "ССК" специализированным транспортом. В этой связи податель жалобы полагает ошибочной изложенную в судебном акте по делу N А47-10378/2022 позицию о том, что такая система водоотведения является централизованной. Как указывает Администрация, вывоз жидких бытовых отходов не относится к регулируемым видам деятельности и соответствующие тарифы не находятся в сфере государственного регулирования, что согласуется с позицией антимонопольного органа, изложенной в письме от 02.09.2014 N АЦ/35194/14, и налогового органа, изложенной в информации от 21.09.2021, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы. С учетом изложенного Администрация полагает недоказанными несоответствие закону оспоренных заявителем действий и нарушение такими действиями прав и законных интересов заявителя.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия по имеющимся документам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "ССК" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1165658077342 и является собственником сооружения канализации с кадастровым N 56:08:1808014:405, местоположение: Российская Федерация, Оренбургская область, Бузулукский район, с.Палимовка, 1-й микрорайон, площадь 1600.1 в квадратных метрах, на основании договора купли-продажи от 14.07.2021. Это сооружение канализации расположено в пределах земельных участков с кадастровыми номерами: 56:08:1808014:111, 56:08:1808014:112, 56:08:1808014:114, 56:08:1808014:115, 56:08:1808014:117, 56:08:1808014:150, 56:08:1808014:231, 56:08:1808014:281, 56:08:1808014:335, 56:08:1808014:336, 56:08:1808014:355, 56:08:1808014:356, 56:08:1808014:360, 56:08:1808014:472, 56:08:1808014:473, 56:08:1.808014:474, 56:08:1808014:475, 56:08:1808014:479, 56:08:1808014:80, 56:08:1808014:81, 56:08:1808014:82, 56:08:1808014:83, 56:08:1808014:84, 56:08:1808014:85, 56:08:1808014:86, 56:08:1808014:87, 56:08:1808014:88, 56:08:1808014:90, 56:08:1808014:92, 56:08:1808014:93, 56:08:1808014:94, 56:08:1808014:96, 56:08:1808014:97, 56:08:1808014:98, 56:08:1808014:99, 56:08:1808014:817, 56:08:1808014:812, 56:08:1808014:815, на которых расположены объекты недвижимого имущества, в том числе многоквартирные жилые дома по адресу: Оренбургская область, Бузулукский район, муниципальное образование Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, село Палимовка, 1 микрорайон.
Как указывает заявитель, все названные многоквартирные дома в 1 микрорайоне с.Палимовка, согласно техническим паспортам, при строительстве оборудованы системой централизованного отвода стоков в канализационные сети, собственником которых в настоящее время является ООО "ССК". Выгребные ямы для каждого отдельного МКД не обустроены и возможности их строительства не имеется вследствие требований санитарных норм и правил. Далее канализационные стоки попадают в единую емкость, из которой, согласно заключенному с МУП "Водоканализационное хозяйство" г.Бузулука договору от 20.08.2021 на оказание услуг по приему и очистке сточных вод, вывозимых спецтранспортом, перевозятся истцом с использованием спецтранспорта и сливаются в городскую централизованную систему водоотведения для дальнейшей очистки на очистных сооружениях.
ООО "ССК" произвело расчет тарифа на водоотведение (248,62 руб. за 1 куб.м стоков), который был проверен Союзом "Торгово-промышленной палаты Оренбургской области". Выводы экспертного заключения от 16.03.2022 N 092-14-00033: Экономически обоснованный размер платы ООО "Сервисная строительная компания" за обслуживание сетей канализации, сбор и обработку сточных вод составляет 330,67 руб. за куб.м, и 27,62 руб. за 1 кв.м.
ООО "ССК" обращалось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации, как органа местного самоуправления, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, по отказу в установлении для заявителя тарифа на водоотведение для потребителей услуги, расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области, а также об обязании Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем установления для ООО "ССК" тарифа на водоотведение (прием и транспортировку сточных вод, обслуживание сетей канализации) для потребителей услуги.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2023 по делу N А47-10378/2022, в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано. Основанием для отказа в удовлетворении требований являлось то, что ООО "ССК" не признано в установленном порядке гарантирующей организацией.
Письмом от 04.04.2023 N 8 заявитель просил Администрацию: 1) определить ООО "ССК" гарантирующей организаций по осуществлению водоотведения, то есть технологического процесса приема и отвода сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения, эксплуатации канализационный сетей муниципального образования Палимовский сельсовет (жильцов 1 микрорайона с.Палимовка); 2) установить ООО "ССК" тариф на водоотведение (прием и отвод сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения) и эксплуатацию канализационных сетей для потребителей услуг расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области в размере 248,62 руб. за 1 м3.
В ответ на это обращение письмом от 19.04.2023 N 1534 Администрация указала заявителю на то, что ООО "ССК" гарантирующей организацией не является и тарифы на водоотведение ему не могут быть установлены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ССК" с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из выводов о незаконности оспоренных действий Администрации и о наличии у Администрации обязанности по определению ООО "ССК" гарантирующей организацией и установлению ему соответствующего тарифа на водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В настоящем случае заявителем оспариваются действия Администрации по отказу определить ООО "ССК" гарантирующей организацией по осуществлению водоотведения, эксплуатации канализационных сетей муниципального образования Палимовский сельсовет (жильцов 1 микрорайона с.Палимовка), а также по отказу установить ООО "ССК" тариф на водоотведение (прием и отвод сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения) и эксплуатацию канализационных сетей для потребителей услуги, расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения, определены Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся в том числе: организация водоснабжения населения и определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации.
В силу части 1.1 статьи 6 Закона N 416 полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Законом N 131-ФЗ. За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
Исходя из указанных нормативных положений, вопрос об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения сельского поселения отнесен к полномочиям сельского поселения, как на то обоснованно указывает Администрация (пункт 4 части 1, часть 3 статьи 14, пункт 4.3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ, часть 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ, статья 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области"). Отклонение судом первой инстанции довода Администрации в указанной части следует признать основанным на неверном толковании закона.
В этой связи, Администрация обоснованно ссылается также на то обстоятельство, что ранее постановлением Администрации муниципального образования Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области от 13.01.2022 N 1 ООО "ССК" уже наделялась статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения этого поселения, и причиной отмены указанного постановления послужил протест прокурора, не связанный с превышением органом местного самоуправления муниципального образования Палимовский сельсовет предоставленных ему полномочий (протест прокурора основан на мнении о несоответствии ООО "ССК" критериям, необходимым для гарантирующей организации в сфере водоотведения).
Поскольку полномочиями по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения сельского поселения на территории Оренбургской области наделены органы местного самоуправления сельского поселения, и такие полномочия отсутствуют у органа местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, Администрация правомерно не усмотрела оснований для удовлетворения заявления ООО "ССК" об определении этого общества в качестве гарантирующей организаций.
Кроме того в статье 2 Закона N 416-ФЗ даны следующие определения понятиям, применяемым в этом законе: водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6); орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 17); централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28).
Статьей 12 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности (часть 1). Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2). Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 4). Гарантирующая организация обязана оплачивать предусмотренные договорами услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (часть 5).
Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение (часть 6 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 7 стать 31 Закона N 416-ФЗ, к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; 2) прием и транспортировка сточных вод; 3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Частью 8 этой статьи определено, что регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает: а) для гарантирующей организации - тарифы на водоотведение и на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам такие отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа; б) для иных регулируемых организаций - тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Статьей 5 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 части 1). Полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные пунктами 1-3, 5, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, могут передаваться органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Согласно статье 3 Закона Оренбургской области от 28.09.2010 N 3822/887-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения и в области обращения с твердыми коммунальными отходами", органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются государственными полномочиями: установленными пунктами 1, 3, 5, 8 и 9 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ в сфере водоснабжения и водоотведения, за исключением платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемой в индивидуальном порядке, и за исключением регулируемых видов деятельности организаций, которые осуществляются в границах нескольких субъектов Российской Федерации или нескольких муниципальных образований области.
Таким образом, тарифы на оказание услуг по водоотведению устанавливаются для гарантирующих организаций, и на территории Оренбургской области уполномоченными на установление таких тарифов органами являются органы местного самоуправления. При этом, под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, а гарантирующей признается организация, осуществляющая водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих водоотведение.
Как указано выше, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2023 по делу N А47-10378/2022 отказано в удовлетворении требований ООО "ССК" о признании незаконными действий Администрации по отказу в установлении для заявителя тарифа на водоотведение для потребителей услуги, расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области, а также об обязании Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем установления для ООО "ССК" тарифа на водоотведение (прием и транспортировку сточных вод, обслуживание сетей канализации) для потребителей услуги. Основанием для такого отказа послужило отсутствие у ООО "ССК" статуса гарантирующей организации.
Этим судебным актом, в частности, установлено, что дома, в том числе многоквартирные, находящиеся в 1 микрорайоне с. Палимовка Бузулукского района Оренбургской области, имеют систему канализации, отведение которой заканчивается сбором в накопительную емкость - септик, содержимое которой откачивается специальными машинами и перевозится на сливную станцию в г.Бузулуке. При этом септик не имеет присоединенной сети к централизованной системе канализации. В рассматриваемом случае происходит предоставление коммунальной услуги посредством отвода сточных вод в септик, транспортировки из специальной накопительной емкости (септика) сточных вод специализированными транспортными средствами для очистки на очистные сооружения.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, указанным принятым по спору между теми же лицами судебным актом установлено, что ООО "ССК" на территории 1 микрорайона с. Палимовка Бузулукского района Оренбургской области является единственной организацией, осуществляющей технологический процесс приема, транспортировки и очистки сточных вод. Это обстоятельство не требует дополнительной судебной проверки при рассмотрении настоящего судебного спора в силу части 2 статьи 69 АПК РФ.
Установленные названным судебным актом фактические обстоятельства применительно к технологическому процессу приема, транспортировки и очистки сточных вод на территории 1 микрорайона с. Палимовка Бузулукского района соответствуют Актуализированной схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования Палимовский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, утвержденной решением Совета депутатов Палимовского сельсовета от 24.02.2021 N 34 (в соответствии с которой, канализация представляет собой выгребные ямы, утилизация из которых осуществляется населением самостоятельно), а также обстоятельствам, изложенным в заочном решении Бузулукского районного суда Оренбургской области от 10.11.2021 по делу N 2(1)-1644/21, которым удовлетворено заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, о возложении на ООО "ССК" обязанности по приведению действующей системы в соответствие с требованиями законодательства (обеспечить дезинфекцию и ремонт выгребов, входящих в систему водоотведения (сооружений канализации); определить объем подземной водонепроницаемой емкостной части выгребов для накопления жидких бытовых отходов с учетом количества образующихся отходов при эксплуатации системы водоотведения (сооружений канализации); обеспечить надлежащую очитку выгреба; организовать обеспечение удаления жидких бытовых отходов хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию жидких бытовых отходов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования жидких бытовых отходов в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки таких отходов при эксплуатации системы водоотведения (сооружений канализации)).
Между тем, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что названный технологический процесс приема, транспортировки и очистки сточных вод на территории 1 микрорайона с. Палимовка Бузулукского района является процессом водоотведения по смыслу Закона N 416-ФЗ, поскольку применяемая для отвода сточных вод схема (отведение сточных вод системой внутридомовой канализацией в накопительную емкость - септик, с последующим откачиванием и перевозкой специальными машинами на сливную станцию) свидетельствует об отсутствии в микрорайоне централизованной системы водоотведения, как комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
По существу, применительно к территории 1 микрорайона с. Палимовка Бузулукского района ООО "ССК" осуществляет вывоз жидких бытовых отходов. Такая деятельность не относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а потому не подлежат установлению соответствующие тарифы. Доводы подателя апелляционной жалобы в этой части судом апелляционной инстанции принимаются.
Исходя из приведенных обстоятельств, оспоренные действия Администрации по отказу определить ООО "ССК" гарантирующей организацией по осуществлению водоотведения и по отказу установить ООО "ССК" тариф на водоотведение и эксплуатацию канализационных сетей для потребителей, расположенных в 1 микрорайоне села Палимовка Бузулукского района Оренбургской области, следует признать не противоречащими закону, а потому у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 2 и 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителю удовлетворению не подлежат.
Учитывая необоснованность заявленных требований, уплаченная ООО "ССК" при обращении в суд с заявлением госпошлина возмещению не подлежит (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2023 по делу N А47-11301/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11301/2023
Истец: ООО "Сервисная строительная компания"
Ответчик: Администрация муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области
Третье лицо: МУП "Водоканализационное хозяйство города Бузулука", ООО "Жилфонд"