Екатеринбург |
|
04 июля 2024 г. |
Дело N А07-29887/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Татариновой И.А., Гуляевой Е.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Маранта" (далее - общество "Маранта"), общества с ограниченной ответственностью "Твинлит" (далее - общество "Твинлит") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 по делу N А07-29887/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Маранта" - Абдуллаева Э.Р. (доверенность от 10.05.2023);
общества "Твинлит" - Шангараева Г.Р. (директор), Ризванова Л.К. (доверенность от 16.10.2023).
Общество "Твинлит" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство) о признании незаконным решения об отказе в выставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010203:686, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, ул. Кирова, на торги (аукцион), выраженного в письме N АМ-М04-06-2/2546 от 20.07.2022; об обязании совершить юридически значимые действия в части проведения аукциона на право заключения договора аренды названного земельного участка в связи с необходимостью реализации преимущественного права с целью использования в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка (с учетом уточнения заявления, принято арбитражным судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и замены ненадлежащего заинтересованного лица на надлежащее).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, общество "Маранта", Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
Решением суда от 21.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Маранта" просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что министерство, отказывая обществу "Маранта", не указало такое основание как отсутствие ранее на испрашиваемом земельном участке особняков Федерального значения "Дом Дивитияровых", "Дом Патокиных". Общество "Маранта" отмечает, что объекты культурного наследия регионального значения, ранее располагавшиеся по адресам: "Дом Дивитиярова" (г. Уфа, ул. Социалистическая, 46); "Дом Патокиных" (г. Уфа, ул. Ленина, 376) на основании Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12.05.1992 N 6-2/251в, распоряжения Кабинета министров Республики Башкортостан от 13.04.1994 N 359-р поставлены на государственную охрану; согласно справке Министерства культуры Республики Башкортостан вышеуказанные объекты культурного наследия признаны утраченными объектами культурного наследия, вместе с тем указанные объекты из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в настоящее время в установленном законодательством порядке не исключены. Заявитель указывает, что делая вывод о нахождении земельного участка в защитной зоне нескольких объектов культурного наследия, министерство не конкретизирует, о каких объектах идет речь. Таким образом, заявитель полагает, что оснований для отказа не имелось.
В кассационной жалобе общество "Твинлит" просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Как отмечает заявитель, целью его обращения является воссоздание на испрашиваемом земельном участке уникальных памятников культурного наследия Республики Башкортостан особняков Федерального значения "Дом Дивитияровых", "Дом Патокиных" зарегистрированных в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с последующим размещением в данных строениях социально-культурных объектов - библиотеки и Федерального представительства; на месте испрашиваемого земельного участка ранее располагались объекты культурного наследия; согласно историческим справкам, объекты располагались в границах красной линии. Заявитель указывает на возможность воссоздания таких объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, протоколом заседания градостроительного совета при главном архитекторе г. Уфа от 09.06.2005 N 26 одобрен проект застройки квартала N 287, ограниченного улицами Социалистическая, Достоевского, Ленина в Ленинском районе г. Уфа, для дальнейшей разработки с учетом замечаний настоящего протокола.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, земельный участок, расположен на территориальной зоне "ОД-2" - для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначения.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа от 17.11.2010 N 6558 утвержден проект планировки центра г. Уфа в границах улиц Аксакова, Революционная, проспекта Салавата Юлаева, ул. Заки Валиди в Ленинском и Кировском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, площадью 691,84 га.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.12.2016 N 63767-р зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения "Дом Патокиных", 2-я половина XIX в., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, ул. Ленина, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 021610680220005).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.12.2016 N 63903-р зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения "Дом Дивитиярова", кон. XIX - нач. XX в., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, ул. Мустая Карима, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 021610680030005).
Письмом от 10.02.2021 N 03-07/467 Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, рассмотрев обращение общества "Твинлит" по вопросу восстановления объектов культурного наследия "Дом Патокиных" и "Дом Дивитияровых", расположив их по адресу: Республика Башкортостан г. Уфа, ул. Кирова, 7, 9, а также восстановлении ранее утраченных памятников в квартале, ограниченном улицами Кирова, Достоевского, Ленина и Крупской, сообщило о том, что в вышеуказанном квартале ранее располагалось 13 памятников архитектуры, снесенных в 2000-х годах, которые не были исключены из реестра объектов культурного наследия.
Приказом Министерства от 17.09.2021 N АМ/806 утверждена схема расположения земельного участка 02:55:010203:ЗУ1 на кадастровом плане территории, площадью 1347 кв. м, местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "историко-культурная деятельность".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 04.10.2021 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:010203:686, площадью 1347 кв. м, местоположение: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: "историко-культурная деятельность".
Общество "Твинлит" обратилось с заявлением от 02.06.2022 N 10 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 1347 кв. м по ул. Кирова, г. Уфа с кадастровым номером 02:55:010203:686, вид разрешенного использования: "историко-культурная деятельность" для воссоздания на указанном земельном участке уникальных памятников культурного наследия Республики Башкортостан особняков Федерального значения "Дом Дивитияровых", "Дом Патокиных" зарегистрированных в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с последующем размещением в данных строениях социально-культурных объектов - библиотеки и Федерального представительства.
Письмом от 20.07.2022 N АМ-М04-06-2/2546 обществу "Твинлит" отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010203:686, указано на наличие проекта планировки центра города Уфа, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.11.2010N 6558, в соответствии с которым на испрашиваемой территории предусмотрена улично-дорожная сеть с подземным паркингом; истребуемый земельный участок, расположен на границах земель общего пользования, территории общего пользования, красных линий.
Согласно выписке из протокола Градостроительного совета Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.09.2022 принята к сведению информация о нахождении на территории, предлагаемой к размещению объектов, нестационарного торгового объекта - цветочного магазина; о том, что возведение объектов предлагается в границах красных линий, на территории общего пользования, ранее здания на этой территории не располагались; что в целях размещения предлагаемых объектов необходимо изменить красные линии ул. Кирова, разработав проект планировки и проект межевания квартала.
Ссылаясь на бездействие министерства в части предоставления в аренду спорного земельного участка, общество "Твинлит" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя. Судом указано на недоказанность наличия объективных препятствий для выставления земельного участка с кадастровым номером 02:55:010203:686 на торги (аукцион).
Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании пункта 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно пункту 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: - земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона (подпункт 5.1); земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования (подпункт 18).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно подпункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
С учетом изложенного, судом верно указано, что отнесение земельного участка к территории общего пользования, режим которой направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования, исключает возможность его предоставления в аренду определенному лицу.
Иной подход препятствует реализации гражданами права на свободное нахождение на таком участке. При передаче в аренду земельного участка общего пользования единственным пользователем земли может быть только арендатор, что противоречит правовому режиму земель общего пользования.
Земельное и гражданское законодательство запрещают возможность оформления земельных участков, относящихся к землям общего пользования, как в собственность (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ, пункт 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"), так и в аренду (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ), при этом договор аренды земельного участка, сформированного за счет территории общего пользования, является ничтожным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 308-ЭС15-16863), режим территории общего пользования также не может быть соблюден в условиях существования арендных отношений.
На основании пункта 11 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Основанием для установления красных линий в силу статьи 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
Частью 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основная часть проекта планировки территории включает в себя в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (подпункт 2 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, общество "Твинлит" обратилось в министерство с заявлением о проведении процедуры аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010203:686, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Кирова, общей площадью 1347 кв. м, в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.12.2022 N 7-14514/ПР; проект планировки центра города Уфы в границах улиц Аксакова, Революционная, проспекта Салавата Юлаева, улицей Заки Валиди в Ленинском и Кировском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 6558 от 17.11.2010; чертеж планировки территории с отображением красный линий; схему расположения земельного участка с нанесенными на нее из Проекта планировки центра города Уфы границами красных линий; выписку из протокола Градостроительного совета Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.09.2022, апелляционный суд установил, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования в границах красных линий, установленных в составе проекта планировки центра города Уфы в границах улиц Аксакова, Революционная, проспекта Салавата Юлаева, улицей Заки Валиди в Ленинском и Кировском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 6558.
Доказательства их изменения в материалы дела не представлены.
Установив, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что такой земельный участок не мог быть предметом аукциона в особенности для целей застройки территорий общего пользования.
Апелляционным судом обоснованно отклонен довод общества "Твинлит" о том, что целью предоставления земельного участка, является воссоздание на вышеуказанном земельном участке уникальных памятников культурного наследия Республики Башкортостан с последующим размещением в данных строениях социально-культурных объектов - библиотеки и федерального представительства.
Как следует из выписки из протокола Градостроительного совета Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.09.2022, ранее здания на этой территории не располагались.
Таким образом, судом верно указано, в данном случае речь идет о предоставлении земельного участка для строительства новых объектов недвижимости, в силу чего министерство обязано учитывать вышеприведенные положения о запрете застройки земельных участков общего пользования.
Суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.
Судом приняты во внимание пояснения Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, согласно которым объекты культурного наследия регионального значения, ранее располагавшиеся по адресам: "Дом Дивитиярова" (г. Уфа, ул. Социалистическая, 46); "Дом Патокиных" (г. Уфа, ул. Ленина, 376) на основании Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12.05.1992 N 6-2/251в, распоряжения Кабинета министров Республики Башкортостан от 13.04.1994 N 359-р поставлены на государственную охрану. Согласно справке Министерства культуры Республики Башкортостан в адрес Министерства культуры Российской Федерации от 05.12.2016 N 02-08/8244 вышеуказанные объекты культурного наследия признаны утраченными объектами культурного наследия. Вместе с тем, указанные объекты из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в настоящее время в установленном законодательством порядке не исключены. Строительство вновь создаваемых объектов капитального строения на рассматриваемом земельном участке с кадастровым номером 02:55:010203:686 не представляется возможным в связи с тем, что рассматриваемый участок расположен в защитных зонах объектов культурного наследия: "Дом Бушмариных" (г. Уфа, ул. Ленина, 31 (Кирова, 11), "Здание гостиницы "Башкирия", в которой жили деятели литературы и искусства" (г. Уфа, ул. Ленина, 25/29), "Дом жилой Емельянова (г. Уфа, ул. Мустая Карима, 34).
Последнее обстоятельство лицами, участвующими в деле, включая общество "Твинлит", по существу не оспаривалось.
Как указывало общество "Твинлит", наличие указанных защитных зон объектов культурного наследия не препятствует восстановлению иных объектов культурного наследия.
Однако как установлено судом апелляционной инстанции, целью предоставления спорного земельного участка является не воссоздание (восстановление) на вышеуказанном земельном участке уникальных памятников культурного наследия Республики Башкортостан, поскольку привязка этих объектов к спорному земельному участку не подтверждена, а по существу - строительство новых объектов недвижимости.
Статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73- ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N73-ФЗ) предусматривается, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (ч. 1).
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (ч. 2 ст. 34 Закона N 73-ФЗ).
В силу части 1 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются: 1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника; 2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля (часть 3 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ).
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию (часть 4 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ).
Доказательств возможности строительства заявленных объектов в защитных зонах объектов культурного наследия: "Дом Бушмариных" (г. Уфа, ул. Ленина, 31 (Кирова, 11), "Здание гостиницы "Башкирия", в которой жили деятели литературы и искусства" (г. Уфа, ул. Ленина, 25/29), "Дом жилой Емельянова (г. Уфа, ул. Мустая Карима, 34), обществом "Твинлит" в материалы дела не представлено.
Кроме того, приняв во внимание письмо Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.12.2022 N 7-14514/ПР, Генеральный план городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2042 года, утвержденный решением Совета городского округа город Уфа Республики от 22.03.2022 N 12/5, Правила землепользования и настройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.09.2022 N 18/5, суд установил, что спорный участок относится к функциональной зоне с индексом 301 - многофункциональная общественно-деловая зона планируемая: "территория смешанного размещения объектов общественного и жилого назначения с высокой долей нежилого фонда в общей структуре застройки, в границах которых расположены крупные общественные объекты общегородского значения"; относится к территориальной зоне многоэтажной многоквартирной жилой застройки "Ж 4", что не предусматривает возведение на спорном земельном участке объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемый отказ министерства является законным, следует признать обоснованным.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителей не опровергают выводов суда о законности оспариваемого отказа, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 по делу N А07-29887/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Маранта", общества с ограниченной ответственностью "Твинлит",- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
И.А.Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (подпункт 2 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, общество "Твинлит" обратилось в министерство с заявлением о проведении процедуры аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010203:686, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Кирова, общей площадью 1347 кв. м, в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ.
...
Статьей 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73- ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N73-ФЗ) предусматривается, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта (ч. 1)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2024 г. N Ф09-2977/24 по делу N А07-29887/2022