Екатеринбург |
|
08 июля 2024 г. |
Дело N А50-9595/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Купреенкова В.А., Гуляевой Е.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермский краевой экологический оператор" на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.11.2023 по делу N А50-9595/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Администрация города Березники представила в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя администрации. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Пермский краевой экологический оператор" (посредством онлайн-присутствия) - Полущенкова Л.С. (доверенность от 10.01.2024);
Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (посредством онлайн-присутствия) - Каракулова К.А. (доверенность от 13.09.2023 N 42);
прокуратуры Пермского края - Ломакин К.А. (доверенность от 30.10.2024 N 8/2-15-2024).
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному казенному учреждению "Служба благоустройства г. Березники" о взыскании денежных средств в сумме 2 364 850 руб. 80 коп. в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объектам охраны окружающей среды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Пермский краевой экологический оператор", Администрация г. Березники, прокуратура Пермского края.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - муниципального казенного учреждения "Служба благоустройства г. Березники" на общество с ограниченной ответственностью "Пермский краевой экологический оператор" (далее - общество "Пермский краевой экологический оператор"). Муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства г. Березники" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2023 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с общества "Пермский краевой экологический оператор" в пользу управления 2 364 850 руб. 80 коп. в возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.01.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Пермский краевой экологический оператор" просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов о предоставлении истцом достаточных доказательств, подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде в результате действий (бездействия) ответчика. Заявитель отмечает, что в нарушение положений статей 65, 66, 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не указал, какие данные и доказательства свидетельствуют о том, что вред окружающей среде причинен в результате действий (бездействий) общества, что привело к причинению вреда почвам. Также, по мнению заявителя, удовлетворяя исковые требования, суды не учли, что субъекты, чья деятельность оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, возмещают вред от такого воздействия путем платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных нормативов.
Также заявитель настаивает на том, что причинение вреда почвам произошло ввиду бездействия муниципального казенного учреждения "Служба благоустройства г. Березники", которое допустило несоблюдение требований, предусмотренных статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не приняло мер по организации сбора и отвода фильтрата (СП 320.1325800.2017, ГОСТ Р56598-2015), что привело к его растеканию и скоплению. Заявитель настаивает на том, что факт несоблюдения муниципальным казенным учреждением "Служба благоустройства г. Березники" предусмотренных законодательством требований установлен решением Дзержинского районного суда г. Перми от 06.04.2023 по делу N 12-57/2023, решением Пермского краевого суда от 23.05.2023 по делу N 72-253/2023. Заявитель отмечает, что на момент обнаружения растекания и скопления фильтрата (29.09.2022) муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства г. Березники" являлось правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 59:03:0200004:656 и 59:03:0200004:11, и организацией, осуществляющей эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства г. Березники", прокуратура Пермского края, управление предоставили отзывы на кассационную жалобу заявителя, в которых просят в удовлетворении кассационной жалобы общества "Пермский краевой экологический оператор" отказать, оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородию; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своенравному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, при обращении за судебной защитой, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49, при определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика).
На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что в адрес управления поступило требование прокуратуры Пермского края от 14.09.2022 N 7-73-202211122-22-20510001 о проведении контрольного (надзорного) мероприятия с отбором проб почвы, атмосферного воздуха, дренажных (фильтрационных) стоков и иных компонентов окружающей среды, с последующим расчётом размера вреда в отношении муниципального казенного учреждения "Служба благоустройства г. Березники".
Во исполнение требования должностными лицами управления на основании решения о проведения внеплановой проверки от 20.09.2022 N 268-Ре-П проведена выездная проверка в отношении муниципального казенного учреждения "Служба благоустройства г. Березники", по результатам которой составлен акт от 07.10.2022.
В ходе проверки должностными лицами управления осуществлен осмотр и отбор проб почвы с привлечением специалистов испытательной лаборатории по Пермскому краю филиала "ЦЛАТИ по Пермскому краю "ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО".
В ходе контрольных мероприятий установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 59:03:0200004:656, 59:03:0200004:11 (городская свалка г. Березники) по периметру тела свалки имеются осушительные траншеи для сбора образующихся фильтрационных вод (фильтрата) с участка захоронения. На почве вблизи накопителей имеются следы растекания и скопления фильтрата с последующим попаданием в водный объект.
В ходе проведения проверки специалистом филиала "ЦЛАТИ по Пермскому краю" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" осуществлен отбор проб почвы (протокол 29.09.2022 N Б16П).
Протоколом испытаний от 06.10.2022 N 594П-601П, экспертным заключением от 06.10.2022 N 97 установлено наличие превышения содержания в пробах почвы по нитрит-иону, гидрокарбонат-иону, хрому, нефтепродуктам, фенолам, летучим относительно фоновых концентраций, по никелю, кадмию относительно ПДК и ОДК. Площадь загрязненного участка почвы составила 460 кв. м при фактической площади складирования отходов 92 789,75 кв. м.
Согласно произведенному истцом расчету размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды на земельном участке с кадастровым номером 59:03:0200004:656, составил 2 364 850 руб. 80 коп.
Муниципальному казенному учреждению "Служба благоустройства г. Березники" направлено требование от 02.11.2022 N СЧ-07-16329 о возмещении вреда в 30-дневный срок в добровольном порядке по указанным в данном письме реквизитам.
Поскольку требование исполнено не было, истец обратился в суд.
Установив, что муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства г. Березники" получило спорный земельный участок с целью осуществления на нем рекультивации, до передачи земельным участком пользовалось общество "Пермский краевой экологический оператор", последнее было привлечено к участию в дело в качестве ответчика.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что согласно общедоступным сведениям сайта https://ksv.rpn.gov.ru земельные участки с кадастровыми номерами 59:03:0200004:11, 59:03:0200004:656 входят в состав объекта НВОС N 57-0159-001710-П, разрешенное использование - под объектами размещения отходов потребления.
В период с 2006 г. по 2010 г. на земельных участках осуществлялся прием твердых бытовых отходов, в период с 2010 г. по 2022 г. осуществлялось размещение отходов, относящихся к отходам V класса опасности: покрышки пневматических шин с металлическим кодом отработанные, отходы разнородных текстильных материалов при разработке мягкой мебели, мусор от сноса и разборки зданий несортированный.
Суды установили, что с 1994 г. земельный участок с кадастровым номером 59:03:0200004:11, занимаемый свалкой бытовых отходов, передан МП "Спецавтохозяйство" (постановление Администрации г. Березники от 23.03.1994 N 400, постановление Администрации г. Березники от 01.12.1994 N 1758, акт об отводе границ участка от 21.12.1994 N 357, договор долгосрочной аренды N 152, договор аренды от 03.05.2003 N 6240, акт приема-передачи от 03.06.2003).
Из представленных в материалы дела Администрацией города Березники документов, в том числе постановления главы г. Березники от 19.01.2006, приказа Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Березники Пермского края от 06.10.2021, суды выявили, что земельный участок с кадастровым номером N 59:03:0200004:11 с 2006 по 2021 г. находился в пользовании МКУП "Полигон твердых бытовых отходов г. Березники" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Далее суды установили, что согласно общедоступным данным муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство г. Березники" с 13.05.2009 реорганизовано в форме присоединения в МКУП "Полигон твердых бытовых отходов г. Березники".
Из общедоступных сведений Единого государственного реестр юридических лиц суды установили, что МКУП "Полигон твердых бытовых отходов г. Березники", с 14.10.2021 реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Полигон твердых бытовых отходов г. Березники", 08.02.2023 сменило наименование на общество "Пермский краевой экологический оператор".
Постановлением Администрации г. Березники от 06.10.2021 N 01-02-1409 право постоянного (бессрочного) пользования за МКУП "Полигон твердых бытовых отходов г. Березники" прекращено.
Согласно пояснениям Администрации города Березники Пермского края, в 2021 г. Управлением благоустройства Администрации города Березники Пермского края размещение отходов вышло за границы земельного участка с кадастровым номером N 59:03:0200004:11, ответчиком заказаны кадастровые работы на образование земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200004:656, 11.11.2021 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Приказом Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Березники от 29.11.2021 N 18-01-05-1524 земельные участки с кадастровыми номерами 59:03:0200004:11, 59:03:0200004:656 предоставлены в постоянное бессрочное пользование муниципальному казенному учреждению "Служба благоустройства г. Березники".
В соответствии с соглашением от 14.10.2021, заключенным между муниципальным казенным учреждение "Служба благоустройства г. Березники" и общество с ограниченной ответственностью "Полигон твердых бытовых отходов г. Березники", земельный участок предоставлен для размещения строительных отходов.
Соглашение расторгнуто 18.03.2022.
Далее суды установили, что в соответствии с постановлением Администрации г. Березники от 20.06.2022 N 01-02-995 прекращена хозяйственная и иная деятельность на территории "Земельный участок, занятый несанкционированной свалкой отходов, расположенной по адресу: Пермский край, г. Березники, в районе производственной площадки открытого акционерного общества "Бератон".
Муниципальным казенным учреждением "Служба благоустройства г. Березники" разработана проектная документация по рекультивации земельного участка, занятого несанкционированной свалкой отходов, расположенной по адресу: Пермский край, г. Березники в районе производственной площадки открытого акционерного общества "Бератон", шифр 20/2022.
Между муниципальным казенным учреждением "Служба благоустройства г. Березники" и обществом с ограниченной ответственностью "Асфальтобетонный завод N 1" 14.04.2023 заключен муниципальный контракт N 25-п на выполнение работ по рекультивации земельного участка, занятого несанкционированной свалкой отходов, расположенной по адресу: Пермский край, г. Березники в районе производственной площадки "Бератон".
Положительное заключение N ТК-10-02-ГУ/5095 о согласовании Проекта ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной по адресу: Пермский край, г. Березники, в районе производственной площадки открытого акционерного общества "Бератон" получено 11.09.2023.
Согласно письму Администрации города Березники от 22.09.2023 N 242- 01-19-1318 работы по технологическому этапу ведутся с 11.09.2023, по состоянию массива тела свалки в количестве 205 000 м3, что составляет 4% от общего объема работ.
Исследовав и оценив предоставленные в материалы дела доказательства, суды заключили, что именно ответчик осуществлял пользование земельным участком по договору с муниципальным казенным учреждением "Служба благоустройства г. Березники" до марта 2022 г.
Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспорено, подтверждено представителями лиц, участвующих в деле в заседании суда апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, суды заключили, что выявленное загрязнение земельного участка произошло в результате осуществления ответчиком деятельности на протяжении значительного времени (более 25 лет), ответчик (его правопредшественники) фактически использовали земельный участок для осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами (для размещения свалки), загрязнение возникло в результате растекания фильтратов в течение длительного времени.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе справкой Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры от 31.03.2022 о результатах проверки исполнения обществом с ограниченной ответвенностью "Полигон ТБО г. Березники" законодательства об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха, об охране почв, объяснениями директора ответчика, требованием прокуратуры о проведении проверки, снимками местности за периоды, предшествующие периоду выявления загрязнения.
Более того, суды установили, что согласно представленным в материалы дела снимкам, сделанных с помощью программы Google Eartf Pro за период с 2019 г. по 2021 г., ответчик в период осуществления своей деятельности на земельном участке с кадастровым номером N 59:03:0200004:11, меры по организации сбора и отвода фильтрата принимал не в полной мере.
Из снимков следует, что по состоянию на май 2019 г. фильтрат на земельном участке уже был и в течение 2020-2022 гг. его территория увеличивалась. Осушительные траншеи идут не по всей площади земельного участка и в период с 2020 по 2022 практически отсутствуют. При этом фильтрат, образующийся в теле полигона, представляет особую опасность для окружающей среды, так как является токсичным раствором с высокими концентрациями тяжелых металлов (цинк, свинец, никель, хром, кадмий и др.) и органических соединений.
При таких обстоятельствах, учитывая, что материалами дела подтверждено, что загрязнение почвы земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200004:656 произошло в результате скопления и стекания по рельефу фильтрата от отходов, размещенных на земельном участке с кадастровым номером 59:03:0200004:11, эксплуатацию которого с 2006 г. по 2022 гг. осуществлял ответчик, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно удовлетворили исковые требования управления к обществу "Пермский краевой экологический оператор" о взыскании денежных средств в сумме 2 364 850 руб. 80 коп. в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объектам охраны окружающей среды.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод общества "Пермский краевой оператор", изложенный в кассационной жалобе о том, что надлежащим ответчиком в рассматриваемом случае является муниципальное казенное учреждение "Служба благоустройства г. Березники" рассмотрен и обоснованно отклонен судами, учитывая цели передачи земельного участка указанному лицу, - для проведения рекультивации, а также сведения о том, что учреждение никакой хозяйственной деятельности на земельном участке не осуществляло (за исключением работ по рекультивации, то есть устранению загрязнения).
Иные доводы общества "Пермский краевой экологический оператор", изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами суда о фактических обстоятельствах и с оценкой положенных в их основу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.11.2023 по делу N А50-9595/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермский краевой экологический оператор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2024 г. N Ф09-2650/24 по делу N А50-9595/2023