Екатеринбург |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А60-54833/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2024 по делу N А60-54833/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга - Степанова Ю.О. (доверенность от 09.01.2024, паспорт, диплом).
Чумарова Татьяна Ивановна (далее также - Чумарова Т.И., заявитель, потребитель, гражданин) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга (далее также - Управление, Управление Роспотребнадзора, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, о признании незаконным определений административного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 25.09.2023 N 66-08-13/14-19412, от 25.09.2023 N 66-08-13/14-19413 в отношении публичного акционерного общества "КБ УБРиР" по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "КБ УБРиР" (далее также - общество "КБ УБРиР, банк, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2024 заявленные требования удовлетворены, признано незаконными и отменены определение Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Свердловской области об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N 66-08- 13/14-19412 от 25.09.2023 в отношении общества "КБ УБРИР" по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а также определение Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Свердловской области об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 25.09.2023 N 66-08-13/14-19413 в отношении общества "КБ УБРИР" по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Управление Роспотребнадзора просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Управление настаивает, что вынесение определения об отказе возбуждении дела по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ является обоснованным, поскольку потребитель добровольно заключил договор на оказание ему спорных услуг.
Заявитель жалобы считает, что положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) не предоставляют административным органам с 10.03.2022 получить доказательства, сведения и документы, удостоверенные организацией, кроме как в ходе проведения в отношении него соответствующей проверки, а основания для проведения проверки, в ходе которого они могли быть истребованы, ограничены пунктом 9 Постановления N 336.
Заинтересованное лицо просит учесть, что с учетом части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении в случае нарушения обязательных требований возможно только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия в рамках осуществления государственного контроля, в 2022-2024 гг. возможно возбуждение дела об административных правонарушениях только после проведения контрольных (надзорных) мероприятий и только при наличии факта вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, в связи с чем Управлением законно и обоснованно вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении банка.
Административный орган отмечает, что 27.09.2023 Управлением в отношении банка "КБ УБРиР" проведено профилактическое мероприятие в виде объявления Предостережения о недопустимости нарушения прав потребителей N 66-08-13/14-19476-2023 в связи с включением в индивидуальные условия кредитного договора иных условий, ущемляющих права потребителя; в ответ на данное предостережение от банка в административный орган поступили возражения на предостережение. Такая мера реагирования на факт нарушения прав потребителей в силу действующего правового регулирования деятельности контролирующих органов явдяется достаточной.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.03.2023 между заявителем и общество "КБ "УБРиР" заключен договор потребительского кредита N KD281917000012574, по условиям которого банк предоставил Чумаровой Т.И. кредит в размере 508 475 рублей под 8.99 % годовых.
По мнению Чумаровой Т.И., общество "КБ УБРиР" включило в кредитный договор условия, ущемляющие права потребителя, а также не довело до сведения потребителя необходимую информацию.
В частности, со счета заемщика были списаны денежные средства в размере:
- 111 865 рублей страховая премия;
- 96 610 рублей страховая премия.
Заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в части включения в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителя и недоведения до заемщика информации.
Заинтересованным лицом вынесены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 25.09.2023 в отношении общества "КБ УБРИР" по частям 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенными определениями, Т.И. Чумарова обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания обспариваемых определений незаконными и их отмене.
Суд апелляционной инстанции, не усмотрев оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 КоАП РФ. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
На основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 этой статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
Исходя из приведенных норм права в их системном истолковании, при разрешении вопроса об обоснованности возбуждения дела об административном правонарушении либо отказа в возбуждении дела об административном правонарушении на основании поступившего сообщения (заявления) физического или юридического лица административный орган в пределах своих полномочий обязан проверить и оценить, содержатся ли в таком сообщении (заявлении) данные, указывающие на наличие события и состава административного правонарушения, а также срок давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, дело об административном правонарушении возбуждается при наличии повода к его возбуждению и достаточных данных, указывающих на наличие признаков события административного правонарушения, в случае же отказа в возбуждении данного дела, должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 30 КоАП РФ, устанавливающей правила пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 19.2 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" о том, что поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд. Порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.
В силу пунктов 1, 2 статьи 8, пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1, Закон о защите прав потребителей) исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о реализуемых исполнителем услугах в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Из положений пунктов 1, 2 статьи 8, пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей следует, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о реализуемых исполнителем услугах в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
При этом запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату; потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы; согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом (части 2, 3 статьи 16 Закона N 2300-1).
Пунктам 1 и 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Подпунктом 15 части 9 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ, Закон о потребительском кредите) предусмотрено, что индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и включают в себя следующие условия: услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату и необходимые для заключения договора потребительского кредита (займа) (при наличии), их цена или порядок ее определения (при наличии), а также подтверждение согласия заемщика на их оказание.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 353-ФЗ, если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).
В силу части 2 статьи 7 Закона N 353-ФЗ, если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).
Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).
Как определено пунктом 3 части 4 статьи 6 Закона о потребительском кредите, в расчет полной стоимости потребительского кредита (займа) включаются платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей.
В силу статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
При этом свобода договора не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод.
Между тем, условия договора при соблюдении принципа свободы договора не должны ущемлять установленные Законом права потребителей.
Ущемляющими признаются те условия договора, которые ухудшают права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Судами установлено, что материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что между Чумаровой Т.И. и общество "КБ УБРиР" заключен договор потребительского кредита N ICD281917000012574 на сумму 508475 рублей.
При оформлении кредитного договора потребителю навязали услуги страхования на сумму 111 865 руб. и 96 610 руб.
Чумарова Т.И. обратилась с жалобой, в соответствии с которой указала: "В заявлении о предоставлении потребительского кредита вообще отсутствует информация о дополнительных услугах, право выбора согласится или нет заемщику не представлено".
К обращению Чумаровой Т.И. приложены следующие документы: индивидуальные условия договора потребительского кредита от 23.03.2023, анкета-заявление от 23.03.2023 на открытие карточного счета, полис страхования "Полис защиты" N 7870249265, полис страхования жизни и здоровья заемщиков кредита "полис защиты" N 4833057834, платежные поручения от 23.03.2023, выписка по счету: с 23.03.2023 по 13.04.2023, доверенность представителя.
Согласно заявлению о предоставлении потребительского кредита, банк не довел до потребителя информацию о заключении дополнительных договоров за отдельную плату, которая входит в общую сумму кредита.
Ни в одном из разделов анкеты-заявления о предоставлении кредита не содержится информация о том, что сумма в размере 208 475 руб. (общая за все договоры) будет списана из кредитных средств в счет оплаты вышеуказанных договоров страхования.
В пункте 9 индивидуальных условий потребительского кредита "обязанность заемщика заключить иные договоры" указано о "договоре добровольного страхования рисков жизни и здоровья (в соответствии с разделом 5 ОУ ДПК)".
Однако, исходя из указанных формулировок в данном пункте индивидуальных условий договора, невозможно определить, какие именно услуги были заключены с заемщиком по итогу, сколько стоит каждая из услуг, и кто является лицом, оказывающим данные услуги.
Проверив доводы обращения и установив на их основе признаки нарушений законодательства, административный орган отказал в возбуждении дел об административном правонарушении на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, сославшись в оспариваемых определениях на ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", и отсутствие оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении общества.
Суды на основании анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, правомерно указали на незаконность отказа Управления Роспотребнадзора в возбуждении дела об административном правонарушении.
Как верно отмечено судами, имея возможность совершить все необходимые действия для выяснения обстоятельств связанных с обращением, Управление не реализовало предоставленную ему возможность исследования представленных доказательств (глава 26 КоАП РФ), в связи с этим преждевременно и необоснованно сделало вывод об отсутствии признаков правонарушения, на которые ссылался потребитель Чумарова Т.И., что не соответствует задачам производства по делам об административных правонарушениях (статьи 24.1 КоАП РФ).
Управление в кассационной жалобе приводит довод о том, что в качестве основания для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении административный орган указал на мораторий в отношении проведения проверок, установленный Постановлением N 336.
Действительно, указанным Постановлением введены ограничения на проведение в 2022-2024 гг. плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления, которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
На основании пункта 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Указанное нормативное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Закона N 294-ФЗ и Закона N 248-ФЗ, в том числе касающиеся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере.
Частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 данной статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 данной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.
В Постановлении от 30.03.2021 N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Законом N 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий.
Вместе с тем, как верно указали суды, проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного КоАП РФ, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2022 N АКПИ22-494 об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 9 Постановления N 336 указано, что введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Закона N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
Для целей Закона N 248-ФЗ к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (пункт 3 части 3 статьи 1 Закона N 248-ФЗ).
На основании изложенного, принимая во внимание, что в обращении потребителя Чумаровой Т.И. содержались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7, частями 1, 2 статьи 14.8 КоАП РФ, суды пришли к правильному выводу, что у административного органа, в чьи обязанности и полномочия входит защита прав потребителей, имелись правовые основания для возбуждения в отношении банка дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, без проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Таким образом, полученные от потребителя данные являются достаточным поводом для возбуждения на основании пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении.
Оснований для переоценки указанных выводов судом округа не установлено.
Установление Постановлением N 336 исключительных оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий не препятствует возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе по жалобам граждан, в соответствии с правилами, предусмотренными КоАП РФ. Управление в оспариваемых определениях не обосновало необходимость проведения по поступившей жалобе проверки в порядке Закона N 248-ФЗ в целях получения доказательств по делам об административных правонарушениях.
Отсутствие возможности проведения предусмотренного Законом N 248-ФЗ контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом в целях получения доказательств по делу об административном правонарушении само по себе не освобождает административный орган от рассмотрения заявлений (жалоб) потребителей в порядке, установленном КоАП РФ.
Судами отмечено, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, административное производство возможно.
Суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемые определения административного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушения по частям 1 и 2 статьи 14.8 КоАП РФ в отношении общества "КБ УБРИР" правомерно признаны незаконным судом и подлежащими отмене.
Следовательно, суды обоснованно заключили, что при наличии обращения потребителя, содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, Управление должно было возбудить дело и проверить факты, указанные в обращении, а не отказывать в возбуждении дела по мотиву невозможности проведения проверки.
В данном случае Управлением необоснованно не дана содержательная оценка документам, представленным потребителем, с точки зрения наличия или отсутствия в них сведений, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 14.8 КоАП РФ и являющихся поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы судом округа отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления а также в связи с тем, что они были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Само по себе несогласие заявителя кассационной жалобы с позицией судов не является основанием для отмены законных судебных актов.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2024 по делу N А60-54833/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемые определения административного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушения по частям 1 и 2 статьи 14.8 КоАП РФ в отношении общества "КБ УБРИР" правомерно признаны незаконным судом и подлежащими отмене.
Следовательно, суды обоснованно заключили, что при наличии обращения потребителя, содержащего достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, Управление должно было возбудить дело и проверить факты, указанные в обращении, а не отказывать в возбуждении дела по мотиву невозможности проведения проверки.
В данном случае Управлением необоснованно не дана содержательная оценка документам, представленным потребителем, с точки зрения наличия или отсутствия в них сведений, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 14.8 КоАП РФ и являющихся поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июля 2024 г. N Ф09-3144/24 по делу N А60-54833/2023