Екатеринбург |
|
10 июля 2024 г. |
Дело N А76-23760/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Крепость" (далее - общество УК "Крепость", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2023 по делу N А76-23760/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция) - Баймухамбетов А.С. (доверенность от 09.01.2024 N 7, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество УК "Крепость" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным предписания от 23.06.2023 N 23-254 об устранении нарушений обязательных требований далее - предписание).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Копейского городского округа.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УК "Крепость" просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления. При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о создании контейнерной площадки лишь на земельном участке, относящемуся к общему имуществу МКД.
Указывает, что земельный участок многоквартирного дома не сформирован и не входит в состав общего имущества.
Заявитель отмечает, что главе Копейского городского округа 28.03.2024 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
Проверка законности судебных актов осуществляется судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество УК "Крепость" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 20 по ул. Премьера г. Копейска Челябинской области (далее - МКД).
В инспекцию 29.05.2023 поступило обращение, содержащее сведения о ненадлежащем содержании общего имущества МКД.
На основании решения от 20.06.2023 N 23-354 должностным лицом инспекции 23.06.2023 в отношении заявителя проведен внеплановый инспекционный визит (далее - визит), в ходе которого осуществлен осмотр МКД
В ходе визита составлен протокол осмотра от 23.06.2023 с приложением фотоматериалов.
В ходе визуального осмотра выявлено ненадлежащее содержание расположенной на придомовой территории контейнерной площадки для размещения ТКО, а именно: отсутствие ограждения контейнерной площадки; захламление крупногабаритным мусором; наличие мусора на прилегающей территории контейнерной площадки; подъезд к месту размещения контейнерной площадки не освещается.
Результаты визита отражены в акте от 23.06.2023 N 23-354.
По результатам визита инспекцией обществу УК "Крепость" выдано предписание, которым обществу предписано в срок до 24.07.2023 обеспечить надлежащее содержание мест (площадок) накопления ТКО: выполнить работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание, очистку, ограждение и освещение подъезда к контейнерной площадке.
Не согласившись с предписанием общество УК "Крепость" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества УК "Крепость", руководствовался выводом о соответствии предписания закону.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суды на основании части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 3, 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 верно указали, что создание и содержание мест накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такая обязанность не лежит на других лицах. В случае осуществления управления многоквартирным домом управляющей организацией именно на нее возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение выявленных нарушений, и принимая во внимание, что управляющие организации выступают в рассматриваемых отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, не подтвержден.
С учетом положений части 1.1, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 10, подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пунктов 3.7.1, 3.7.4 Правил N 170 суды обоснованно определили, что общество, в управлении которого находится МКД, обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, в том числе организовать и содержать место сбора ТКО жителей МКД.
Исходя из материалов дела при проведении инспекцией в отношении общества УК "Крепость" в рамках осуществления лицензионного контроля (визита) обнаружено несоблюдение обязательных требований к содержанию площадок для накопления ТКО. Визуальным осмотром выявлено отсутствие ограждения контейнерной площадки, захламление крупногабаритным мусором, наличие мусора на прилегающей территории контейнерной площадки, отсутствие освещения подъезда к месту размещения контейнерной площадки.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований. Предписание соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств, установленных по делу, в связи с этим судом округа отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Оснований для отмены актов судов первой и апелляционной инстанций, а также удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.12.2023 по делу N А76-23760/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Крепость" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. Все текущие, неотложные, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
...
С учетом положений части 1.1, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 10, подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пунктов 3.7.1, 3.7.4 Правил N 170 суды обоснованно определили, что общество, в управлении которого находится МКД, обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, в том числе организовать и содержать место сбора ТКО жителей МКД."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июля 2024 г. N Ф09-3863/24 по делу N А76-23760/2023