Екатеринбург |
|
18 июля 2024 г. |
Дело N А71-10354/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой Н.С. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиции" (далее - общество "Инвестиции", налогоплательщик, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.11.2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 03.06.2024 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 16.07.2024 произведена замена судьи Гавриленко О.Л. на судью Жаворонкова Д.В. для рассмотрения кассационной жалобы по делу А71-10354/2022 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи принял участие представитель Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее - УФНС России по УР) - Рябкина М.А. (доверенность от 09.10.2023).
Общество "Инвестиции" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.02.2022 N 233 в части доначисления налога на имущество организаций в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153, сумм соответствующих пеней.
В порядке ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом апелляционной инстанции произведена процессуальная замена ответчика по данному делу с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике на УФНС России по УР в связи с реорганизаций налоговых органов.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Бюджетное учреждение Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества".
Решением от 10.11.2023 производство по делу в части требований заявителя к УФНС России по УР о признании недействительным решения от 28.02.2022 N 233 прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "Инвестиции" просит апелляционное постановление отменить полностью, решение суда первой инстанции изменить в части, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению подателя жалобы, судами не применены пункт 7 и подпункт 2 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), спорный объект не включен в Перечень объектов в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно исчисление налога на имущество организации в 2020 году должно осуществляться со среднегодовой стоимости имущества. Правовой подход, содержащийся в обжалуемых судебных актах, распространяющий действие абзаца 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ за пределы года образования объекта недвижимости и применение в качестве налоговой базы кадастровой стоимости объекта на последующие налоговые периоды вне зависимости от факта включения его в соответствующий перечень на 1-ое января каждого года противоречит логике законодателя, изложенной в главе 30 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу УФНС России по УР просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2020 года инспекцией составлен акт от 07.12.2021 N 9484 и вынесено оспариваемое решение, которым обществу "Инвестиции" предложено уплатить недоимку по данному налогу в сумме 11 175 211 руб., пени в сумме 4838 руб. 41 коп.
Основанием для вышеуказанных доначислений послужил вывод налогового органа о неправомерном занижении заявителем кадастровой стоимости по объектам недвижимости с кадастровыми номерами: 18:26:020276:153, 18:26:020276:121, 18:26:020276:145, 18:26:020276:148, 18:26:020276:149, 18:26:020276:150.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 29.04.2022 N 06-07/08634@ решение инспекции утверждено.
Полагая, что решение инспекции в части доначисления налога на имущество в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153 не соответствует налоговому законодательству и нарушает его права и законные интересы, общество "Инвестиции" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что спорный объект недвижимости фактически использовался и используется в настоящее время как торговый центр, что в силу прямого указания пункта 1 статьи 378.2 НК РФ исключает возможность применения заявителем среднегодовой стоимости для целей исчисления налога на имущество, а налоговая база по данному объекту определяется как кадастровая стоимость в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ; у налогового органа на момент принятия оспариваемого решения 28.02.2022 отсутствовали основания для использования при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций иных сведений, отличных от тех, которые содержатся в ЕГРН, вместе с тем, УФНС России по УР вынесено решение от 25.10.2023, которым отменено оспариваемое решение в части налога на имущество в размере 7 033 383 руб., пени в сумме 3 048 руб. 20 коп.
Данные выводы являются верными, основаны на материалах дела и соответствуют действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
В силу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов имущества организаций, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций" от 27.11.2003 N 55-РЗ налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью, не превышающей 1000 кв. метров, и помещений в них.
Судами установлено, что налогоплательщик с 23.19.2019 является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Кирова, 146 и образованным путем объединения 3-х объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 18:26:020276:136, 18:26:020276:137, 18:26:020276:142, которые были включены в Перечень объектов на 2020 год (кадастровая стоимость на момент поставки на учет составила 216 898 606 руб. 98 коп.)
Из материалов дела также следует и налогоплательщиком не опровергнуто, что спорный объект недвижимости относится к торговым центрам, что в силу прямого указания пункта 1 статьи 378.2 НК РФ исключает возможность применения среднегодовой стоимости для целей исчисления налога на имущество.
Кроме того, материалами налоговой проверки подтвержден факт определения обществом налоговой базы по налогу на имущество по спорному объекту недвижимости исходя из кадастровой стоимости.
Изложенное подтверждается также вступившими в законную силу судебными актами по делу N А71-16575/2021, предметом оспаривания по которым являлось решение инспекции от 18.08.2021 N 4352, вынесенного по итогам проверки первичной налоговой декларации общества по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2020 года.
При этом, при исчислении налога по объекту недвижимости с кадастровым номером 18:26:020276:153 заявитель и в первоначальной декларации и в уточненной исходил из кадастровой стоимости в размере 216 898 606 руб. 98 коп.
При таких обстоятельствах, судами правомерно отклонен довод налогоплательщика о том, что в отношении спорного объекта недвижимости налоговая база по налогу на имущество должна рассчитываться исходя из среднегодовой стоимости без учета особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Таким образом подлежат отклонению доводы о необходимости определения налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости имущества.
Кроме того судами принято во внимание следующее.
Спорный объект недвижимости был образован путем объединения 3-х объектов недвижимого имущества, включенных в Перечень объектов на 2020 год, и поставлен на кадастровый учет 23.12.2019 (кадастровая стоимость на момент поставки на учет составила 216 898 606 руб. 98 коп.)
В связи с тем, что спорный объект не вошел в Перечень объектов на 2020 год и не отражен в Постановлении Правительства Удмуртской Республики от 20.11.2019 N 540 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков, помещений, объектов незавершенного строительства) и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда на территории Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2019", поскольку сведения о спорном объекте включены в ЕГРН 23.12.2019, налогоплательщик при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на пункт 10 статьи 378.2 НК РФ, настаивал на том, что налог должен был исчислен именно с кадастровой стоимости, определенной на день постановки нежилого здания на кадастровый учет (то есть исходя из размера - 216 898 606 руб.98 коп.)
В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
С учетом буквального толкования указанной нормы суды правомерно отметили, что налог по объекту, соответствующему критериям, установленным пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ, следует исчислять не из кадастровой стоимости, определенной на день постановки его на кадастровый учет, а именно сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования) (часть 4 статьи 15 Закона N 237-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 НК РФ. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что в соответствии с актом об определении кадастровой стоимости от 27.02.2020 N 38/2020, подготовленным бюджетным учреждением Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества" (далее - Центр кадастровой оценки), кадастровая стоимость для спорного объекта составила 1 164 688 658 руб. 82 коп. Дата внесения сведений в ЕГРН - 13.03.2020. Дата, с которой применяется данная кадастровая стоимость - 01.01.2020.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 30.04.2021 N КУВИ002/2021-49579746 по данному объекту на 01.01.2020 кадастровая стоимость составляет 1 164 688 658 руб.82 коп.
При вынесении оспариваемого решения налоговая инспекция исходила из кадастровой стоимости в размере 1 164 688 658 руб. 82 коп., сведения о которой получены от органов Росреестра.
Судами сделан вывод о том, что, учитывая полученные от органов Росреестра сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 85 НК РФ, у налогового органа на момент принятия оспариваемого решения 28.02.2022 отсутствовали основания для использования при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций иных сведений, отличных от тех, которые содержатся в ЕГРН.
Впоследствии 29.09.2021 заявление налогоплательщика об исправлении реестровой ошибки, рассмотрено, внесены сведения об изменении основных характеристик здания, а именно: указана площадь 30 238,6 кв.м., количество этажей 4, в том числе подземных 2, о чем 04.10.2021 уведомлен Центр кадастровой оценки, которым в свою очередь
08.10.2021 произведено определение кадастровой стоимости данного объекта по состоянию на 29.09.2021 - 1 167 352 383 руб. 81 коп.
В ЕГРН 04.03.2022 на основании заявления общества об исправлении реестровой ошибки внесены сведения об изменении основных характеристик здания.
Впоследствии на основании заявления общества от 10.03.2022 об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, 06.04.2022 Центром кадастровой оценки принято решение N 000180 об его удовлетворении в связи с наличием единичной ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости на дату оценки - 29.09.2021, кадастровая стоимость определена в размере 813 019 492 руб. 87 коп., исходя из площади здания 30 238,6 кв.м. (30 169,6 кв.м + 69,0 кв.м.), количество этажей 4, в том числе, подземный 1 (неиспользуемый в качестве торгово-офисного помещения).
Решением Верховного суда Удмуртской Республики от 20.01.2023 по делу N 3а-23/2023 (3а-437/2022) удовлетворены требования заявителя, по состоянию на 31.12.2019 кадастровая стоимость спорного объекта установлена в размере 813 019 492 руб. 87 коп. и в связи с этим в ЕГРН внесены изменения относительно кадастровой стоимости по спорному объекту - на 01.01.2020 она установлена в названном размере.
Вследствие изложенного УФНС России по УР вынесено решение от 25.10.2023, которым отменено решение инспекции от 28.02.2022 N 233 в части налога на имущество в размере 7 033 383 руб., пени в сумме 3 048 руб. 20 коп.
Иная оценка заявителем жалобы установленных судами первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Принимая во внимание установленные судами обстоятельства, суд округа находит обжалуемые судебные акты основанными на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятыми с соблюдением норм материального и процессуального права, учитывая полномочия суда кассационной инстанции, у суда округа не имеется оснований для постановки иных выводов, чем те, к которым пришли суды нижестоящих инстанций.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиции" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Инвестиции" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченных в качестве госпошлины по кассационной жалобе платежным поручением от 22.03.2024 N 389.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком неправомерно занижена кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Спорный объект недвижимости представляет собой нежилое здание, которое по своим техническим, функциональным характеристикам и фактическому использованию относится к торговым центрам. Объект образован путем объединения нескольких зданий, которые были включены в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно сведениям о зарегистрированных правах по объекту недвижимости площади в спорном объекте недвижимости сдаются в аренду. При этом договоры аренды были заключены с арендаторами до образования (объединения) объекта недвижимости и продолжали свое действие после объединения.
Таким образом, спорный объект недвижимости фактически использовался и используется в настоящее время как торговый центр, что в силу прямого указания исключает возможность применения налогоплательщиком среднегодовой стоимости для целей исчисления налога на имущество, а налоговая база по данному объекту определяется как кадастровая стоимость.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 июля 2024 г. N Ф09-2487/24 по делу N А71-10354/2022