Екатеринбург |
|
19 июля 2024 г. |
Дело N А60-59912/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Ивановой С.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Артемовского городского округа (далее также - заявитель, администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2024 по делу N А60-59912/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей не обеспечили.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Режевского городского округа, Артемовского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 07.08.2023 N 2 об устранении выявленных нарушений при реализации полномочий.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой.
Заявитель кассационной жалобы просит указанные судебные акты отменить, вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Администрация полагает, что, несмотря на то, что Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа является структурным подразделением администрации, делегирование такому лицу прав в области управления имуществом от имени местного самоуправления не влечет возникновение прав и обязательств у администрации, как у органа местного самоуправления, наделенного соответствующими полномочиями в силу закона.
Соответственно, суды неправомерно не учли, что предписание Управления выдано администрации как ненадлежащему лицу, поскольку спорные защитные сооружения находятся не на балансе администрации, она не должна отвечать за его содержание.
Также администрация указывает, что защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗСГО), расположенное по адресу: Свердловская обл., Артемовский район, п. Красногвардейский, ул. Станочников, д. 10, по акту приема-передачи от 22.05.2023 зарегистрировано и зачислено в казну Артемовского городского округа. Кроме того, Артемовский городской округ является высоко трансфертной территорией, собственных денежных средств у него недостаточно, для проведения мероприятий по снятию защитного сооружения гражданской обороны с учета, выделение денежных средств местного бюджета для выполнения ремонтных работ вышеуказанного помещения будет являться неэффективным использованием бюджетных средств.
В отзыве на кассационную жалобу Управление мотивированно возражает, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 25.07.2023 по 07.08.2023 Управлением, на основании распоряжения от 07.07.2023 N 2, в отношении администрации проведена внеплановая выездная проверка защитного сооружения, расположенного по адресу: 623770, Свердловская обл., Артемовский р-н, п. Красногвардейский, ул. Станочников, д. 10, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обеспечению безопасности вышеуказанного объекта защиты гражданской обороны, которые отражены в акте выездной проверки от 07.08.2023 N 2, также администрации выдано предписание от 07.08.2023 N 2 со сроком устранения до 07.07.2024.
Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании предписания недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности вынесенного предписания.
Суд апелляционной инстанции, не усмотрев оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационных жалоб в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 "О гражданской обороне" N 28-ФЗ (далее - Федеральный закон N28)).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 68, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы (пункт 3 названного Положения).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, судом первой инстанции верно указано, что предписание об устранении нарушений вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Судами из материалов дела установлено, что между Управлением муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (далее - УМИ Администрации) и Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества) составлен акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 22.05.2023 N 00ФЫ-001486, в соответствии с которым УМИ Администрации передано ЗСГО, реестровый номер П13660056132.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа от 26.10.2023 N 18/1167 объект: помещение подвала ГО, расположенное по адресу: 623770, Свердловская обл., Артемовский р-н, п. Красногвардейский, ул. Станочников, д. 10, числится в реестре объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа и составляет казну Артемовского городского округа.
Основания внесения в реестр: распоряжение ТУ Росимущества от 17.03.2023 N 118-р "Об утверждении перечня защитных сооружений гражданской обороны, которые подлежат оформлению в собственность Артемовского городского округа".
По результатам внеплановой выездной проверки в адрес администрации вынесено предписание от 07.08.2023 N 2 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, в соответствии с которым были установлены следующие нарушения:
1. ЗСГО не поддерживается в состоянии готовности к приему укрываемых. Не обеспечена сохранность защитно-герметических и герметических дверей и ставней, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, чем нарушены: пункт 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583; пункт 2, статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ; пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны". Характер выявленного нарушения: нарушение требований и реализации полномочий по созданию, реконструкции и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны. Лицо, допустившее нарушение, Администрация Режевского городского округа.
2. Инженерно-техническое оборудование ЗСГО находится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению, чем нарушен пункт 3.2.11 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583. Характер выявленного нарушения: нарушение требований и реализации полномочий по созданию, реконструкции и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны. Лицо, допустившее нарушение, Администрация Режевского городского округа).
3. Не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗСГО, чем нарушен пункт 5.2.3, пункт 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583. Характер выявленного нарушения: нарушение требований и реализации полномочий по созданию, реконструкции и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.
Статьей 7 Федерального закона N 28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок N 1309).
В силу пункта 2 Порядка N 1309 к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 14 Порядка N 1309 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В главе V Порядка N 1309 предусмотрены требования к техническому обслуживанию и ремонту защитных сооружений.
Согласно пункту 5.2.1 Порядка N 1309 предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.
К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации.
К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов.
При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается.
Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.
Требования к эксплуатации защитных сооружений установлены Правилами N 583.
В соответствии с пунктами 3.2.1 - 3.2.2 Правил N 583 при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗСГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.
В пункте 5.1.1 Правил N 583 указано, что техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают текущий, средний и капитальный ремонт. Периодичность планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования приведены в таблице 2.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил N 583 ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки.
Как установлено судами, в рассматриваемом случае заявитель не оспаривает факт наличия нарушений, отраженных в предписании от 07.08.2023N 2, между тем настаивает на том, что администрация в данном случае не является лицом, обязанным исполнить спорное предписание, для администрации такое предписание является неисполнимым, поскольку спорное имущество находится на балансе иного юридического лица - УМИ Администрации.
Указанные доводы заявителя судами первой и апелляционной инстанций рассмотрены и обоснованно отклонены ввиду следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, отнесено к вопросам местного значения.
В силу статьи 2 упомянутого Закона решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 51 Закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статьи 21 Устава Артемовского городского округа, принятого решением Артемовской Думы от 16 июня 2005 г. N 530, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Дума Артемовского городского округа; глава Артемовского городского округа; Администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) Артемовского городского округа; контрольно-счетный орган городского округа - Счетная палата Артемовского городского округа (далее по тексту - Счетная палата); муниципальный орган управления образованием - Управление образования Артемовского городского округа (далее по тексту - Управление образования).
В соответствии со статьей 30 Устава Артемовского городского округа Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 данного Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Администрация городского округа обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и названным Уставом. Структура Администрации городского округа утверждается Думой городского округа по представлению главы городского округа.
Решением Думы Артемовского городского округа от 17.06.2021 N 833 "Об утверждении структуры Администрации Артемовского городского округа" в структуре Администрации Артемовского городского округа учреждено Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа.
Согласно Положению об управлении муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа, утвержденному решением Думы Артемовского городского округа от 17 июня 2021 г. N 845, Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа является уполномоченным функциональным органом Администрации Артемовского городского округа, обеспечивающим осуществление Администрацией Артемовского городского округа полномочий в области управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также в области землепользования на территории Артемовского городского округа. Общее руководство и координацию деятельности Управления осуществляет первый заместитель главы администрации.
Согласно пункта 31 статьи 6, главы 2 Устава Артемовского городского округа Свердловской области, к вопросам местного значения городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Судами справедливо заключено, что Управление муниципальным имуществом Администрации Артемовского городского округа является структурным подразделением администрации, и делегирование такому лицу прав в области управления имуществом от имени органа местного самоуправления влечет возникновение прав и обязательств у администрации как у органа местного самоуправления, наделенного соответствующими полномочиями в силу закона.
Орган местного самоуправления обязан заблаговременно осуществлять контроль за созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию всеми собственниками и пользователями защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на соответствующих территориях.
Не предоставление ТУ Росимуществом документов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов после издания распоряжения о передаче и, соответственно, не постановка на баланс казны муниципального образования защитных сооружений гражданской обороны не снимает с муниципального образования ответственности за осуществление контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию на территории муниципального образования, а ровно и обязанность по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к верному выводу, что администрация является надлежащим лицом, в адрес которого выдано предписание.
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), организации наряду с иными субъектами в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В пункте 10 Положения N 804 указано, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях предоставления населению убежищ являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, в том числе, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.
Суды верно установили, что положения приведенных выше нормативных актов в совокупности предусматривают обязанность лица, осуществляющего эксплуатацию объекта гражданской обороны, сохранять его функциональное назначение, поддерживать его в состоянии, пригодном к использованию в целях защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В рассматриваемом случае, у администрации до настоящего времени имеется обязательство сохранять объекты ЗСГО, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению к дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями документов по эксплуатации защитных сооружений.
Оценив содержание оспариваемого предписания, суд округа считает, что предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на пресечение и устранение выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предписании подробно описаны выявленные нарушения, имеются ссылки на нарушенные нормы права, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписании требований отсутствует.
В этой связи предписание является законным, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании этого предписания недействительным на основании статьи 201 АПК РФ.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов обеих инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Само по себе несогласие заявителя кассационной жалобы с позицией судов не является основанием для отмены законных судебных актов.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2024 по делу N А60-59912/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
С.О. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), организации наряду с иными субъектами в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В пункте 10 Положения N 804 указано, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях предоставления населению убежищ являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, в том числе, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 июля 2024 г. N Ф09-3700/24 по делу N А60-59912/2023