Екатеринбург |
|
23 июля 2024 г. |
Дело N А60-62830/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Суспициной Л.А., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агарта" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2023 по делу N А60-62830/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Агарта" (далее - общество "Агарта") - Косикова С.Л. (доверенность от 13.03.2023).
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу "Агарта" о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду рубкой лесных насаждений за пределами лесосеки, в размере 1 147 472 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Синергия" (далее - общество "Синергия").
Решением суда от 19.12.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Агарта" просит указанные судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права. В частности, заявитель указывает, что судами не применены положения статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации, не были применены нормы, установленные Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (утв. Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474) о допустимой погрешности в определении эксплуатационной площади лесосеки не превышающей 3%. Заявитель жалобы считает, что выводы судов о нарушении лесного законодательства противоречат имеющимся в деле доказательствам, не приняты доводы и доказательства ответчика по вопросу координат участка, где произведена незаконная рубка, объема вырубленной древесины, не приняты показатели объективного дистанционного мониторинга. По мнению общества "Агарта", судами не применены положения статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку рубка произведена на основании принятой истцом лесной декларации в установленных границах и координатах в соответствии с натурным осмотром, наличие нарушений не было указано при приемки лесосеки 22.06.2021, при наличии регулярных проверок соблюдения требований лесного законодательства ошибки могли быть выявлены истцом.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Сельскохозяйственное предприятие "Совхоз Петрокаменский" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 29.12.2008 N 414.
На основании договора от 10.07.2015 N 1 передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка, дополнительного соглашения к договору лесного участка от 10.07.2015, арендатором лесного участка является общество "Агарта".
Лесничим Петрокаменского участкового лесничество Соковиковым Ю.А., лесничим Красноуральского участкового лесничества Самороковским А.Р. совместно с государственным лесным инспектором Куликовым С.В. 07.10.2021 осуществлялось патрулирования лесов посредством осмотра территорий в границах лесничества в целях, установленных частью 1 статьи 98.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
При проведении осмотра лесных участков выдела 1, 30, 2, 4, 5 квартала 4 урочище ГУП Совхоз "Петрокаменский" Петрокаменского участкового лесничества, находящихся в аренде у ответчика, выдела 5, 10, 26, 11, 12, 14 квартала 45 Петрокаменского участка Петрокаменского участкового лесничества, находящихся в аренде общества "Синергия" по договору аренды лесного участка N 21 от 12.02.2008, выявлено, что в выделе 26 квартала 45 Петрокаменского участка Петрокаменского участкового лесничества в 2020 году в соответствии с лесной декларацией N 21 от 11.12.2019 проводилась сплошная рубка на площади 4,0 га третьим лицом, а в выделе 4 квартала 4 урочище ГУП "Совхоз Петрокаменский" Петрокаменского участкового лесничества в 2020 году в соответствии с лесной декларацией N 414 от 20.12.2019 проводилась сплошная рубка на площади 26,7 га ответчиком.
Квартал 45 Петрокаменского участка Петрокаменского участкового лесничества (арендатор третье лицо) и квартал 4 урочище ГУП "Совхоз Петрокаменский" Петрокаменского участкового лесничества (арендатор ответчик) разделяют между собой квартальная просека.
В ходе проверки 3 квартальной просеки было установлено, что лесосека ответчика, расположенная в квартале 4 выделе 4 урочище ГУП "Совхоз Петрокаменский", смещена на север, в результате лесосека сместилась на лесной участок, арендованный третьим лицом, расположенный в квартале 45 Петрокаменского участка Петрокаменского участкового лесничества.
По результатам проведения осмотра лесных участков был оформлен акт осмотра лесного участка от 07.10.2021 N 6/4-А, на основании которого по факту незаконной рубки деревьев на площади 1,2 га в выделах 12, 14 квартала 45 Петрокаменского участка Петрокаменского участкового лесничества составлен акт о лесонарушении от 13.10.2021 N 37
На основании материалов перечета произведен расчет размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушений лесного законодательства, в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" и составлена уточненная справка-расчет размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, где сумма вреда составила 1 147 472 руб.
Неисполнение ответчиком требования истца о возмещении причиненного ущерба послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском о возмещении вреда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из доказанности материалами дела совокупности условий, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба, размер которого определен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа оснований для их отмены не усматривает.
В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам: граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
Основанием для применения гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений. При этом для возложения на причинителя вреда имущественной ответственности необходимо установление совокупности следующих условий - наличие ущерба, доказанность его размера, установление противоправности поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшим ущербом.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" в соответствии с утвержденной методикой объем уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан определяется путем сплошного перечета по породам с распределением на срубленные, поврежденные до степени прекращения роста и поврежденные не до степени прекращения роста. Срубленные сухостойные деревья, а также буреломные и ветровальные деревья учитываются сплошным перечетом.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 названного Кодекса).
Материалами дела подтверждается предоставление ответчику лесного участка для осуществления заготовки древесины в связи с заключением договора аренды от 29.12.2008 N 414, дополнительного соглашения от 19.07.2019. Заготовка древесины осуществлялась ответчиком на основании указанных договора, соглашения и в соответствии с лесной декларации N 21 от 11.12.2019. Согласно лесной декларации к вырубке заявлена лесосека в квартале 4 выдел 4 площадью 26,7 га с объемом лесозаготовки 13071 куб. м, лесосека в выделах 12, 14 квартала 45 Петрокаменского участка Петрокаменского участкового лесничества в лесной декларации отсутствуют.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в том числе акты осмотра лесных участков от 07.10.2021 N 6/4-А, от 15.12.2021 N 6/162-А, от 24.10.2023, акт о лесонарушении от 13.10.2021 N 37, суды пришли к выводу о доказанности истцом факта назаконной рубки ответчиком лесных насаждений за пределами заявленного в лесной декларации N 21 от 11.12.2019.
Факты незаконных рубок в выделах 12,14 квартала 45 Петрокаменского участка Петрокаменского участкового лесничества ответчиком с приведением убедительных аргументов и обосновывающих их доказательств не опровергнуты, равно не опровергнут расчет причиненного ущерба, произведенный истцом в соответствии с приведенным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, проверенный судами первой и апелляционной инстанций и признанный верным.
При указанных обстоятельствах судами исковые требования Министерства о взыскании 1 147 472 руб. ущерба удовлетворены правомерно.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе по существу спора, отклоняются судом округа, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права и сводятся лишь к несогласию с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не выявлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2023 по делу N А60-62830/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агарта" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
...
Факты незаконных рубок в выделах 12,14 квартала 45 Петрокаменского участка Петрокаменского участкового лесничества ответчиком с приведением убедительных аргументов и обосновывающих их доказательств не опровергнуты, равно не опровергнут расчет причиненного ущерба, произведенный истцом в соответствии с приведенным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, проверенный судами первой и апелляционной инстанций и признанный верным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июля 2024 г. N Ф09-2631/24 по делу N А60-62830/2022