Екатеринбург |
|
23 июля 2024 г. |
Дело N А71-7192/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании путем веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинская лаборатория "ХРС" (далее - ООО МЛ "ХРС", общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.12.2023 по делу N А71-7192/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - отделение, фонд) - Яковлева М.В. (доверенность от 16.01.2024, диплом);
общества - Старкова Е.В. (доверенность от 09.01.2024, диплом).
ООО МЛ "ХРС" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к фонду о признании незаконными акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 18.01.2023 N 48/1 и протокола рассмотрения материалов проверки N 48/1 от 21.02.2023 за исключением суммы неверно рассчитанных нормативных смен и образовавшейся в результате этого переплаты специальной социальной выплаты в размере 23 054 руб. 62 коп.
(с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 08.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению ООО МЛ "ХРС", заявитель подтвердил наличие по каждому из заявленных случаев контакта медицинских сотрудников общества с пациентами, с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции (COVID-19), при выполнении должностных обязанностей (исследование биоматериала пациентов).
Заявитель жалобы полагает, что проверка проведена фондом с нарушением установленных требований в отсутствие оснований для проведения проверки и за пределами установленного статьей 26.15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательсном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Закон N 125-ФЗ).
В возражениях на кассационную жалобу фонд просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, в удовлетворении жалобы фонду отказать.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении заявителя проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, необходимых для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлением N 1762, предоставленных ООО МЛ "ХРС" за период с 01.09.2021 по 31.05.2022.
В ходе проведения проверки отделением выявлено нарушение обществом пункта 2 Правила N 1762, выразившееся во включении в реестр сведений для назначения специальной социальной выплаты рабочих дней (смен) медицинских работников, в которых контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не подтвержден по следующим причинам: 1) отсутствуют записи в регистре - региональном сегменте информационного ресурса (COVID-19) (далее - ФР лиц больных COVID-19); 2) забор биоматериала был произведен другой медицинской организацией, о чем имеется соответствующая запись в ФР лиц больных COVID-19; 3) контактное лицо исключено из ФР лиц больных COVID-19 в связи с выздоровлением, о чем имеется соответствующая запись (по соответствующим датам); 4) отсутствует контакт с (COVID-19) пациентом в установленную дату, контакты с (COVID-19) пациентами в представленных к проверке реестрах не идентифицированы (отсутствует Ф.И.О., запись в реестре: "Контракт МЗ УР").
Фонд пришел к выводу о том, что наличие положительного результата ПЦР теста пациента без установленного диагноза COVID-19 не дает оснований для признания контакта с COVID-пациентом. Представленные сведения (реестры) пациентов, а также ПЦР тесты пациентов, не могут быть приняты как документы, подтверждающие наличие контакта с (COVID-19) пациентами, поскольку отсутствует информация об установленном им диагнозе COVID-19.
Кроме того, в нарушение пункта 3 Правил N 1762 ООО МЛ "ХРС" неверно производился расчет нормативных смен в сентябре, октябре, ноябре 2021 года.
По результатам проверки отделением составлен акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 18.01.2023 N 48/1.
Согласно акту проверки обществу предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом на специальную социальную выплату в общей сумме 1 457 890 руб. 57 коп. в срок до 15.03.2023.
Также на основании уточняющих сведений обществу предложено осуществить корректировку ранее представленного реестра на право получения работником специальной социальной выплаты в общей сумме 1 457 890 руб. 57 коп. и направить его в территориальный орган фонда для осуществления перерасчета специальной социальной выплаты.
По результатам рассмотрения материалов проверки фондом 21.02.2023 составлены протокол рассмотрения материалов проверки N 48/1, уведомление N 48/1 о результатах рассмотрения материалов проверки.
Согласно протоколу рассмотрения материалов проверки от 21.02.2023 N 48/1 возражения и доводы медицинской организации отделением отклонены; акт проверки от 18.01.2023 N 48/1 в отношении ООО МЛ "ХРС" в размере 1 457 890 руб. 57 коп. оставлен в силе.
ООО МЛ "ХРС" предложено возместить расходы, излишне понесенные фондом в общей сумму 1 457 890 руб. 57 коп., осуществить, на основании уточняющих сведений, корректировку ранее представленных реестров на право получения работников специальной социальной выплаты.
Несогласие заявителя с актом и протоколом фонда (за исключением суммы неверно рассчитанных нормативных смен и образовавшейся в результате этого переплаты специальной социальной выплаты в размере 23 054 руб. 62 коп.) послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции не установил правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) пунктом 2 Постановления N 1762 утверждены специальные социальные выплаты для следующих категорий работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К данной категории отнесены, в том числе, врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н (далее - Приказ N 198н).
Согласно Разъяснениям по применению Постановления N 1762, изложенным в Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2020 N 894н, специальные социальные выплаты медицинским работникам в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 устанавливаются, например, в случае, если пациенту с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, находящемуся на лечении в стационарных условиях, имеющему сопутствующее острое заболевание или состояние (например, инфаркт миокарда; острое нарушение мозгового кровообращения, маточное кровотечение), на консультацию приглашается врач-кардиолог, врач-невролог, врач-акушер-гинеколог соответственно, не состоящий во временном штатном расписании медицинской организации (структурного подразделения), оказывающей помощь пациенту с новой коронавирусной инфекцией в соответствии с Временным порядком.
Таким образом, осуществление специальной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762, производится при соблюдении совокупности условий: 1) лица не оказывают медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), 2) лица контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
При этом подпункт "б" пункта 2 Постановления N 1762, с учетом разъяснений, содержащихся в вопросе 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, не предполагает выплаты работникам клинико-диагностической лаборатории за контакт с биоматериалом при отсутствии непосредственного контакта с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из материалов дела следует, что ООО МЛ "ХРС" - аккредитованная лаборатория, осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-18-01-002379 от 07.12.2017, имеет разрешения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в УР" от 04.06.2020 N 18-20-01/01-12-3942-2020, от 06.07.2020 N 18-20-01/12-06-3789-2020 на проведение исследований на новую коронавирусную инфекцию в данной лаборатории.
ООО МЛ "ХРС" заключено соглашение об информационном взаимодействии от 09.07.2021 с Федеральным бюджетным учреждением науки "Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора). Информационное взаимодействие осуществляется в целях исполнения Постановления Правительства РФ от 27.03.2021 N 452 "Об обеспечении уведомления физических лиц о результатах исследований на наличие возбудителя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и обмена информацией о результатах таких исследований".
Судами установлено, что работники ООО МЛ "ХРС" проводили лабораторные исследования биологического материала пациентов, зараженного COVID-1, при этом непосредственный отбор проб (мазков) у граждан работниками общества не осуществлялся.
Доказательства контакта работников общества в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 ООО МЛ "ХРС" не представлены.
Ссылки общества на осуществление выплат работникам персонала патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, судами рассмотрены и отклонены, поскольку в данном случае общество не осуществляет патологоанатомические исследования и данные исследования в соответствии с правилами проведения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.03.2016 N 179н, отличаются от лабораторных исследований общества.
С учетом изложенного, поскольку доказательств контакта в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 обществом не представлено, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для применения положений пункта 2 Постановления N 1762..
Доказательства нарушения оспариваемыми актом проверки от 18.01.2023 и протоколом рассмотрения материалов проверки от 21.02.2023 прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, судам не представлены.
Довод заявителя жалобы о проведении фондом проверки с нарушением установленных требований в отсутствие оснований для проведения проверки и за пределами установленного статьей 26.15 Закона N 125-ФЗ был предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонен.
Правильно применив указанные выше нормы права, суды обоснованно посчитали, что в рассматриваемом деле отсутствуют основания для признания оспариваемых ненормативных актов фонда недействительными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.12.2023 по делу N А71-7192/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медицинская лаборатория "ХРС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки общества на осуществление выплат работникам персонала патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, судами рассмотрены и отклонены, поскольку в данном случае общество не осуществляет патологоанатомические исследования и данные исследования в соответствии с правилами проведения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.03.2016 N 179н, отличаются от лабораторных исследований общества.
С учетом изложенного, поскольку доказательств контакта в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19 обществом не представлено, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для применения положений пункта 2 Постановления N 1762..
...
Довод заявителя жалобы о проведении фондом проверки с нарушением установленных требований в отсутствие оснований для проведения проверки и за пределами установленного статьей 26.15 Закона N 125-ФЗ был предметом рассмотрения судов и мотивированно отклонен."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июля 2024 г. N Ф09-3648/24 по делу N А71-7192/2023