Екатеринбург |
|
26 июля 2024 г. |
Дело N А50-26828/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Отделение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.02.2024 по делу N А50-26828/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2024 по тому же делу
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Управление) - Лыкова О.В. (доверенность от 29.12.2023 N 73, диплом, паспорт).
От Отделения поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отделение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Управления от 07.09.2023 в части пунктов 1 и 3 решения.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Феникс-Орто" (далее - третье лицо, общество "Феникс-Орто")
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.02.2024 требования Отделения оставлены без удовлетворения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель настаивает на том, что к участникам закупки не может быть установлено требование о наличии у них какой-либо медицинской лицензии, поскольку работы (услуги), непосредственно являющиеся объектом закупки, не подлежат лицензированию.
Полагает, что судами не учтено, что установление заказчиком в извещении требования о наличии у участника закупки лицензии на медицинскую деятельность с указанием работ (услуг) по медицинской реабилитации будет являться ограничением конкуренции и не соответствовать требованиям законодательства о закупках.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно извещению N 0256100000123000314 Фондом проводился электронный аукцион на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
На основании поступившей жалобы общества "Феникс-Орто" Управлением проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Отделением при проведении электронного аукциона на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище для обеспечения в 2023 году инвалидов, проживающих на территории Пермского края.
По результатам рассмотрения жалобы 07.09.2023 выявлено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ (пункт 1 решения); предписание решено не выдавать, поскольку заключен контракт (пункт 2); материалы настоящей внеплановой проверки переданы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках (пункт 3 решения).
Полагая, что пункты 1, 3 указанного решения Управления не соответствует действующему законодательству, нарушают права заявителя, Фонд обратился в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
При этом статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе, аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион, часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона, указываются в извещении о проведении электронного аукциона.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению, а также требования к участникам такого аукциона также указываются в документации об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона (пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования.
В силу подпункта Н пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51819-2022 "Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определения" протезирование конечностей рассматривается как процесс, заключающийся в проведении комплекса медицинских, технических, производственных и организационных мероприятий, направленных на частичное восстановление опорно-двигательных функций и/или устранение косметических дефектов верхних и нижних конечностей пациентов с помощью протезов конечностей.
В соответствии с пунктом 5.2.2 ГОСТ Р 53870-2021 "Услуги по протезированию нижних конечностей. Состав, содержание и порядок предоставление услуг" Услуги по протезированию должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52877-2007, подраздел 5.4, и настоящего стандарта.
В пункте 4.8 "ГОСТ Р 53870-2021 услуги по протезированию, оказываемые протезно-ортопедическим предприятием с медицинскими отделами и стационарами, лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями со специализированными центрами типового, сложного и атипичного протезирования, относятся к услугам по медицинской реабилитации.
На основании пункта 3.1.2 ГОСТ Р 56137-2021 "Протезирование и ортезирование. Контроль качества протезов и ортезов нижних конечностей с индивидуальными параметрами изготовления" изделие, изготовленное по заказу пользователя (пациента) в соответствии с назначением медицинского работника и предназначенное исключительно для компенсации ограничений жизнедеятельности конкретного пользователя.
Извещением о проведении электронного аукциона установлены следующие требования к участникам закупки:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ;
2.Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
При этом, как установлено судами, в извещении отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии.
Требование о предоставлении в составе заявки сведений о регистрационном номере лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии не установлено также в разделе "Требования к содержанию и составу заявки" (приложение N 3).
Вместе с тем, согласно приложению N 1 к извещению о проведении закупки "Требования к качеству, безопасности и результатам работ" выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище содержит комплекс медицинских, технических и социальных мероприятий, проводимых с инвалидами (осмотр врача, снятие слепков, замер, подбор и выбор конструкции протезно-ортопедических изделий), имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата травматологического, ортопедического и иного характера заболеваний и обеспечивать компенсацию утраченных функций организма и неустранимых анатомических дефектов и деформаций.
Аппараты на нижние конечности и туловище отвечают требованиям ГОСТ Р 52770-2016, ГОСТ Р 51632-2021.
Выполнение работ по обеспечению инвалидов аппаратами на нижние конечности и туловище соответствует назначениям органов медико-социальной экспертизы.
При использовании изготовленных аппаратов на нижние конечности и туловище инвалиды не испытывают болей, избыточного давления, обуславливающих нарушения кровообращения. Работы по обеспечению инвалидов аппаратами на нижние конечности и туловище следует считать выполненными, если у инвалида восстановлена опорная и двигательная функции, созданы условия для предупреждения развития деформации или благоприятного течения болезни.
В разделе "Требования к качеству, безопасности и результатам работ" приложения N 1 к извещению о проведении закупки также предусмотрено, что выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище для инвалидов осуществляется Участником закупки лично, без привлечения соисполнителя.
Участник закупки имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии (с местом осуществления лицензируемого вида деятельности на территории г. Перми) (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")).
Кроме того, как верно учтено судами, требование о необходимости предоставления исполнителем лицензии на осуществление медицинской деятельности является условием выполнения контракта, указанным в п. 5.1.3 проекта контракта (Приложение N 4 к извещению).
Проанализировав требования к содержанию и составу заявки, содержание приложений к извещению, условий проекта контракта, суды обоснованно указали, что на этапе исполнения контракта исполнитель должен обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии и ему запрещается привлекать соисполнителей для оказания услуг, однако в извещении о проведении закупки не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии; требования к участникам закупки, а также к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение N 3) не коррелируют с требованиями к качеству, безопасности и результатам работ (приложение N 1), что может привести к нарушению прав участников закупки, а также к дальнейшему уклонению победителя от подписания проекта контракта или расторжению контракта в одностороннем порядке в связи с отсутствием у исполнителя соответствующей лицензии.
С учетом данного обстоятельства суды верно заключили, что в случае если работы (услуги), требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ (услуг), являющихся объектом закупки, установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не отвечает требованиям Закона о закупках.
При исполнении контракта, как верно указали суды, подрядчик (исполнитель) вправе привлечь к выполнению работ (оказанию услуг) субподрядчика (соисполнителя), имеющего соответствующую лицензию.
Исполнитель может либо сам выполнить медицинские мероприятия при наличии у него соответствующей лицензии, либо привлечь для этого надлежащего соисполнителя.
При этом медицинские мероприятия должны осуществляться при наличии у исполнителя (или соисполнителя) соответствующей лицензии, поскольку медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291).
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованным выводам о том, что, если основным объектом закупки является изготовление протезно-ортопедических изделий, и лицензированию подлежит только часть работ, закупаемых в рамках рассматриваемой закупки, заказчику, в таком случае, необходимо было предусмотреть возможность привлечения субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на оказание медицинской деятельности.
В ином случае, установление требование о предоставлении лицензии на этапе исполнения контракта, а также запрет на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта, приводит к ограничению количества участников закупок, поскольку выполнять работы имеют возможность только те организации, которые одновременно выполняют медицинские и технические работы по изготовлению протезов, вместе с тем, на технические работы лицензия не требуется.
Соответственно, как верно заключили суды, в действиях заказчика с учетом описания объекта закупки и установленного запрета на привлечение соисполнителей при исполнении условий Контракта, не установившего требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии, имеется нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. В связи с чем, суды обоснованно не установили оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Доводы, вновь приведенные в кассационной жалобе заявителем, не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках данного дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ).
Кроме того, доводы заявителя кассационной жалобы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм процессуального права и не может служить основанием для их отмены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.02.2024 по делу N А50-26828/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнитель может либо сам выполнить медицинские мероприятия при наличии у него соответствующей лицензии, либо привлечь для этого надлежащего соисполнителя.
При этом медицинские мероприятия должны осуществляться при наличии у исполнителя (или соисполнителя) соответствующей лицензии, поскольку медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291).
...
В ином случае, установление требование о предоставлении лицензии на этапе исполнения контракта, а также запрет на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта, приводит к ограничению количества участников закупок, поскольку выполнять работы имеют возможность только те организации, которые одновременно выполняют медицинские и технические работы по изготовлению протезов, вместе с тем, на технические работы лицензия не требуется.
Соответственно, как верно заключили суды, в действиях заказчика с учетом описания объекта закупки и установленного запрета на привлечение соисполнителей при исполнении условий Контракта, не установившего требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии, имеется нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. В связи с чем, суды обоснованно не установили оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2024 г. N Ф09-4011/24 по делу N А50-26828/2023