Екатеринбург |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А50-13152/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Суспициной Л. А., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО" (далее - общество "ЭКО") на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.12.2023 по делу N А50-13152/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Западно-Уральское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к обществу "ЭКО" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2021 год в сумме 7 159 915,36 руб., пени за 2021 год в сумме 1 006 367,50 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.12.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество "ЭКО" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что у общества в 2021 года отсутствовало действующее разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и им не предоставлялась декларация о ВОС, в связи с чем за 2021 год общество обязано вносить плату с повышающем 100- кратным коэффициентом, считая такой вывод судов основанным на неверном толковании норм материального права. Полагает не соответствующим действительности и не доказанным вывод судов о том, что впервые декларация о воздействии на окружающую среду была представлена обществом 30.06.2022. Отметил, что обществу 15.02.2016 выдано разрешение N 15 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Срок действия разрешения установлен с 15.02.2016 по 22.12.2020. В 2020 году общество заключило с обществом "СОВЭКО" договор на оказание услуг по формированию "Декларации о воздействии на окружающую среду" (далее по тесту - декларация). В соответствии с указанным договором ООО "СОВЭКО" подготовило и представило 23.12.2020 декларацию в Управление. В связи с мероприятиями, реализуемыми в Пермском крае на основании Указа Губернатора Пермского края от 20.08.2020 "О мероприятиях, реализуемых в связи угрозой распространения новой коронавирусной инфекцией СОУШ-19 в Пермском крае", декларация о ВОС сдана обществом "СОВЭКО" через почтовый ящик входящей корреспонденции, так как личный прием сотрудники Росприроднадзора в указанный период не вели. Данное обстоятельство подтверждается ответом общества "СОВЭКО" от 13.07.2023 N 96. Кроме того, общество 20 января 2021 года повторно направило в Управление декларацию о ВОС почтой, что подтверждается описью почтового вложения от 20.01.2021 и уведомлением о вручении декларации (почтовый идентификатор 61706254002081). Согласно уведомлению о вручении декларация о ВОС получена Управлением 25 января 2021 году. Выводы судов о том, что в представленной в материалы дела переписке общества и Управления, ответчик на направление в Управление декларации о ВОС в январе 2021 года посредством почтовой связи не ссылался, и что в письмах от 31.01.2023 N 17 и от 30.03.2023 N 45 общество указывает на направление декларации о ВОС 23.12.2023 без упоминания факта направления декларации о ВОС в январе 2021 года, не доказывают факт непредоставления обществом декларации о ВОС в январе 2021 года и не свидетельствуют о недействительности описи почтового вложения от 20.01.2021 и уведомления о вручении декларации. Кроме того, считает неверными выводы судов о том, что поскольку эксплуатируемый ответчиком объект НВОС - "Полигон твердых коммунальных отходов г. Нытва" поставлен на государственный учет 12.05.2021, то общество не могло подать в Управление декларацию о ВОС в отношении данного объекта, а у Управления не имелось оснований для ее принятия, поскольку объект поставлен на учет не впервые, в связи с чем Управление знало о том, что объект ответчика имеет категорию, Управление обязано было принять декларацию о ВОС. Поскольку никаких писем от Управления в адрес общества направлено не было, общество полагало о том, что декларация была принята Управлением без замечаний, отметив, что датой сдачи декларации следует считать дату - 12.05.2021 года.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в течение 2021 года общество "ЭКО" являлось субъектом хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края 15.02.2016 обществу "ЭКО" выдано разрешение N 15 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) на территории полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Пермский край, Нытвенский р-н, в районе урочища "Комарова гора" (объект II категории). Срок действия разрешения - с 15.02.2016 по 22.12.2020.
Обществом в административный орган направлена декларация о плате за НВОС за 2021 год, согласно которой повышающий коэффициент обществом "ЭКО" не применен, плата за НВОС исчислена в сумме 738 047,81 руб.
Обществом 30.06.2022 в Управление представлена декларация о ВОС.
В соответствии с пунктом 37 Правил N 255 (в редакции, действующей до 01.09.2023) Управлением проведен контроль за исчислением платы за НВОС за 2021 год, по результатам которого административный орган установил, что выданное обществу разрешение от 15.02.2016 N 15 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух прекратило действие 22.12.2020, а также, что после окончания действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в течение 2021 года декларация о ВОС ответчиком в Управление не предоставлялась, соответственно, в 2021 году общество "ЭКО" осуществляло свою деятельность в отсутствие действующей разрешительной документации (разрешений на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, декларации о ВОС), в связи с чем, общество обязано вносить плату за НВОС с применением повышающего коэффициента.
В ходе проверки Управлением в адрес общества "ЭКО" направлены требования от 22.11.2022 N ГЧ-03-17116 и от 21.02.2023 N ГЧ-03-2024 о предоставлении уточненной декларации о плате за НВОС за 2021 год, в которых указано на необходимость расчета платы за НВОС за 2021 год с применением повышающего коэффициента.
Названные требования ответчиком оставлены без удовлетворения.
Итоги проведения контрольных мероприятий отражены в акте проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 14.04.2023, в котором предложено выставить Обществу требование об уплате задолженности и пени (файл "акт").
Поскольку плата за НВОС за 2021 год обществом с применением повышающего коэффициента не внесена, Управлением в адрес ответчика направлено требование от 14.03.2023 N ГЧ-03-2968, в котором ответчику предложено погасить имеющуюся недоимку по плате за НВОС за 2021 год и пени за 2021 год в течение 30-ти дней с момента получения требования.
Требование от 14.03.2023 N ГЧ-03-2968 оставлено без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
После обращения Управления в суд обществом произведена частичная оплата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в сумме 65 518,03 руб. (платежное поручение от 26.07.2023 N 2150).
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из наличия на стороне ответчика обязанности по внесению платы за негативное воздействие ввиду эксплуатации им объекта НВОС - "Полигон твердых коммунальных отходов г. Нытва", отсутствия доказательств направления обществом в Управление декларации о ВОС в отношении данного объекта НВОС, а также об отсутствии у административного органа оснований для ее принятия. Суды поддержали позицию Управления об исчислении платы за выбросы за период отсутствия разрешения на выбросы с применением к ставкам платы повышающего коэффициента, равного 100, указав, что данный коэффициент применяется за факт отсутствия КЭР или декларации о воздействии на окружающую среду, безотносительно наличия (отсутствия) вины хозяйствующего субъекта и иных обстоятельств, препятствующих её получению, когда срок действия старой разрешительной документации истек. Произведенный истцом расчет признан судами соответствующим Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В силу статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1). Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов (пункт 2). Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Правительство Российской Федерации постановлением от 03.03.2017 N 255 утвердило Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016) (далее - Правил N 255).
Исходя из пункта 1 статьи 16.3, пункта 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 8 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно и подлежит отражению в представляемой в уполномоченный орган по итогам отчетного периода декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункту 32 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год; плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 35 Постановления Правительства Российской Федерации N 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В случае если лицо, обязанное вносить плату, добровольно не погашает недоимку по плате, администратор платы взыскивает плату и пени по ней в судебном порядке (пункт 53 Правил N 255).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (в редакции от 30.10.2021) "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370" (далее - Постановление N 400) и пунктом 2 Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 (в редакции от 09.10.2021) "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными Фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", статьями 57, 62 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Приказом Росприроднадзора от 24.01.2022 N 35 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора является главным администратором доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 400 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росприроднадзора от 21.01.2022 N 28 утверждено Положение о Западно-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которое осуществляет функции Федеральной службы на территории Пермского края, Удмуртской Республики и Кировской области и при этом подчиняется непосредственно Росприроднадзору.
В соответствии с пунктом 4.65 Положения о Западно-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управление предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктам 2.2, 2.3 пункта 2 Приказа Росприроднадзора от 24.01.2022 N 35 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, являющиеся главными администраторами доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, обладают следующими бюджетными полномочиями: осуществляют начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет; принимают решение по взысканию задолженности по платежам в бюджет.
С учетом изложенного, судами верно указано, что Управление является органом, уполномоченным на подачу искового заявления о взимании платы за НВОС.
Из материалов дела усматривается и судами установлено, что спор между сторонами существует по применению 100-кратного повышающего коэффициента при исчислении размера платы за НВОС за 2021 год.
Согласно пункту 12 постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за НВОС" юридические лица осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с 1 января 2020 г. "...при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил", т.е. в соответствии с коэффициентом Кпр (коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы), равным 100.
При рассмотрении дела суды исходили из следующего.
В силу статьи 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Правила N 255 (в редакции, действующей до 01.09.2023), устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункты 1, 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, пункт 5 Правил N 255).
Таким образом, обязанность по внесению платы за НВОС возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные правилами Закона N 7-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
При таких обстоятельствах судами правильно указано, что срок внесения платы за 2021 год - не позднее 01.03.2022.
В соответствии с пунктом 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2023 N 302-ЭС23-6935 следует, что в силу статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ, статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) именно представление декларации о ВОС в уполномоченный орган не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ разрешений и документов является фактом, подтверждающим наличие разрешительных документов у юридического лица.
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду введены различные повышающие и понижающие коэффициенты.
Так, в частности, коэффициент 100 установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Как следует из приведенных положений, по своей правовой природе плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и относится к обязательным публично-правовым платежам за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Данный платеж (фискальный сбор) носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер.
При этом в законодательстве смоделированы последствия различного поведения хозяйствующего субъекта в сфере охраны окружающей среды, в виде возможности изменения размера подлежащей внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно, ее уменьшения в случае соблюдения требований закона и минимизации негативного воздействия на окружающую среду, либо увеличения в случае нарушения требований закона.
Предусмотренная законодательством дифференциация размера платы призвана обеспечить надлежащее выполнение хозяйствующими субъектами своих обязанностей, связанных с защитой окружающей среды (проведение мероприятий в области защиты окружающей среды и т.п.), исключить возникновения ситуаций, при которых причиненный природе вред, вытекающий из самого факта ведения хозяйственной деятельности плательщиком, остается некомпенсированным.
В соответствии с положениями пункта 12 Правил N 255 при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил.
Согласно правовой позиции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенной в Письме от 17.03.2021 N 19- 50/3222-ОГ, плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется с применением пункта 5 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ, как за сверхлимитное воздействие с применением коэффициента 100.
Данная правовая позиция соответствует принципу, закрепленному в статье 16.3 Закона N 7-ФЗ, согласно которому в состав платы входит коэффициент, имеющий стимулирующий характер. То есть, применяя при расчете платы коэффициенты, законодатель побуждает хозяйствующие общества к осуществлению их деятельности строго в рамках правового поля, предоставляя в таком случае возможность снижения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Применение максимального коэффициента 100 направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов. В данном случае правовая природа повышающего коэффициента раскрывает его как компенсационную, восстановительную меру за противоправное негативное воздействие на окружающую природную среду. При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, пренебрегающему требованиями закона и не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов. Такой подход, прежде всего, направлен на недопущение неразрешенного и бесконтрольного негативного загрязнения окружающей среды.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество эксплуатирует объект НВОС - "Полигон твердых коммунальных отходов г. Нытва", расположенный по адресу: Пермский край, Нытвенский р-н, в районе урочища "Комарова гора" (объект II категории), в связи с чем на ответчика возложена обязанность по внесению платы за ВНОС.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения контроля за исчислением платы за НВОС за 2021 год Управлением установлено, что действие выданного ранее обществу разрешения истекло 22.12.2020, однако после окончания действия названного разрешения и в течение 2021 года Декларация о ВОС не представлена, следовательно, в 2021 году общество "ЭКО" осуществляло деятельность в отсутствие действующей разрешительной документации (разрешений на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, декларации о ВОС), в связи с чем, общество обязано вносить плату за НВОС с применением повышающего коэффициента 100 (с учетом принятого судом уточнения требований).
Позиция Управления является обоснованной и согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2023 N 306-ЭС23- 12340.
Вопреки доводам о том, что обществом декларация о ВОС предоставлялась в Управление трижды: в декабре 2020 года (23.12.2020 через ящик приема входящей корреспонденции Управления); в январе 2021 года (посредством почтового отправления); в марте 2021 года (нарочно), суды исходили из неподтвержденности указанных обществом обстоятельств соответствующими доказательствами. При этом судами установлено и иного ответчиком не доказано, что 04.03.2021 от общества "ЭКО" в Управление поступила первичная заявка о постановке на государственный учет эксплуатируемого объекта НВОС - "Полигон твердых коммунальных отходов г. Нытва", которая административным органом возвращена для дооформления. Фактически указанный объект НВОС Управлением поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, как объект II категории, 12.05.2021. При этом согласно сведениям, представленным Управлением, до даты направления заявки о постановке на государственный учет эксплуатируемого объекта НВОС общество дважды (в октябре 2019 года и ноябре 2020 года) привлекалось к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт постановки на государственный учет эксплуатируемого ответчиком объекта НВОС - "Полигон твердых коммунальных отходов г. Нытва" 12.05.2021, с учетом вышеизложенных положений закона, суды пришли к обоснованному выводу о невозможности подачи обществом в Управление декларации о ВОС в отношении данного объекта НВОС, а также об отсутствии у административного органа оснований для ее принятия.
При проверке доводов общества о представлении декларации о ВОС в декабре 2020 года в административный орган через расположенный в Управлении ящик приема корреспонденции, суды установили, что в Управлении отсутствует ящик входящей корреспонденции. Прием, первичная обработка и регистрация поступающих документов осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Западно-Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора, утвержденной приказом N 1152-П от 30.12.2020. 23.12.2020 Управление осуществляло работу в обычном режиме. Согласно Реестру входящих документов за период с 23.12.2020 по 25.12.2020 в Управление декларация о ВОС от общества "ЭКО" не поступала. Каких-либо иных доказательств представления декларации о ВОС в Управления 23.12.2020 ответчиком в материалы дела не представлено.
Судами также не установлено оснований для принятия ссылки ответчика о представлении им декларации о ВОС в Управление нарочно в марте 2021 года, так как по результатам визуального обозрения и измерения судом в судебном заседании 24.10.2023 печати, проставленной на сопроводительном письме от 23.12.2020 N 48, а также печатей, представленных Управлением, выявлены явные несоответствия, в частности в отношении размеров печатей.
Иных доказательств, подтверждающих представление декларации о ВОС в Управление в марте 2021 года, обществом не представлено.
Доводы общества о том, что факт направления в Управление декларации о ВОС в январе 2021 года посредством почтовой связи подтверждается представленными документами, являлись предметом рассмотрения судов и были отклонены ввиду их недоказанности.
Принимая во внимание приведенные нормы права и обстоятельства дела в их совокупности, суды обоснованно поддержали позицию Управления об исчислении платы за выбросы за период отсутствия разрешения на выбросы с применением к ставкам платы повышающего коэффициента, равного 100. Данный коэффициент применяется за факт отсутствия КЭР или декларации о воздействии на окружающую среду, безотносительно наличия (отсутствия) вины хозяйствующего субъекта и иных обстоятельств, препятствующих её получению, когда срок действия старой разрешительной документации истек.
Учитывая, что произведенный истцом расчет соответствует Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, доказательств погашения суммы долга обществом не представлено, исковые требования о взыскании 7 159 915 руб. 36 коп. платы за негативное воздействие обоснованно удовлетворены судами.
Управлением также заявлено требование о взыскании пени за период с 02.03.2022 по 01.12.2023 в сумме 1 006 367,50 руб.
С учетом положений статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" отчетным периодом признан календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона и пункта 32 Постановления, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пункте 32 настоящих Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 33 Постановления).
Лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору плату по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларации о плате (пункт 35 Постановления).
В случае если лицо, обязанное вносить плату, добровольно не погашает недоимку по плате, администратор платы взыскивает плату и пени по ней в судебном порядке (пункт 53 Постановления).
Установив факт нарушения предприятием обязательств по своевременному внесению платы за НВОС, суды правомерно признали требование истца о взыскании пени обоснованным.
Произведенный Управлением расчет пени за период с 02.03.2022 по 01.12.2023 с учетом примененных им ключевых ставок Банка России, не превышающих 15,00 % годовых (размер ставки, установленной по состоянию на 01.12.2023), судами проведен и признан не противоречащим закону и не нарушающим прав общества. Указанный расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен. Ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик не заявил.
С учетом изложенного требование истца о взыскании с ответчика пени за период с 02.03.2022 по 01.12.2023 в сумме 1 006 367,50 руб. правомерно удовлетворено судами.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 28.12.2023 по делу N А50-13152/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Л.А. Суспицина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что произведенный истцом расчет соответствует Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, доказательств погашения суммы долга обществом не представлено, исковые требования о взыскании 7 159 915 руб. 36 коп. платы за негативное воздействие обоснованно удовлетворены судами.
...
С учетом положений статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" отчетным периодом признан календарный год.
...
Произведенный Управлением расчет пени за период с 02.03.2022 по 01.12.2023 с учетом примененных им ключевых ставок Банка России, не превышающих 15,00 % годовых (размер ставки, установленной по состоянию на 01.12.2023), судами проведен и признан не противоречащим закону и не нарушающим прав общества. Указанный расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен. Ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик не заявил."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 июля 2024 г. N Ф09-3484/24 по делу N А50-13152/2023