Екатеринбург |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А07-8182/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Краснобаевой И.А., Беляевой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "АСК" на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А07-8182/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле N А07-8182/2022, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено судом округа путем использования системы веб-конференции в порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в режиме "онлайн" приняли участие представители:
Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан - Гафаров Н.И. (доверенность от 01.08.2023, диплом, паспорт),
общества с ограниченной ответственностью "Башэкогеопроект" - Вахитов А.М. (доверенность от 19.02.2024, диплом, паспорт).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "АСК" - Дюпин Ю.Н. (доверенность от 03.10.2023, удостоверение адвоката N 494).
Общество с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "АСК" (далее - общество "ПФ "АСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - административный орган, Министерство, Минэкологии РБ) с требованием:
- признать недействительным письмо заместителя Министра природопользования и экологии Республики Башкортостан Гарифуллина И.В. от 22.02.2022 N МО9-08-2281/исх. об отказе в рассмотрении заявки общества "ПФ "АСК" от 15.02.2022 N 60 (вх. от 16.02.2022 N 371);
- обязать Министерство досрочно прекратить лицензию УФА 004280 ТЭ от 15.06.2022 на право разведки и добычи песочно-гравийной смеси на участке недр Шакшинский Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан, выданную обществом с ограниченной ответственностью "Башэкогеопроект";
- обязать Министерство принять заявку общества "ПФ "АСК" от 15.02.2022 N 60 (вх. от 16.02.2022 N 371) на получение права пользования участком недр Шакшинский Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан, включенным в Перечень N 84 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный Приказом Министерства от 30.12.2021 N 1289п;
- обязать Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан организовать проведение аукциона на право пользования участком недр Шакшинский Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан, для разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) в соответствии с пунктом 2.7 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п;
- не применять подпункт 12 пункта 2.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башэкогеопроект" (далее - общество "Башэкогеопроект").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований общества "ПФ "АСК" отказано.
В кассационной жалобе общество "ПФ "АСК" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов заявитель жалобы указывает на то, что подпункт 12 пункта 2.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п не подлежал применению судом апелляционной инстанции независимо от даты признания его недействующим в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и пункта 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, где указано, что при обнаружении противоречия между нормативными актами с разными статусами, применению подлежит нормативный акт, имеющий наивысшую юридическую силу. Кроме того, как полагает заявитель утверждение суда апелляционной инстанции о недоказанности нарушения прав и законных интересов общества "ПФ "АСК" отказом Минэкологии РБ от 22.02.2022 в рассмотрении является ошибочным, поскольку общество "ПФ "АСК" имело право на рассмотрение заявки, а его законный интерес заключался в получении участка недр или, по меньшей мере, в участии в аукционе на получение права, и это право обществом "ПФ "АСК" реализовано не было из-за неправомерного поведения Минэкологии РБ. Заявитель считает, что лицензия на разведку и добычу, выданная Минэкологии РБ обществу "Башэкогеопроект" без аукциона взамен лицензии на геологическое изучение, по случаю открытия месторождения на спорном участке недр, является продолжением нарушения права общества "ПФ "АСК" на равный доступ к недрам, в том числе путём участия в аукционе. Заявитель настаивает на том, что предоставление обществу "Башэкогеопроект" спорного участка недр на разведку и добычу остается в опосредованной связи с незаконными действиями Минэкологии РБ по отклонению заявки общества "ПФ "АСК".
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая изложенные в ней доводы несостоятельными.
Общество "Башэкогеопроект" также представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судом полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
В возражениях на отзывы общество "ПФ "АСК" указывает, что доводы изложенные Министерством и обществом "Башэкогеопроект" являются ошибочными.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на официальном сайте Министерства https://cology.bashkortostan.ru опубликован Приказ от 30.12.2021 N 1289п "Об утверждении Перечня N 84 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр на территории Республики Башкортостан", в том числе на получение права пользования участком недр Шакшинский Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан.
В Министерство от общества "ПФ "АСК" поступила заявка от 15.02.2022 N 60 (вх. от 16.02.2022 N 371) на получение права пользования вышеуказанным участком недр.
Письмом от 22.02.2022 N МО9-08-2281 в удовлетворении заявки общества "ПФ "АСК" отказано в связи с отсутствием в ней согласия собственника земельного участка на предоставление земельного участка для целей землепользования, необходимость представления которого предусмотрена подпунктом 12 пункта 2.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Министерства от 15.10.2019 N 994п (далее - Порядок N 994п).
На основании Приказа Министерства от 24.02.2022 N 153п обществу "Башэкогеопроект" выдана лицензия от 25.02.2022 N УФА 03110 ТП на право пользования участком недр Шакшинский, Калининский район ГО г. Уфа Республики Башкортостан в целях его геологического изучения.
Приказом Министерства от 30.09.2022 N 1086п право пользования участком недр Шакшинский в Калининском районе ГО г. Уфа Республики Башкортостан досрочно прекращено, в связи с открытием месторождения без проведения аукциона обществу "Башэкогеопроект" выдана новая лицензия от 15.06.2022 N УФА 004280 ТЭ на право разведки и добычи песочно-гравийной смеси на этом же участке недр.
Не согласившись с решением Министерства, выраженном в письме от 22.02.2022 N МО9-08-2281, и полагая, что оно не соответствует положениям законодательства, нарушает права и законные интересы, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "ПФ "АСК" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
По мнению заявителя в письме Министерства от 22.02.2022 административный орган ошибочно применил положения подпункта 12 пункта 2.1 Порядка N 994П, которые противоречат Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Общество "ПФ "АСК" полагает незаконным принятое после отказа в удовлетворении его заявления от 15.02.2022 решение Министерства о предоставлении лицензии от 25.02.2022 N УФА 03110 ТП обществу "Башэкогеопроект".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 по делу N 66а-1906/2022 подпункт 12 пункта 2.1 Порядка N 994П признан недействующим, в связи с чем пришел к выводу о незаконности решения и действий Министерства по отказу в удовлетворении заявки общества "ПФ "АСК", обязал восстановить права заявителя путем аннулирования лицензии общества "Башэкогеопроект" на право разведки и добычи песочно-гравийной смеси, обязания Министерства организовать проведение аукциона на право пользования участком недр Шакшинский Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом "ПФ "АСК" требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что подпункт 12 пункта 2.1 Порядка N 994п признан недействующим со дня вступления в законную силу определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.09.2022, то есть со дня его принятия, в связи с чем пришел к выводу, что правовых оснований считать недействующими соответствующие положения Порядка N 994п на момент отказа Министерства 22.02.2022 в рассмотрении заявки общества "ПФ "АСК" не имеется.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся доказательствам и действующему законодательству.
В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего: 1) поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; 2) разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями предоставления права пользования участками недр является, в том числе, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
На основании пунктов 9, 13 статьи 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся установление порядка пользования участками недр местного значения участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями предоставления права пользования участками недр являются принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации: - о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом - о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
При этом силу специального указания в статье 10.1 Закона о недрах порядки предоставления права пользования участками недр по основаниям, предусмотренным пунктами 7 и 8 части первой данной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Решение вопросов установления порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 9 статьи 4 Закона о недрах, подпункт 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации государственных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с положениями федерального законодательства порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Башкортостан установлен Законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" (далее - Закон N 144-з), в соответствии с пунктом 1 статьи 4 которого право пользования участком недр местного значения предоставляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В силу статьи 11 Закона N 144-з, заявку на получение права пользования участком недр местного значения заявитель подает в республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования (часть 1). Заявка на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (для включения в перечень участков недр местного значения) должна содержать: 1) наименование участка недр; 2) сведения о заявителе (организационно-правовая форма и наименование предприятия, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, электронный адрес, фамилию, имя, отчество руководителя); 3) геологическую характеристику участка недр; 4) пространственные границы заявляемого участка недр (географические координаты угловых точек участка на поверхности земли, глубина залегания полезного ископаемого и предполагаемый годовой уровень добычи); 5) согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан (часть 2). Республиканский орган исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования в течение 30 дней проводит экспертизу возможности включения в перечень участков недр местного значения (часть 3).
Пункт 5 части 2 статьи 11 Закона N 144-з предусматривает, что заявка на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (для включения в перечень участков недр местного значения) должна содержать согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования. Республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования устанавливается порядок рассмотрения заявок на получение права пользования участком недр местного значения) для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (пункт 4 части 4 статьи 11).
Во исполнение приведенного положения Закона приказом Министерства от 15.10.2019 N 994П утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан (Порядок N 994П).
Порядком N 994П предусмотрено, что для получения права пользования участком недр, включенным в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявитель должен подать в Министерство заявку (пункт 2.1).
Для получения права пользования участком недр для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений ОПИ за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявитель обязан представить документы и сведения, перечисленные в пункте 2.1 настоящего Порядка, за исключением документов и сведений, перечисленных в подпунктах 7 - 11 пункта 2.1 данного Порядка. Требование о предоставлении иных документов не допускается (пункт 2.2).
На момент вынесения Минэкологии оспариваемого отказа в рассмотрении заявки общества "ПФ "АСК" от 15.02.2022 N 60 положения подпункта 12 пункта 2 Порядка N 994П предусматривали обязательное представление вместе с заявкой на предоставление права пользования участком недр согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан.
В силу положений статьи 14 Закона о недрах, статьи 12 Закона N 144-з, пункта 2.8 Порядка N 994-П подача заявки на предоставление лицензии с нарушением установленных требований является основанием для отказа в приеме такой заявки.
Определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 по делу N 66а-1906/2022 подпункт 12 пункта 2.1 Порядка N 994п признан недействующим.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части не действующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Вместе с тем подпункт 12 пункта 2.1 Порядка N 994п признан недействующим со дня вступления в законную силу определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.09.2022, то есть со дня его принятия. При таких обстоятельствах не имеется правовых оснований считать недействующими соответствующие положения Порядка N 994п на момент отказа Минэкологии 22.02.2022 в рассмотрении заявки общества ПФ "АСК".
Ссылка заявителя на невозможность применения указанных положений в рамках настоящего дела, не принимая во внимание более принятие определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.09.2022, поскольку соответствующие нормативные положения противоречат нормативным актам большей юридической силы, рассмотрена судом апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции из текста мотивировочной части определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.09.2022 установлено, что основанием для удовлетворения заявления общества "ПФ "АСК" явились выводы о том, что соответствующие положения создают преимущество для заявителя заявки на включение участка недр в Перечень перед остальными соискателями, поскольку данное лицо не подает заявки как все остальные соискатели этого же права и не собирает документы, в том числе согласие собственника земельного участка.
В соответствии с пунктом 4 Порядка получения согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление земельного участка для целей недропользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2019 N 640, срок на получение согласия отводиться тридцать дней с момента поступления заявки. Кроме указанных тридцати дней соискателю требуется время на получение выписки из ЕГРН о собственнике земельного участка и время для выполнения кадастровых работ. При таких обстоятельствах тридцатидневный срок оказывается меньше, чем это требуется в реальности. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности оспариваемых правовых норм Порядка N 994п, порождающих неоднозначное толкование и применение.
Как верно установлено судом апелляционной инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела, потенциальные претенденты на получение права пользования спорным участком недр имели возможность сбора и представления документов более тридцати дней, поскольку на официальном сайте Минэкологии РБ https://cology.bashkortostan.ru был опубликован приказ Минэкологии РБ от 30.12.2021 N 1289п "Об утверждении Перечня N84 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр на территории Республики Башкортостан".
Из материалов дела установлено, что заявка на получение права пользования участком недр подана обществом "ПФ "АСК" 15.02.2022, заявка общества "Баэкогеопроект" подана 19.02.2022, при этом последним представлено согласие собственника земельного участка.
Документов, подтверждающих невозможность получения аналогичного согласия в отведенный срок обществом "ПФ "АСК" не представлено, относительно предпринятых действий для получения такого согласия и полученные ответы в материалы дела не представлены.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что общество "ПФ "АСК" область доказывания по настоящему делу свело к обоснованию неправомерности требования документа, подтверждающего согласие собственника земельного участка, вместе с тем нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
Исходя из вышеизложенного, а также оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для отказа в рассмотрении заявки общества "ПФ "АСК" на момент его вынесения 22.02.2022 и недоказанности нарушения прав и законных интересов общества "ПФ "АСК" действиями административного органа.
Судом апелляционной инстанции оснований для удовлетворения требований заявителя досрочно прекратить лицензию общества "Башэкогеопроект" от 15.06.2022 N УФА 004280 ТЭ на право разведки и добычи песочно-гравийной смеси на участке недр Шакшинский Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан также не установлено.
Как следует из материалов дела по результатам рассмотрения заявки общества "Башэкогеопроект" выдана лицензия от 25.02.2022 N УФА 03110 ТП на геологическое изучение спорного участка недр. Действие указанной лицензии прекращено досрочно в связи с открытием месторождения, без проведения аукциона обществу "Башэкогеопроект" выдана новая лицензия от 15.06.2022 N УФА 004280 ТЭ на право разведки и добычи песочно-гравийной смеси на этом же участке недр.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, предусмотренных законодательством оснований для досрочного прекращения лицензии общества "Башэкогеопроект" от 15.06.2022 N УФА 004280 ТЭ на право разведки и добычи песочно-гравийной смеси, получение которой не находится в прямой взаимной связи с отказом обществу "ПФ "АСК" в рассмотрении заявки на получение права пользования участком недр, в решении суда первой инстанции не приведено.
Исходя из изложенного судом апелляционной инстанции не установлено оснований для удовлетворения требований общества "ПФ "АСК" об обязании Минэкологии РБ принять заявку общества "ПФ "АСК" от 15.02.2022 N 60, организовать проведение аукциона на право пользования участком недр Шакшинский Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан для разведки и добычи полезных ископаемых.
При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что лицензия в отношении спорного участка недр выдана обществу "Башэкогеопроект" без проведения аукциона в связи с открытием месторождения на основании абзаца третьего пункта 7 статьи 10.1 Закона о недрах, в связи с чем, правовых оснований для отмены выданной данной организации как лицу, открывшему месторождение, лицензии не имеется, следовательно принятие ранее поданной обществом "ПФ "АСК" заявки на геологическое изучение участка недр и проведение аукциона на разведку и добычу полезного ископаемого является также невозможным способом восстановления прав.
Оснований для несогласия с указанными выводами у суда кассационной инстанции не имеется.
Апелляционный суд, устраняя нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемом акте выводы, подробно мотивированы, основаны на повторно исследованных названным судом доказательствах, в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, и переоценке судом округа не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права применительно к установленным апелляционным судом обстоятельствам, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом на их оснований фактических обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А07-8182/2022 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "АСК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указано судом апелляционной инстанции, предусмотренных законодательством оснований для досрочного прекращения лицензии общества "Башэкогеопроект" от 15.06.2022 N УФА 004280 ТЭ на право разведки и добычи песочно-гравийной смеси, получение которой не находится в прямой взаимной связи с отказом обществу "ПФ "АСК" в рассмотрении заявки на получение права пользования участком недр, в решении суда первой инстанции не приведено.
Исходя из изложенного судом апелляционной инстанции не установлено оснований для удовлетворения требований общества "ПФ "АСК" об обязании Минэкологии РБ принять заявку общества "ПФ "АСК" от 15.02.2022 N 60, организовать проведение аукциона на право пользования участком недр Шакшинский Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан для разведки и добычи полезных ископаемых.
При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что лицензия в отношении спорного участка недр выдана обществу "Башэкогеопроект" без проведения аукциона в связи с открытием месторождения на основании абзаца третьего пункта 7 статьи 10.1 Закона о недрах, в связи с чем, правовых оснований для отмены выданной данной организации как лицу, открывшему месторождение, лицензии не имеется, следовательно принятие ранее поданной обществом "ПФ "АСК" заявки на геологическое изучение участка недр и проведение аукциона на разведку и добычу полезного ископаемого является также невозможным способом восстановления прав."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 июля 2024 г. N Ф09-2678/24 по делу N А07-8182/2022