Екатеринбург |
|
30 июля 2024 г. |
Дело N А50-25187/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская поликлиника N 7" (далее - учреждение, заявитель, медицинская организация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.02.2024 по делу N А50-25187/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - Фонд, страховщик), акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания" в лице филиала в Пермском крае (далее также - общество "Медицинская акционерная страховая компания") в Арбитражный суд Уральского округа поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя, которые удовлетворены его на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Фонду о признании недействительными решений по рассмотрению претензий медицинских организаций от 31.07.2023 N 138/130, N 144/128, N 137/129.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Капитал медицинское страхование" в лице филиала в Пермском крае (далее - общество "Капитал медицинское страхование"), общество "Медицинская акционерная страховая компания"), страховая медицинская компания "Астрамед-МС" (акционерное общество) лице филиала в Пермском крае (далее - общество "Астрамед-МС").
Решением суда от 27.02.2024 заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными вынесенные Фондом решения по рассмотрению претензий медицинских организаций от 31.07.2023 N 138/130, N 144/128, N 137/129, с учетом внесенных в заключения по результатам повторной медико-экономической экспертизы от 24.07.2023 изменений, в части признания обоснованным применения санкций по коду нарушения/дефекта 2.17 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), приведенного в приложении к Порядку проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит принятые судебные акты в части отказа отменить, принять в этой части новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме и исключении из мотивировочных частей судебных актов вывод о ненарушении страховщиком порядка рассмотрения поданных претензий.
Кассатор обращает внимание, что судами обеих инстанций оставлены без правовой оценки его доводы о нерассмотрении Комиссией Фонда содержащихся в претензиях доводов о неправомерности действий страховых медицинских организаций, отсутствия результатов такого рассмотрения в решениях, что указывает на их немотивированность. По мнению заявителя письма от 02.11.2023 не содержали в себе решения о внесении изменений в спорные решения Фонда, из их наименования и содержания следовало, что ими вносятся изменения в Заключения по результатам повторной медико-экономической экспертизы (далее - МЭЭ).
Также подателем жалобы приведены доводы о том, что судам надлежало проверить соблюдение при принятии решений требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
В отзывах на кассационную жалобу Фонд, общества "Капитал медицинское страхование", "Астрамед-МС" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 АПК РФ в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, которые касаются только несогласия с выводами о соблюдении Фондом порядка рассмотрения претензий.
Поскольку от Фонда кассационная жалоба не поступила, то в отношении выводов судов о наличии оснований для неприменения штрафов судебные акты окружным судом не проверяются.
Как следует из материалов дела, учреждение является медицинской организацией, оказывающей на территории Пермского края медицинскую помощь, в том числе с использованием средств, полученных им на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
По итогам проведенных специалистами-экспертами филиалов обществ "Капитал медицинское страхование", "Медицинская акционерная страховая компания", "Астрамед-МС" МЭЭ случаев оказания в течение 2021 - 2023 годов медицинской помощи женщинам при медикаментозном прерывании беременности в условиях дневного стационара в деятельности учреждения "ГП N 7" выявлены нарушения, повлекшие применение санкций по коду нарушения/дефекта 2.17 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), приведенного в приложении к Порядку проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2021 N 231н (далее - Порядок N 231н).
Такой же код нарушения/дефекта (2.17) предусмотрен Перечнями оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) и размеров финансовых санкций по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС на территории Пермского края, являющегося приложением N 21 к действующим на территории Пермского края Тарифным соглашениям на 2021, 2022 и 2023 годы.
Экспертами указанных страховых медицинских организаций установлено, что при проведении медикаментозных абортов назначение лекарственного препарата "Мифепристон" не оформлялось решением врачебной комиссии учреждения.
В адрес заявителя поступили:
- составленные экспертами филиала общества "Капитал медицинское страхование" заключения по результатам внеплановой медико-экономической экспертизы от 08.06.2023 N N 590335/МЭЭ-вп/217955, 590335/МЭЭ-вп/217957, 590335/МЭЭ-вп/217958, 590335/МЭЭ-вп/217959, 590335/МЭЭ-вп/217961, 590335/МЭЭ-вп/217962, 590335/МЭЭ-вп/217963, 590335/МЭЭ-вп/217964, 590335/МЭЭ-вп/217965, 590335/МЭЭ-вп/217966, 590335/МЭЭ-вп/217968, 590335/МЭЭ-вп/220018,' 590335/МЭЭ-вп/217970-2, 590335/МЭЭ-вп/217971, 590335/МЭЭ-вп/217972, 590335/МЭЭ-вп/217973, 590335/МЭЭ-вп/217974, 590335/МЭЭ-вп/217975, 590335/МЭЭ-вп/217981, 590335/МЭЭ-вп/217982-2,590335/МЭЭ-вп/217983, 590335/МЭЭ-вп/217978, 590335/МЭЭ-вп/217977, 590335/МЭЭ-вп/217976, 590335/МЭЭ-вп/217954, в которых указано, что при проведении МЭЭ в отношении 98 случаев оказания медицинской помощи выявлены нарушения по коду нарушения/дефекта 2.17 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), приведенного в приложении к Порядку N 231н, с применением штрафов в размере 49 875 руб. 24 руб.;
- составленные экспертами общества "Астрамед-МС" заключения по результатам внеплановой МЭЭ от 06.06.2023 N 2059 и N 2060, в которых приведено, что при проведении МЭЭ в отношении 69 случаев оказания медицинской помощи выявлены нарушения по коду нарушения/дефекта 2.17 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), приведенного в приложении к Порядку N 231н, с применением штрафов в размере 38 369 руб. 22 коп.;
- составленное экспертами филиала общества "Медицинская акционерная страховая компания" заключение по результатам внеплановой МЭЭ от 31.05.2023 N 539-5, в котором отражено, что при проведении МЭЭ в отношении 62 случаев оказания медицинской помощи выявлены нарушения по коду нарушения/дефекта 2.17 Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), приведенного в приложении к Порядку N 231н с применением штрафов в размере 34 476 руб. 96 коп.
Не согласившись с результатами МЭЭ, отраженных в указанных заключениях страховых медицинских организаций, заявитель обратился в Фонд с претензиями.
Экспертами Фонда проведены повторные МЭЭ, результаты которых оформлены заключением от 24.07.2023 N 115/137, от 24.07.2023 N 116/138, от 24.07.2023 N 114/144. Применение к медицинской организации указанных санкций признано обоснованным, за исключением случаев оказания медицинской помощи до 14.05.2021.
Решением Фонда по рассмотрению претензий медицинских организаций от 31.07.2023 N 138/130, N 144/128, N 137/129 в удовлетворении их заявителю отказано, в связи с чем последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Впоследствии из перечня случаев оказания учреждениям медицинской помощи, к которым применяются отмеченные санкции, исключены случаи оказания медицинской помощи, датированные ранее 01.07.2021. В адрес учреждения и страховых медицинских организаций направлены письма Фонда от 02.11.2023 N 21/8408, N 21/8409, N 21/8410 с приложением уточненных расчетов суммы штрафов (размеры штрафов уменьшены).
Частично отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из соблюдения Фондом порядка рассмотрения претензий учреждения.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых решения и постановления в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, оснований для их отмены не находит.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В силу положений пункта 10 части 2 статьи 38, частей 1, 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами обязательного медицинского страхования (часть 10 статьи 40).
Согласно части 8 статьи 39 рассматриваемого закона за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 названного закона.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40).
В части 11 статьи 40 данного закона предусмотрено право Фонда в порядке, установленном Федеральным фондом ОМС, осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, МЭЭ, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.
Часть 2 статьи 41 названного закона устанавливает, что взаимные обязательства медицинских организаций, страховых медицинских организаций и Федерального фонда, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС и порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами ОМС. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с названной частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 закона.
Повторные медико-экономический контроль, МЭЭ и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда (части 3, 4 статьи 42).
На основании части 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, МЭЭ и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд. Претензия оформляется в письменной форме и направляется вместе с необходимыми материалами в территориальный фонд (часть 2 статьи 42).
Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, МЭЭ и экспертизы качества медицинской помощи (часть 3 статьи 42).
Повторные МЭЭ и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются его решением (часть 4 статьи 42).
Частью 5 статьи 42 данного закона предусмотрено, что при несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
Таким образом, действующее законодательство позволяет медицинской организации оспорить в судебном порядке только решение территориального фонда ОМС, оформленное по результатам повторной МЭЭ и экспертизы качества.
Отклоняя доводы заявителя о несоблюдении Фондом требований к оформлению решений и заключений по результатам МЭЭ, суды указали, что форма решения территориального фонда по результатам рассмотрения претензий медицинских организаций федеральными документами не утверждена, решения комиссии Фонда оформляются в соответствии с приказом ТФОМС Пермского края от 05.04.2022 N 151 "Об утверждении Положения о Комиссии ТФОМС Пермского края по рассмотрению претензий медицинских организаций и ее состава" (далее - Приказ N 151); форма внесения изменений в заключения по результатам МЭЭ, а также форма внесения изменений в решения территориального фонда отсутствует.
При этом, форма заключений по результатам повторной МЭЭ соответствует приказу ФОМС от 19.09.2022 N 120н, что не оспаривается заявителем, в заключениях по результатам повторной МЭЭ содержится обоснование согласия эксперта ТФОМС Пермского края с выводами экспертов страховых медицинских организаций, в заключениях от 24.07.2023 в полном объеме описывается каждый случай оказания медицинской помощи, по которому выявлено нарушение, а также применение финансовых санкций согласно Перечню оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
Решения комиссии Фонда по рассмотрению претензий медицинских организаций от 31.07.2023 приняты на основании вышеуказанных заключений. Форма решений от 31.07.2023 N 138/130, от 31.07.2023 N 144/128, от 31.07.2023 N 137/129, что соответствует приказу N 151, который заявителем не оспаривался.
Пункт 84 Порядка N 231н предусматривает, что "решение территориального фонда о признании обоснованными доводов медицинской организации, изложенных в претензии, доведенное до страховой медицинской организации в сроки, установленные пунктом 53 настоящего Порядка, является основанием для отмены (изменения) решения о неоплате, неполной оплате медицинской помощи и/или об уплате медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по результатам первичной медико-экономической экспертиз и/или экспертизы качества медицинской помощи".
Решения Фонда соответствуют требованиям пункта 84 Порядка N 231н, содержат вывод о необоснованности претензий медицинской организации, с указанием на принятие их на основании заключений по результатам повторной МЭЭ.
Из буквального содержания пункта 84 Порядка N 231н не следует, что в решении должно воспроизводиться содержание заключений по результатам повторной МЭЭ или экспертизы качества медицинской помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд рассматривает претензии медицинских организаций путем организации повторного контроля в виде повторных МЭЭ и экспертизы качества медицинской помощи. При этом территориальный фонд не дает каких-либо правовых оценок, поскольку повторные контрольные мероприятия выполняются врачами-экспертами, в компетенцию которых вопросы права не входят.
Заявление медицинской организации, поданное в арбитражный суд, содержит развернутое обоснование несогласия с применением пункта 2.17 Перечня, что правомерно расценено судами, как отсутствие у заявителя затруднений при определении причин отклонения претензии.
Фондом по результатам рассмотрения претензии учреждения с учетом уточнений, изложенных в письме от 02.11.2023 N 21/8410, и проведения повторной МЭЭ, подготовлено заключение от 24.07.2023 N 116/138, которое своевременно доведено до страховой медицинской организации. В соответствии с указанным заключением, признанно обоснованным применение обществом "Медицинская акционерная страховая компания" кода дефекта 2.17 в отношении 47 случаев из 62.
Возражая против внесения изменений в заключения повторной МЭЭ в форме письма, заявитель не указал, какому нормативному правовому акту противоречат действия Фонда.
При этом суд апелляционной инстанции заключил, что корректировка страховщиком в сторону уменьшения штрафов, при подписании писем от 02.11.2023 руководителем комиссии, как уполномоченным должностным лицом, улучшает положение заявителя, не нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности (правовые позиции, приведенные в абзаце втором пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в пункте 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Изложенные в кассационной жалобе доводы, по сути основаны на ином толковании норм права, которое не следует из их содержания, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой обстоятельств рассматриваемого дела, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях материальных ими процессуальных норм и потому не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.02.2024 по делу N А50-25187/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУЗ Пермского края "Городская поликлиника N 7" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возражая против внесения изменений в заключения повторной МЭЭ в форме письма, заявитель не указал, какому нормативному правовому акту противоречат действия Фонда.
При этом суд апелляционной инстанции заключил, что корректировка страховщиком в сторону уменьшения штрафов, при подписании писем от 02.11.2023 руководителем комиссии, как уполномоченным должностным лицом, улучшает положение заявителя, не нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности (правовые позиции, приведенные в абзаце втором пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в пункте 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 июля 2024 г. N Ф09-4010/24 по делу N А50-25187/2023