Екатеринбург |
|
01 августа 2024 г. |
Дело N А07-5792/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Палкиной А.В., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2023 по делу N А07-5792/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в Арбитражном суде Республики Башкортостан приняла участие представитель управления - Кабирова А.С. (доверенность от 21.11.2023, удостоверение, диплом).
Муниципальное бюджетное учреждение "Служба сноса и расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании недействительным представления от 16.01.2023 N 5 (с учетом уточнения требований на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Наименование заявителя изменено на Муниципальное бюджетное учреждение "Служба расселения" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МБУ "Служба расселения").
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление капитального строительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - УКС Администрации ГО г. Уфа РБ), Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" (далее - Центр мониторинга), Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан (далее - Минстрой РБ), Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация ГО г. Уфа РБ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2023 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое представление признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судами норм материального права.
Полагает, что решение от 18.10.2022 по делу N А07-37036/2021 не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела, поскольку в нем рассматривалось представление от 03.06.2021 N 0100-21-06/3968, вынесенное в отношении Управления капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МБУ "Служба сноса и расселения" стороной по данному делу не являлось.
Кроме того, предметом спора в рассматриваемом деле являлась реализация федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жильё и городская среда".
В обоснование доводов кассационной жалобы, управление обращает внимание на тот факт, что с учетом внесенных изменений в Порядок - МБУ "Служба расселения" является исполнителем по всем мероприятиям по реализации Порядка, кроме одного поименованного в Порядке мероприятия - выделение финансирования в случае принятия решения суда об оплате выкупной цены собственнику изымаемого помещения (исполнитель Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением в соответствии с приказом от 28.10.2022 N 324 "О назначении внеплановой выездной проверки в МБУ "Служба сноса и расселения" и на основании писем Федерального казначейства от 13.10.2022 N 07-04-05/18- 25161 "О проверке средств фонда ЖКХ", от 19.10.2022 N 07-04-05/18-25832 "О внеплановой проверке средств Фонда ЖКХ" в период с 01.11.2022 по 06.12.2022 в отношении МБУ "Служба сноса и расселения" проведена выездная проверка использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сформированных за счет средств Фонда национального благосостояния, на предоставление займов юридическим лицам в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры (идентификатор контрольного мероприятия: 2022-ВВ.000.0015-0100.015).
По результатам составлен акт выездной проверки от 07.12.2022 и вынесено представление заместителя руководителя управления Гатауллиной Н.З. от 16.01.2023 N 5.
В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение части 11 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ), Соглашения N 174 о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы от 17.05.2016 (далее - Соглашение N 174) МБУ "Служба сноса и расселения" в 2017 году допущено неисполнение Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N 136, в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в количестве 10500 дней, повлекшее возникновение ответственности, в размере 52 500 000 руб.
2. В нарушение части 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, Соглашения N 182 о предоставлении из бюджета Республики Башкортостан субсидии бюджету городского округа город Уфа Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда от 29.07.2019 (далее - Соглашение N 182) МБУ "Служба сноса и расселения" в 2020 году допущено неисполнение Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.04.2019 N 238 (далее - Адресная программа Республики Башкортостан от 23.04.2019 N 238), в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в количестве 7193 дня, повлекшее возникновение ответственности, в размере 35 965 000 руб.
3. В нарушение части 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, Соглашения N 182 в части недостижения целевых показателей результативности использования субсидии, выразившееся в несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в количестве 287 дней, повлекшее возникновение ответственности в размере 1 435 000 руб.
4. В нарушение пунктов 3.2.3, 3.2.4 Соглашения N 174 МБУ "Служба сноса и расселения" в 2017-2019 годах допущено неэффективное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренные на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределенные городскому округу город Уфа Республики Башкортостан в связи с непредоставлением гражданам, подлежащим расселению из аварийного жилого фонда, свободных жилых помещений, пустующих более одного календарного года, на сумму 13 216 056 руб. 35 коп.
5. В нарушение пунктов 4.2.6, 4.2.7 Соглашения N 182 МБУ "Служба сноса и расселения" в 2021 году допущено неэффективное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и предусмотренные на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределенные городскому округу город Уфа Республики Башкортостан в связи с непредоставлением гражданам, подлежащим расселению из аварийного жилого фонда, свободных жилых помещений, пустующих более одного календарного года, на сумму 1 616 928 руб. 12 коп.
Полагая, что вынесенное в отношении него представление не соответствует положениям законодательства и нарушает его права и законные интересы, МБУ "Служба расселения" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что заявитель не является исполнителем Адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, на 2019 - 2025 годы. Нарушение сроков предоставления гражданам жилых помещений обусловлено наличием непредвиденных обстоятельств, а именно: судебных споров с гражданами, связанных с изъятием у них жилых помещений. Нарушения в виде непредставления гражданам свободных жилых помещений, пустующих более одного календарного года, не квалифицированы судом в качестве бюджетного правонарушения в виде неэффективного расходования бюджетных средств.
Выводы судов являются верными на основании следующего.
Исходя из положений статей 198, 200 и 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) предусмотрено предоставление государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд содействия реформированию) или публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности указанной государственной корпорации в связи с ее присоединением к публично-правовой компании "Фонд развития территорий" с одновременным преобразованием указанной государственной корпорации в соответствии с федеральным законом) целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 11 части 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ Фонд содействия реформированию предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления из Бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.05.2019 N 295 (далее - Порядок), главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан по предоставлению субсидий является Минстрой.
Согласно Указу Главы Республики Башкортостан от 13.10.2020 N УГ-439 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан", Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре преобразован в Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан.
В силу пункта 15 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, заключенного по форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 04.03.2020 N 77.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого представления (пункты 1-3) явились выводы проверяющих о несвоевременном предоставлении гражданам жилых помещений в 2017, 2020, 2021 годах соответственно, в результате чего не исполнены Адресные программы Республики Башкортостан на 2013 - 2017, 2019 - 2023 годы.
Вместе с тем, судами установлено, что в соответствии с Адресной программой Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 N 136 (далее - Программа на 2013-2017 годы), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан осуществляло общее руководство, управление Программой на 2013-2017 годы и контроль за ее реализацией, целевым и эффективным использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и бюджета Республики Башкортостан (в том числе заключение соглашений с муниципальными образованиями - участниками программы), Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (в настоящее время Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан) осуществлял мониторинг реализации мероприятий, предусмотренных Программой на 2013-2017 годы, анализировал ход ее выполнения.
При этом исполнителями Программы, помимо указанных республиканских органов власти, являлись только администрации городских округов и городских поселений (в том числе Администрация ГО г. Уфа РБ).
В рамках реализации Программы на 2013-2017 годы обязательства по использованию средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств бюджета Республики Башкортостан (в том числе обязательства по обеспечению целевого использования выделенных средств, по обеспечению достижения целевых показателей) закреплены соглашением, заключенным между Администрацией ГО г. Уфа РБ и Министерством ЖКХ РБ.
Согласно Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года N 238 (далее - Адресная программа на 2019 - 2025 годы), Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан и государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда" являются исполнителями указанной программы, Администрация ГО г. Уфа РБ является ее участником.
В рамках реализации Адресной программы на 2019-2025 годы обязательства по использованию средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств бюджета Республики Башкортостан закреплены соглашением N 182, заключенным между Минстроем РБ и Администрацией ГО г. Уфа от 29.07.2019.
Согласно паспортам Адресных программ на 2013 - 2017, 2019 - 2025 годы ее исполнителями являются: Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда", администрации муниципальных районов и городских округов Республик и Башкортостан. В перечне муниципальных образований участников Адресной программы имеется городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Исходя из указанных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что МБУ "Служба расселения" не является исполнителем Адресных программ на 2013-2017, 2019-2025 годы, а равно не является не участником соглашений между Администрацией городского округа город Уфа РБ и Министерством ЖКХ Республики Башкортостан, между Минстроем РБ и Администрацией ГО г. Уфа от 29.07.2019.
В связи с чем, как верно заключили суды, указанные соглашения не влекут для организации возникновение каких-либо прав и обязанностей.
Кроме того, установив, что договоры мены с собственниками жилых помещений заключены за пределами сроков реализации Адресной программы по причине того, что между собственниками жилых помещений и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судах рассматривались споры связанные с изъятием жилых помещений по основаниям, предусмотренным статьей 32 ЖК РФ, учитывая положения части 14 статьи 16 Федерального закона N 185, суды правомерно заключили, что в данном случае выход за пределы сроков, установленных Адресной программой, не свидетельствует о расходовании бюджетных средств с нарушением принципа целевого использования бюджетных средств.
При оценке правомерности пунктов 4, 5 оспариваемого представления, в которых сделан вывод о неэффективном использовании средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в связи с непредоставлением гражданам, подлежащим расселению из аварийного жилого фонда, свободных жилых помещений, пустующих более одного календарного года, суды, исходя из положений пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 28.05.2019) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о том, что Управлением не доказана возможность достижения показателя результативности с использованием меньшего объема средств либо возможность достижения более высокого показателя результативности.
При этом судами правомерно принято во внимание, что расселение граждан из аварийного жилого фонда предполагает длительную процедуру, регламентированную ЖК РФ, которая предусматривает предоставление права выбора собственникам жилых помещений в аварином жилищном фонде между предоставлением жилого помещения и получением выкупной стоимости.
В большинстве случаев граждане предпочитают получение выкупной стоимости в судебном порядке.
В рассматриваемом случае, как верно указали суды, непредоставление гражданам свободных жилых помещений, пустующих более одного года, обусловлено исключительно их невостребованностью собственниками аварийных жилых помещений.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Управлением не представлено.
Таким образом, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованным выводам о наличии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанции, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы судов, и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нормы материального права применены судами правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2023 по делу N А07-5792/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно паспортам Адресных программ на 2013 - 2017, 2019 - 2025 годы ее исполнителями являются: Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр мониторинга аварийного жилищного фонда", администрации муниципальных районов и городских округов Республик и Башкортостан. В перечне муниципальных образований участников Адресной программы имеется городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Исходя из указанных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что МБУ "Служба расселения" не является исполнителем Адресных программ на 2013-2017, 2019-2025 годы, а равно не является не участником соглашений между Администрацией городского округа город Уфа РБ и Министерством ЖКХ Республики Башкортостан, между Минстроем РБ и Администрацией ГО г. Уфа от 29.07.2019.
В связи с чем, как верно заключили суды, указанные соглашения не влекут для организации возникновение каких-либо прав и обязанностей.
Кроме того, установив, что договоры мены с собственниками жилых помещений заключены за пределами сроков реализации Адресной программы по причине того, что между собственниками жилых помещений и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судах рассматривались споры связанные с изъятием жилых помещений по основаниям, предусмотренным статьей 32 ЖК РФ, учитывая положения части 14 статьи 16 Федерального закона N 185, суды правомерно заключили, что в данном случае выход за пределы сроков, установленных Адресной программой, не свидетельствует о расходовании бюджетных средств с нарушением принципа целевого использования бюджетных средств.
При оценке правомерности пунктов 4, 5 оспариваемого представления, в которых сделан вывод о неэффективном использовании средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в связи с непредоставлением гражданам, подлежащим расселению из аварийного жилого фонда, свободных жилых помещений, пустующих более одного календарного года, суды, исходя из положений пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 28.05.2019) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о том, что Управлением не доказана возможность достижения показателя результативности с использованием меньшего объема средств либо возможность достижения более высокого показателя результативности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 августа 2024 г. N Ф09-4105/24 по делу N А07-5792/2023