Екатеринбург |
|
02 августа 2024 г. |
Дело N А71-3565/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой Н.С. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Удмуртской Республики кассационную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - учреждение "ГКБ N 1 МЗ УР", страхователь, ответчик, заявитель, больница) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.12.2023 по делу N А71-3565/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 19.06.2024 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи приняли участие представители:
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Фонд, страховщик, истец) - Яковлева М.В. (доверенность от 16.01.2024), Гилязова И.Н. (доверенность от 16.01.2024);
учреждения "ГКБ N 1 МЗ УР" - Анисимова Е.В. (доверенность от 10.01.2024).
Фонд обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к учреждению "ГКБ N 1 МЗ УР" о взыскании 6 537 533 руб. 71 коп. излишне понесенных расходов по выплате специальных социальных выплат.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.12.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 решение суда от 01.12.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "ГКБ N 1 МЗ УР" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт или передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассатор указывает на то, что все медицинские работники больницы оказывали специализированную медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее-COVID-19) пациентам с указанным заболеванием. В спорный период с 01.11.2020 по 30.09.2021 и с 22.11.2021 по 30.04.2022 принимались пациенты согласно распоряжениям Минздрава Удмуртии.
По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что в материалах дела имеются выписки из историй болезней пациентов, подтверждающие факт оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диагностике и лечению COVID-19.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, подробно приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем кассатора в судебном заседании окружного суда.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, предусмотренных Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) в 2020-2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению COVID-19, медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 (далее - Постановление N 1762), предоставленных учреждением "ГКБ N 1 МЗ УР" за период 01.11.2020 по 30.04.2022, в ходе которой выявлено несоответствие сведений, представленных страхователем в реестрах на осуществление специальной социальной выплаты, сведениям в документах, представленных к проверке, а также отсутствие нормативных документов, подтверждающих отнесение больницы к структуре специализированных организаций диагностики и лечения COVID-19, перепрофилированных для оказания медицинской (диагностической) помощи пациентам с COVID-19, что исключает выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762.
В проверяемом периоде заявителем представлены реестры на специальную социальную выплату медицинским работникам с проставлением кодов и стоимости нормативных смен, как для работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению COVID-19 по подпункту "а" пункта 2 Постановления N 1762.
По результатам проверки составлен акт о выявленных несоответствиях от 18.11.2022 N 40/1, в котором зафиксированы факты предоставления ответчиком недостоверных сведений, влияющих на право получения работником выплаты, в связи с чем больнице предложено в срок до 19.01.2023 возместить расходы, излишне понесенные страховщиком на специальную социальную выплату, в размере 6 537 533 руб. 71 коп.
Невозмещение страхователем в установленные сроки данной суммы послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, руководствуясь порядком осуществления специальных социальных выплат, предусмотренным Постановлением N 1762, установив, что заявитель не относился к числу медицинских организаций, перепрофилированных и созданных в установленном действующим законодательством порядке, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению COVID-19 ("красная зона"), придя к выводу о необоснованности спорных выплат, иск удовлетворили.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) пунктом 2 Постановления N 1762 утверждены специальные социальные выплаты для следующих категорий работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению COVID-19 в соответствии с установленным Минздравом РФ временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения COVID. К данной категории отнесены, в том числе, врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19, но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом COVID-19 при выполнении должностных обязанностей.
Согласно пункту 3 Постановления N 1762, специальная социальная выплата осуществляется ФСС РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ, лицам, указанным в пункте 2 настоящего постановления, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее соответственно - организации, перечень), который формируется в целях реализации настоящего постановления соответствующими федеральными органами исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в их ведении, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении организаций, иных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и взаимодействующих с ними организаций в информационном ресурсе учета информации в целях предотвращения распространения COVID-19 в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 N373 "Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", с указанием наименования организации, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет, основного государственного регистрационного номера, периода включения ее в перечень и исключения из перечня (календарный месяц).
Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения COVID-19 утвержден приказом Минздрава РФ от 19.03.2020 N 198н (далее - Приказ N 198н).
Основные принципы организации медицинской помощи пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией при подозрении на COVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, содержатся в Приложении N 5 Приказа N 198н.
В соответствии с подпунктами 1.2, 1.3 пункта 1 Приложения N 5 к Приказу N 198н руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяют медицинские организации, в том числе перепрофилированные, оказывающие медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях, утверждают схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией (далее - пациенты) в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь в стационарных условиях, определенные для данного контингента пациентов (далее - медицинские организации), с назначением ответственных лиц, исключая возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций, а также в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь пациентам с COVID-19 в стационарных условиях.
В пункте 4 Приложения N 10 к Приказу N 198н указано, что структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения COVID-19 устанавливаются руководителем медицинской организации в соответствии с Временными штатными нормативами (Приложения NN 16 и 17 Приказу N 198н). Руководитель медицинской организации утверждает Временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Кодексом.
Из вышеуказанных положений следует, что осуществление специальной социальной выплаты по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, производится при соблюдении совокупности условий:
1) лица должны оказывать медицинскую помощь (участвуют в оказании, обеспечивают оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению COVID-19 в стационарных условиях;
2) отделение, в котором трудоустроены указанные лица, должно быть перепрофилированным и созданным в установленном действующим законодательством порядке структурным подразделением, оказывающим медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению COVID-19 ("красная зона").
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Судами установлено, что учреждение "ГКБ N 1 МЗ УР" являлось "перепрофилированным" (распоряжение Минздрава Удмуртской Республики от 24.09.2021 N 1230) на период распространения COVID-19, с поручением главному врачу развернуть 150 коек инфекционного профиля для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 и внебольничными пневмониями в условиях круглосуточного стационара с 01.10.2021, обеспечить в связи с этим внесение изменений в штатное расписание.
Указанное распоряжение выполнено.
В соответствии с распоряжением исполняющего обязанности министра здравоохранения Удмуртской Республики от 16.11.2021 N 1452 "О возобновлении оказания медицинской помощи пациентам неинфекционного профиля в учреждении "ГКБ N 1 МЗ УР" главному врачу поручено приостановить госпитализацию пациентов с COVID-19 и с 22.11.2021 организовать оказание медицинской помощи пациентам неинфекционного профиля. В связи с чем главным врачом утверждено штатное расписание на 22.11.2021, в котором отсутствует подразделение для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 и внебольничными пневмониями в стационарных условиях, ввиду чего временное штатное расписание на 01.10.2021 утратило силу.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что оказание специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению COVID-19 в стационарных условиях в рамках перепрофилирования медицинской организации (COVID-госпиталя) осуществлялось больницей только в период с 01.10.2021 по 21.11.2021.
В периоды с 01.11.2020 по 30.09.2021 и с 22.11.2021 по 30.04.2022 распоряжений министерства здравоохранения Удмуртской Республики о перепрофилировании учреждения "ГКБ N 1 МЗ УР" с целью оказания специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению COVDD-19 в стационарных условиях не издавалось, временное штатное расписание медицинской организации для лечения COVDD-19 руководителем не утверждалось, действовали штатные расписания, в которых отсутствовало подразделение для оказания медицинской помощи пациентам с COVDD-19 и внебольничными пневмониями в стационарных условиях. Перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников для лечения COVDD19 также не производилось.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что поскольку в спорный период учреждение "ГКБ N 1 МЗ УР" оказывало специализированную помощь, не связанную с диагностикой и лечением COVID-19, в процессе оказания которой выявлялось заболевание - COVID-19, специальная социальная выплата должна была производиться на основании подпункта "б" пункта 2 Постановления N 1762.
Таким образом, Фонд правомерно рассчитал общую сумму специальных социальных выплат исходя из размера, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762, и пришел в связи с этим к выводу о возмещении учреждению "ГКБ N 1 МЗ УР" расходов в завышенном размере.
Согласно пунктам 10, 12 Постановления N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению последней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая вышеуказанные нормативные положения и соответствующие разъяснения, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что представление заявителем недостоверных сведений повлекло излишнее расходование средств специальной социальной выплаты.
Расчет заявленной суммы расходов судами проверен и признан верным.
Учреждение не представило доказательств, опровергающих правильность арифметического расчета заявленной Фондом к взысканию излишне начисленной и выплаченной суммы специальной социальной выплаты.
Приведенные заявителем доводы основаны на неверном толковании норм права, к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права и не являются достаточным основанием для отмены состоявшихся судебных актов
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 АПК РФ, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.12.2023 по делу N А71-3565/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу БУЗ Удмуртской Республики "Городская клиническая больница N 1 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами сделан обоснованный вывод о том, что поскольку в спорный период учреждение "ГКБ N 1 МЗ УР" оказывало специализированную помощь, не связанную с диагностикой и лечением COVID-19, в процессе оказания которой выявлялось заболевание - COVID-19, специальная социальная выплата должна была производиться на основании подпункта "б" пункта 2 Постановления N 1762.
Таким образом, Фонд правомерно рассчитал общую сумму специальных социальных выплат исходя из размера, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762, и пришел в связи с этим к выводу о возмещении учреждению "ГКБ N 1 МЗ УР" расходов в завышенном размере.
Согласно пунктам 10, 12 Постановления N 1762 организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2024 г. N Ф09-3023/24 по делу N А71-3565/2023