Екатеринбург |
|
02 августа 2024 г. |
Дело N А07-34291/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2024 года.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Ященок Т.П., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройвертикаль" (далее - общество "Стройвертикаль") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2023 по делу N А07-34291/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
До начала судебного заседания обществом с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" (далее - общество "Башкирэнерго") заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Государственное унитарное предприятие "Региональные электрические сети" Республики Башкортостан (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным представления от 06.10.2022 N 10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N 002/04/9.21-1730/2022 (далее - представление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество "Стройвертикаль", общество "Башкирэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Энергоинжиниринг" (далее - общество "Энергоинжиниринг").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2023 исковые требования удовлетворены, оспариваемое представление признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Стройвертикаль" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, имеет формальный состав, предусматривающий привлечение к административной ответственности независимо от фактического наступления материальных последствий.
Полагает, что суды в нарушение статьи 65 АПК РФ неверно распределили бремя доказывания, поскольку в рассматриваемом случае бремя доказывания невозможности осуществить технологическое присоединение лежит на предприятии как сетевой организации.
Кроме того, считает, что судами не выяснены обстоятельства отдаленности энергопринимающих устройств общества "Стройвертикаль" от сетей предприятия на расстоянии 150 м.
Также отмечает, что судами не установлено, к какой категории заявителей относится общество "Стройвертикаль", а также немотивированно отклонена позиция об отнесении общества к лицам, в отношении которых сетевая организация обязана осуществить мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Башкирэнерго" просит удовлетворить кассационную жалобу, считает, что доводы предприятия не обоснованы, подлежали отклонению.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом "Стройвертикаль" поданы заявки в предприятие от 16.06.2022 N N 194п/22, 196п/22, 197п/22, 198п/22, 199п/22, 200п/22 на подключение к электрическим сетям - на технологическое присоединение (далее - заявка).
В управление поступило обращение общества "Стройвертикаль" с жалобой на действия сетевой организации в лице предприятия, которая приняла заявки, но в установленный срок не выдала проекты договоров на технологическое присоединение.
Управлением в связи с обращением общества "Стройвертикаль" о нарушении предприятием сроков рассмотрения заявок и сроков технологического присоединения, вынесено постановление от 06.10.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 002/049/9.21-1730/2022 в отношении должностного лица предприятия, признанного виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управлением 06.10.2022 в отношении предприятия вынесено представление, согласно которому предприятию необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), для чего следует направить в адрес общества "Стройвертикаль" по заявкам от 08.06.2022 N636н/22, от 16.06.2022 N194п/22, N196п/22, N197п/22, N198п/22, N199п/22, N200п/22 условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; технические условия; счет.
Несогласие с указанным представлением явилось основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, признавая недействительным представление, пришел к выводу о том, что управлением при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении в отношении должностного лица предприятия, явившихся основанием для выдачи представления предприятию, не был исследован вопрос о наличии у предприятия обязанности по заключению договора на технологическое присоединение по заявке потребителя.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено как постановление о назначении административного наказания, так и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
При этом, положения указанных норм КоАП РФ свидетельствуют о том, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, может быть вынесено и в случае вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании установленных обстоятельств, отраженных в этом постановлении, равно как и может быть вынесено отношении лиц, не участвующих в деле об административных правонарушениях, в случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении уполномоченный орган установит в их действиях причины и условия, способствующие совершению правонарушения.
Такие лица, вправе обжаловать представление в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку, не являясь лицами, привлеченными к административной ответственности или потерпевшими, лишены возможности обжаловать его в порядке главы 25 АПК РФ.
Возможность вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения при прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также возможность его внесения не только лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, следует и из пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Определений Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2020 N308-ЭС20-13343, от 30.09.2020 N 307-ЭС20-5995.
В абзаце 4 пункта 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания представления, предприятию вменено нарушение срока рассмотрения заявки потребителя. Управлением указано, что предприятию необходимо принять меры, направленные на надлежащее исполнение требований Правил N 861, для чего следует направить в адрес общества "Стройвертикаль" по заявке условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия, счет.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35- ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Согласно пункту 6 Правил N 861 заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Из пункта 7 Правил N 861 следует, что для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение подает соответствующую заявку в сетевую организацию во исполнение процедуры, описанной в Правилах технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил N 861.
Для целей Правил N 861 под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпункт "б" пункта 16 Правил N 861, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Согласно пункту 8(1) Правил N 861 если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
С учетом буквального толкования вышеприведенных норм суды верно заключили, что при наличии нескольких сетевых организаций выбор сетевой организации осуществляется потребителем по правилам, закрепленным в пунктах 8 и 8(1) Правил N 861, а именно, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. В остальных случаях обязанность по технологическому присоединению лежит на сетевой организации, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, под которым понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети, имеющего указанный в заявке класс напряжения.
Из материалов дела следует, что ближайшими объектами электросетевого хозяйства к объектам общества "Стройвертикаль" по заявке от 08.06.2022 N 636н/2022 являются объекты сетевой организации общества "Башкирэнерго" и находятся на расстоянии 230 м. При этом, расстояние от объектов заявителя до объектов ГУП "РЭС" РБ составляет 420 м.
Ближайшими объектами электросетевого хозяйства к объектам заявителя по заявке от 16.06.2022 N 194п/22 являются объекты сетевой организации общества "Башкирэнерго" и находятся на расстоянии 140 м. при этом, расстояние от объектов заявителя до объектов предприятия составляет 305 м.
Ближайшими объектами электросетевого хозяйства к объектам заявителя по заявке от 16.06.2022 N 196п/22 являются объекты сетевой организации общества "Энергоинжиниринг" и находятся на расстоянии 200 м. При этом, расстояние от объектов заявителя до объектов предприятия составляет 730 м.
Ближайшими объектами электросетевого хозяйства к объектам заявителя по заявке от 16.06.2022 N 197п/22 являются объекты сетевой организации общества "Энергоинжиниринг" и находятся на расстоянии 170 м. При этом, расстояние от объектов заявителя до объектов предприятия составляет 800 м.
Ближайшими объектами электросетевого хозяйства к объектам заявителя по заявке от 16.06.2022 N 198п/22 являются объекты сетевой организации общества "Энергоинжиниринг" и находятся на расстоянии 150 м. При этом, расстояние от объектов заявителя до объектов предприятия составляет 800 м.
Ближайшими объектами электросетевого хозяйства к объектам заявителя по заявке от 16.06.2022 N 199п/22 являются объекты сетевой организации общества "Энергоинжиниринг" и находятся на расстоянии 83 м. При этом, расстояние от объектов заявителя до объектов предприятия составляет 681 м.
Ближайшими объектами электросетевого хозяйства к объектам заявителя по заявке от 16.06.2022 N 200п/22 являются объекты сетевой организации общества "Энергоинжиниринг" и находятся на расстоянии 70 м., общества "Башкирэнерго" и находится на расстоянии 292 м. При этом, расстояние от объектов заявителя до объектов предприятия составляет 630 м.
Между тем, как правомерно указали суды, Управлением вопрос о расположении объектов электросетевого хозяйства в целях необходимости определения сетевой организации, обязанной осуществить технологическое присоединение по заявке общества "СтройВертикаль", не исследовался. Равно как и отсутствуют доказательства того, что общество "СтройВертикаль" относится к какому-либо субъекту, перечисленному в пунктах 12(1), 14, 34 Правил, заключение договора с которым в силу пункта 3 Правил осуществляется в независимости от наличия или отсутствия технологической возможности.
Кроме того, судами верно принято во внимание, что пункт 15 Правил N 861 устанавливает право на приостановление рассмотрения заявки только в случае необходимости запроса дополнительных документов и сведений, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, при этом возможность запроса сведений относительно соблюдения пунктов 8, 8(1) Правил N 861 не предусмотрена.
Также судами учтено, что резолютивная часть представления, обязывающая предприятие к заключению договора с обществом "СтройВертикаль", не соотносится с его мотивировочной частью, содержащей только выводы о нарушении предприятием сроков рассмотрения заявки.
На основании изложенного суды обоснованно признали оспариваемое представление недействительным.
Учитывая, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен при верном применении норм процессуального права, оснований не согласиться с выводами судов обеих инстанций суд округа не усматривает.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными.
В соответствии с абзацем вторым пункта 32 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" с учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.12.2023 по делу N А07-34291/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройвертикаль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.О. Иванова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ближайшими объектами электросетевого хозяйства к объектам заявителя по заявке от 16.06.2022 N 200п/22 являются объекты сетевой организации общества "Энергоинжиниринг" и находятся на расстоянии 70 м., общества "Башкирэнерго" и находится на расстоянии 292 м. При этом, расстояние от объектов заявителя до объектов предприятия составляет 630 м.
Между тем, как правомерно указали суды, Управлением вопрос о расположении объектов электросетевого хозяйства в целях необходимости определения сетевой организации, обязанной осуществить технологическое присоединение по заявке общества "СтройВертикаль", не исследовался. Равно как и отсутствуют доказательства того, что общество "СтройВертикаль" относится к какому-либо субъекту, перечисленному в пунктах 12(1), 14, 34 Правил, заключение договора с которым в силу пункта 3 Правил осуществляется в независимости от наличия или отсутствия технологической возможности.
Кроме того, судами верно принято во внимание, что пункт 15 Правил N 861 устанавливает право на приостановление рассмотрения заявки только в случае необходимости запроса дополнительных документов и сведений, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, при этом возможность запроса сведений относительно соблюдения пунктов 8, 8(1) Правил N 861 не предусмотрена."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2024 г. N Ф09-3384/24 по делу N А07-34291/2022