Екатеринбург |
|
06 августа 2024 г. |
Дело N А50-21631/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Краснобаевой И.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Губахинский кокс" на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.02.2024 по делу N А50-21631/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Губахинский кокс" - Наговицина Т.В. (доверенность от 30.01.2024 N 109).
Открытое акционерное общество "Губахинский кокс" (далее - общество "Губахинский кокс") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - агентство) об исправлении реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827 контур 29, об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827 в соответствии с координатами, определенными по результатам выполненных кадастровых работ и указанных в межевом плане от 15.01.2024.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Администрация Губахинского муниципального округа Пермского края.
Решением суда первой инстанции от 19.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Губахинский кокс" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов об отсутствии у Администрации города Губахи Пермской области полномочий по распоряжению земельными участками, являющимися предметом спора, по принятию постановления от 21.12.1993 N 283 "Об отводе земель лесного фонда коксохимзаводу под пионерский лагерь и базу отдыха". Заявитель поясняет, что на момент принятия постановления администрации от 21.12.1993 N 283 действовал Земельный кодекс РСФСР. Ссылаясь на положения статей 4, 5, 6, 13, 23, 92, 94 Земельного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка), Указ Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Администрации города Губахи Пермской области от 29.10.1993 N 177, заявитель настаивает на том, что постановление администрации от 21.12.1993 N 283 "Об отводе земель лесного фонда коксохимзаводу под пионерский лагерь и базу отдыха" принято в соответствии с полномочиями, предоставленными администрации действующим на момент принятия постановления законодательством.
Также, по мнению заявителя, является ошибочным утверждение судов о том, что постановлением администрации от 21.12.1993 N 283 закреплен только факт передачи Губахинскому коксохимическому заводу земельного участка в квартале N 158 Широковского лесничества площадью 4, 2 га в аренду, иных правовых последствий нормативно-правовой акт не влечет, как противоречащее содержанию постановления от 21.12.1993 N 283 об изъятии из земель Гослесфонда Кизеловского мехлесхоза в квартале N 158 Широковского лесничества земельного участка площадью 4,2 га. Заявитель поясняет, что изъятие из земель гослесфонда земельного участка производилось в связи с наличием на земельном участке объектов недвижимого имущества - существующей базы отдыха, использование и назначение которого не связано с созданием лесной инфраструктуры и не соответствует режиму лесного участка. По мнению заявителя, будучи собственником объектов, истец в результате допущенной реестровой ошибки лишен правовой возможности по оформлению права на земельный участок, что не соответствует принципу единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, а также ограничен в правах владения и пользования указанными объектами в соответствии с их назначением.
Также заявитель полагает необоснованным вывод судов о том, что в представленном межевом плане, подготовленном по заказу истца, указано, что кадастровые работы проводились на основании постановления администрации от 21.12.1993 N 283, по результатам которых была выявлена реестровая ошибка, однако это не свидетельствует о наличии таковой, так как реестровая ошибка возникает вследствие других обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Заявитель отмечает, что межевой план подготовлен в целях исправления ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827. Ошибка в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827(29) допущена при установлении границ данного участка, то есть ошибка возникла вследствие обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Министерство предоставило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлен статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Из содержания указанной статьи следует, что ошибкой в кадастре (реестре) является несоответствие информации об объекте недвижимости, содержащейся в кадастре, фактическим характеристикам этого объекта, допущенное при внесении соответствующих сведений в реестр.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда).
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса, лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии с правилами лесоустройства, проектированием лесных участков и ведением их кадастрового учета.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таксация лесов в соответствии со статьей 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов).
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Основанием для внесения документированной информации в Государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства (приказ Минприроды России от 11.11.2013 N 496).
Государственный лесной реестр (далее - ГЛР), также как и Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), является государственным реестром. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование участка для ведения лесного хозяйства. Доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что общество "Губахинский кокс" на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.08.2001 N 5, заключенного с акционерным обществом открытого типа "Губахинский ордена Ленина коксохимический завод" (продавец), приобрело в собственность базу отдыха, состоящую из восьми объектов (брусчатые домики), расположенную по адресу: Пермский край, г. Губаха, пос. Широковский.
Как пояснил истец, постановлением Администрации города Губахи Пермской области от 21.12.1993 N 283 "Об отводе земель лесного фонда коксохимзаводу под пионерский лагерь и базу отдыха" из земель Гослесфонда Кизеловского мехлесхоза в квартале N 158 Широковского лесничества изъят и предоставлен Губахинскому коксохимическому заводу в аренду сроком на десять лет земельный участок площадью 4,2 га под существующей базой отдыха.
По мнению истца, территория базы отдыха, изъятая в 1993 г. из земель гослесфонда на основании постановления от 21.12.1993 N 283, была ошибочно включена в границы земельного участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827, находящегося в собственности Российской Федерации, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства.
По заказу истца проведены кадастровые работы по подготовке межевого плана в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827, расположенного по адресу: Пермский край, Губахинский муниципальный район, Кизеловское лесничество, Коспашское участковое лесничество (Коспашское), кварталы N 341-352, Кизеловское участковое лесничество (Кизеловское), кварталы N 172-181, Губахинское участковое лесничество (Углеуральское), кварталы N 7-43, 46-72, 75-96, 99-106, 109- 142, Губахинское участковое лесничество (Губахинское), кварталы N 1-26, 28-47, 53-82, 84-86, 88-90, часть 91, 93-114, часть 115, 117-129, 131-135, 138-143, 147-168, 172-184, часть 185, 188-198, часть 197, 199-211, 213-214, Губахинское участковое лесничество (Широковское (часть)), кварталы N 135-137, 144-146, 151-158, 164, 165, 172, 181, 189, 190, 197,198.
По данным произведенной геодезической съемки было выявлено, что фактические границы участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827, (29) не соответствуют сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. В границах указанного земельного участка располагается база отдыха общества "Губахинский кокс". Допущена ошибка при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827.
Ссылаясь на наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827, что препятствует истцу в проведении работ по постановке на кадастровый учет земельного участка под базой отдыха площадью 4,2 га, общество "Губахинский кокс" обратилось в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание пояснения министерства о том, что работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 59:05:0000000:1827 выполнялись, в том числе в границах участка площадью 4,2 га под существующей базой общества "Губахинский кокс" в выделе 9 квартала 158 Широковского лесничества Кизеловского лесхоза Пермской области Пермской области по материалам лесоустройства 1991 г.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 59:05:0000000:1827 находится в собственности Российской Федерации, регистрационная запись от 01.03.2016.
В 2009 г., затем в 2019 г. лесной участок передан в аренду по договору от 09.08.2019 N 937 под рекреацию обществу "Губахинский кокс" под базу отдыха. Договор аренды является действующим.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что реестровая ошибка по смыслу, предусмотренному положениями статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в рассматриваемой ситуации отсутствует, перечисленные в статье 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ случаи устранения реестровой ошибки в рассматриваемом случае не применимы.
Суды отклонили ссылку истца на постановление администрации от 21.12.1993 N 283 как на основание для исправления реестровой ошибки, приняв во внимание, что данным актом закреплен факт передачи Губахинскому коксохимическому заводу земельного участка в квартале N 158 Широковского лесничества площадью 4, 2 га в аренду, иных правовых последствий нормативно-правовой акт не влечет.
Суды заключили, что указание на изъятие земельного участка в данном случае не содержит смысла о прекращении права собственности Российской Федерации в отношении участка площадью 4,2 га.
При этом с заявлением об изменении целевого назначения участка площадью 4,2 га, в том числе с переводом земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий, истец не обращался
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в рассматриваемом случае реестровой ошибки в понятии, предусмотренном положениями статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований общества "Губахинский кокс".
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на неправильном толковании приведенных норм права применительно к установленным судами обстоятельствам, выражают несогласие заявителя с оценкой доказательств и выводами судов о фактических обстоятельствах, переоценка которых не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (части 3, 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 19.02.2024 по делу N А50-21631/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Губахинский кокс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В 2009 г., затем в 2019 г. лесной участок передан в аренду по договору от 09.08.2019 N 937 под рекреацию обществу "Губахинский кокс" под базу отдыха. Договор аренды является действующим.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что реестровая ошибка по смыслу, предусмотренному положениями статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в рассматриваемой ситуации отсутствует, перечисленные в статье 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ случаи устранения реестровой ошибки в рассматриваемом случае не применимы.
...
Суды заключили, что указание на изъятие земельного участка в данном случае не содержит смысла о прекращении права собственности Российской Федерации в отношении участка площадью 4,2 га.
При этом с заявлением об изменении целевого назначения участка площадью 4,2 га, в том числе с переводом земельного участка из земель лесного фонда в земли иных категорий, истец не обращался
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие в рассматриваемом случае реестровой ошибки в понятии, предусмотренном положениями статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований общества "Губахинский кокс"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2024 г. N Ф09-3775/24 по делу N А50-21631/2023