Екатеринбург |
|
12 августа 2024 г. |
Дело N А47-11318/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Скромовой Ю.В., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства Администрации города Оренбурга (далее - Комитет) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.03.2024 года по делу N А47-11318/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Ливенцевой Светланы Сергеевны (далее - предприниматель Ливенцева С.С.) - Шаврина Е.В. (паспорт, доверенность от 02.10.2021, диплом).
Предприниматель Ливенцева С.С. (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Администрации города Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация), к Комитету (заинтересованное лицо) с требованиями:
о признании незаконным Уведомление о демонтаже незаконного размещенного нестационарного объекта от 29.04.2021 N 29, утвержденное Председателем Комитета Колбаневым Ю.А.;
о признании незаконным Распоряжение от 29.04.2021 N 3-р, подписанное Председателем Комитета Колбаневым Ю.А. и Приложение N 1 к нему в части п. 29 район Ленинский, павильон Rust по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 44/2, основанное по рекомендациях межведомственной комиссии (Протокол от 29.04.2021 N 27) по рассмотрению вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург".
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2021 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее также - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.03.2024 (резолютивная часть решения объявлена 21.02.2024) по делу N А47-11318/2021 требования предпринимателя Ливенцевой С.С. удовлетворены. Признано незаконным Уведомление о демонтаже незаконного размещенного нестационарного объекта от 29.04.2021 N 29, утвержденное Председателем Колбаневым Ю.А., выданное в отношении павильона "Rust" по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 44/2. Признано незаконным Распоряжение от 29.04.2021 N 3-р, подписанное Председателем Комитета Колбаневым Ю.А. и Приложение N 1 к нему в части п. 29 район Ленинский, павильон Rust по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 44/2, основанное по рекомендациях межведомственной комиссии (Протокол от 29.04.2021 N 27) по рассмотрению вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург". Суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Комитета в пользу Ливенцевой С.С. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 руб. Расходы на производство судебной экспертизы в размере 83 072 руб. 64 коп. отнесены на Комитет. Предпринимателю Ливенцевой С.С. из бюджета возвращена государственная пошлина в размере 2400 руб., уплаченную по чеку - ордеру от 06.09.2021.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что с момента окончания переходного периода до настоящего времени спорный торговый павильон считается незаконно размещенным, так как данный объект не включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", договор заключенный по результатам аукциона отсутствует. Судами не учтено, что определение правового режима объекта, то есть, является ли объект недвижимым имуществом (капитальным строением), является вопросом права, а не специальных знаний, в связи с чем правовой режим объекта не может быть определен только лишь на основании заключения эксперта о прочной связи объекта с землей и невозможности его перемещения без несоразмерного ущерба своему назначению. Заявителем в материалы дела не представлены доказательства наличия разрешения органов власти на строительство капитального объекта. При создании объекта капитального строительства к правоустанавливающим документам в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства относятся акты об отводе земельного участка под капитальную застройку, разрешение на строительство, акт приемки законченного строительством объекта, удостоверяющий возможность безопасной эксплуатации капитального строения. Без этих документов переоборудование временного строения с приданием ему физических характеристик недвижимого имущества не влечет последствий в виде возникновения права собственности на недвижимую вещь. Обращает внимание, что заявитель не представил доказательств обращения с заявлением на выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта. Земельный участок, расположенный по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 44/2, с кадастровым номером 56:44:0215001:304, для возведения капитального строения не предоставлялся, обратного заявитель не доказал. Дополнительным соглашением от 10.08.2011 к договору аренды земельного участка от 01.06.2004 N 4/л-135пр предпринимателем Ливенцевой С.С. получено право на размещение торгового павильона, на землях общего пользования.Податель жалобы ссылается на то, что предприниматель знал, что функционирование временного объекта независимо от использованных при строительстве материалов и технологий, торговый павильон не может быть признан объектом капитального строительства в юридическом смысле. Полагает, что спорный торговый павильон лишен признаков капитального строения, поскольку для признания объекта капитальным необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно, как капитальный в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил. Считает, что спорный торговый павильон не может быть отнесен к объекту капитального строительства с правовой точки зрения, поскольку земельный участок, на котором объект расположен, не предоставлен заявителю в установленном законом порядке для строительства капитального сооружения, разрешение на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдавалось.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверяется судом кассационной инстанциив пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судами, Распоряжением главы города Оренбурга от 29.12.2003 N 5898-р Колесниковой Ольге Николаевне на основании утвержденного акта от 22.04.2003 N 2/85 выбора земельного участка, на условиях договора аренды до 01.12.2004 по проспекту Гагарина, в районе жилого дома N 44/2 в г. Оренбурге земельный участок площадью 373 кв. м с разрешенным использованием: строительство торгового павильона.
Администрацией г. Оренбурга Архитектурно-строительным надзором выдано разрешение от 11.04.2004 N Г-062/04 на строительство торгового павильона.
Между администрацией города Оренбурга и Колесниковой Ольгой Николаевной заключен договор аренды земельного участка от 01.06.2004 N 4/л-135пр, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок, имеющий кадастровый номер 56:44:0215001:0022, площадью 373 кв. м, расположенный по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, в районе жилого дома N 44/2.
10.08.2011 к договору аренды заключено дополнительное соглашение, согласно которому на основании договора купли-продажи торгового павильона, все права и обязанности по договору аренды от 01.06.2004 N 4/л-135пр переходят к Ливенцевой Светлане Сергеевне. Дополнительным соглашением к договору уточнены: площадь передаваемого земельного участка - 183 кв. м, расчет арендной платы, обязанности арендатора, условия расторжения договора, срок действия договора продлен до 01.07.2012.
Специалистом отдела потребительского рынка по Промышленному району Администрации Северного округа г. Оренбурга составлен акт от 26.04.2021 N 1 о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования "город Оренбург" - павильона по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 44/2, "Rust" (далее - спорный НТО) с приложением фотографии, и передан межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных НТО на территории МО "город Оренбург".
Протоколом заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных НТО на территории МО "город Оренбург" от 29.04.2021 N 27 зафиксировано решение о демонтаже незаконно размещенных НТО, согласно приложению N 1 к протоколу, в строке 34 которого указан павильон "Rust" расположенный по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 44/2.
В распоряжении председателя Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга от 29.04.2021 N 3-р указано на подготовку и утверждение уведомления о демонтаже незаконно размещенных НТО в приложении N 1, в строке 27 которого указан павильон "Rust" расположенный по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 44/2, а также производство их демонтажа в порядке и сроки, определенные решением Оренбургского городского Совета от 27.02.2018 N 490 "Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории МО город Оренбург".
Председателем Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга утверждено уведомление от 29.04.2021 N 29 о демонтаже незаконно размещенного спорного НТО в срок до 25.05.2021.
В газете "Вечерний Оренбург", на официальном интернет-портале г. Оренбурга в разделе "Предпринимательство" опубликована информация о незаконно размещенных НТО на территории МО "город Оренбург", в том числе павильона "Rust", расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Пр. Гагарина 44/2 в строке 23, с указанием срока принудительного демонтажа - до 30.06.2021.
Предприниматель, полагая Уведомление о демонтаже незаконного размещенного нестационарного объекта от 29.04.2021 N 29 и Распоряжение от 29.04.2021 N 3-р незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Уведомление о демонтаже незаконного размещенного нестационарного объекта от 29.04.2021 N 29 и Распоряжение от 29.04.2021 N 3-р приняты не в соответствии с нормативно установленной процедурой демонтажа, нарушают нормы права и права заявителя.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, подтвердил правильность содержащихся в нем выводов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
В статье 2 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с землей вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу части 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 названного закона).
Во исполнение Федерального закона N 381-ФЗ и в соответствии со статьей 11 Закона Оренбургской области от 04.03.2011 N 4325/1014-IV-ОЗ "Об организации торговой деятельности в Оренбургской области" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным уставом муниципального образования Постановлением администрации города Оренбурга от 06.10.2016 N 3060-п утверждено Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" (далее - Положение).
Указанным положением предусмотрен новый, поэтапный порядок предоставления права на размещение торговых объектов, которым предусмотрены последовательные этапы приобретения данного права:
- разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 13.08.2013 N 90, постановлением Администрации города Оренбурга, проект которого подготавливает Комитет потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации города Оренбурга (пункт 2.2.) в соответствии с критериями, установленными пунктом 2.6. Положения (безотносительно к лицу, которое будет их использовать);
- проведение аукциона по продаже права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" и заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта с победителем аукциона (разделы 3 и 4).
Положение вступило в силу с 13.10.2016, следовательно, с указанной даты субъекты предпринимательской деятельности вправе размещать свои нестационарные торговые объекты лишь по итогам аукциона в соответствии с той схемой, которая будет утверждена до его проведения Администрацией.
Решением Оренбургского городского Совета от 27.02.2018 N 490 "Об утверждении порядка демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" утвержден порядок (далее - Порядок) демонтажа незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург", которым регламентируется деятельность по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории муниципального образования "город Оренбург", а также в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и (или) законами Оренбургской области, на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 1.2 для целей настоящего Порядка под незаконно размещенными нестационарными объектами (далее - нестационарные объекты) следует понимать: нестационарные торговые объекты (в том числе объекты общественного питания), размещенные вне или с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта; нестационарные торговые объекты (объекты общественного питания), в случае если срок действия документов, являющихся основанием для их размещения, истек, и объект добровольно не демонтирован; нестационарные объекты по оказанию услуг, размещенные в отсутствие оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на размещение объекта, в том числе при прекращении действия ранее оформленных документов.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Порядка при выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта уполномоченные должностные лица Комитета и Округа: осматривают объект, производят фотосъемку, составляют акт о выявлении незаконно размещенного нестационарного объекта на территории муниципального образования "город Оренбург" по установленной форме согласно приложению 1.1 к настоящему Порядку (далее - Акт о выявлении); вручают один экземпляр Акта о выявлении под личную роспись правообладателю(ям) нестационарного объекта либо его представителю(ям), а при отказе правообладателя(ей) либо его представителя(ей) от подписи или при невозможности установить владельца объекта, размещают Акт о выявлении на самом объекте, что фиксируется фото- и (или) видеосъемкой; должностные лица Округа в течение 1 рабочего дня со дня составления Акта о выявлении направляют один экземпляр данного документа в Комитет.
В случае, если при проведении осмотра объекта не установлен его правообладатель и в Акте о выявлении не указаны данные физического или юридического лица, являющихся правообладателями незаконно размещенного нестационарного объекта или его (их) законными представителями, Комитет в течение 10 рабочих дней с момента составления Акта о выявлении принимает меры для выявления правообладателя на основании данных, имеющихся в распоряжении Администрации города Оренбурга, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, участковых уполномоченных полиции, а также других органов и должностных лиц.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 Порядка Уведомление о демонтаже объекта: в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения направляется в Округ; в течение 10 рабочих дней со дня его утверждения опубликовывается в газете "Вечерний Оренбург" и размещается на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Предпринимательство"; в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения размещается специалистами Округа на незаконно размещенном нестационарном объекте. Если правообладатель(и) незаконно размещенного нестационарного объекта и его(их) местонахождение установлено, специалистами Округа ему(им) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо лично под расписку направляется (вручается) Уведомление о демонтаже.
Пунктами 4.2, 4.3, 4.4 Порядка При неосуществлении правообладателем(ями) незаконно установленного нестационарного объекта демонтажа объекта в сроки, предусмотренные пунктом 3.8 настоящего Порядка, демонтаж объекта осуществляется Комитетом в порядке и сроки, установленные разделами 3 и 4 настоящего Порядка. В течение 5 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных в пункте 3.8 настоящего Порядка, либо со дня получения сведений о добровольном исполнении правообладателем незаконно установленного нестационарного объекта Уведомления о демонтаже объекта, Округ производит осмотр места, на котором ранее было выявлено незаконное размещение нестационарного объекта с применением фото- и (или) видеосъемки и составляет Акт осмотра по установленной форме согласно приложению 1.3 к настоящему Порядку. Акт осмотра составляется в двух экземплярах, один из которых Округ направляет в течение 3 рабочих дней со дня составления в Комитет. 4.4. В случае составления Акта осмотра о неисполнении правообладателем(ями) незаконно установленного нестационарного объекта, Комитет: в течение 10 рабочих дней со дня составления Акта осмотра размещает в газете "Вечерний Оренбург" и на официальном Интернет-портале города Оренбурга в разделе "Предпринимательство" информацию о демонтаже объекта с указанием даты, времени демонтажа объекта, места хранения объекта и имущества; обеспечивает присутствие при проведении работ по демонтажу объекта не менее двух членов Межведомственной комиссии; обеспечивает уведомление Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Оренбургское" и ресурсоснабжающих организаций (в случае, если нестационарный объект подключен к сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д.) путем направления уведомлений о дате и времени осуществления демонтажа объекта.
Пунктами 4.5, 4.5.1, 4.7 Порядка установлено, что в случае отказа правообладателя незаконно размещенного нестационарного объекта от добровольного демонтажа такого объекта, либо если правообладатель незаконно размещенного нестационарного объекта не установлен, работы по демонтажу данного объекта организуются Округом, на территории которого незаконно размещен нестационарный объект, в соответствии с настоящим Порядком. Непосредственный демонтаж незаконно размещенного нестационарного объекта осуществляет подведомственное Округу муниципальное учреждение, имеющее в распоряжении необходимые технические средства и ресурсы для осуществления демонтажа такого объекта. В случае если конструктивные особенности незаконно размещенного нестационарного объекта не позволяют осуществить его демонтаж техническими средствами и ресурсами, имеющимися в распоряжении подведомственного Округу муниципального учреждения, то демонтаж незаконно размещенного нестационарного объекта осуществляется Округом на основании договора с подрядной организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Работы по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта производятся путем его перемещения на место временного хранения, указанное в Акте о демонтаже. В случае если конструктивные особенности объекта (габариты, вес, иные особенности) не позволяют осуществить его демонтаж путем перемещения, демонтаж такого объекта осуществляется путем его разборки на составляющие элементы с последующей их транспортировкой на место временного хранения, указанное в Акте о демонтаже. Срок хранения имущества, в том числе имущества, находящегося в объекте, до момента его востребования правообладателем (владельцем имущества) составляет не более 7 рабочих дней с момента утверждения Акта о демонтаже при установленном правообладателе и не более 1 месяца в случае если правообладатель не установлен.
В рассматриваемом случае, судами установлено, что указанные положения Порядка, устанавливающие административный порядок демонтажа распространяется только на нестационарные объекты, то есть, на объекты, не являющиеся недвижимым имуществом.
Понятие недвижимого объекта раскрывается в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой определено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
Снос объектов, являющихся самовольными постройками, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, при установлении обстоятельств, предусмотренных данной нормой.
При рассмотрении спора судами установлено, что вопрос о демонтаже спорного торгового павильона рассмотрен Администрацией по документам, подтверждающим отсутствие правовых оснований для размещения торгового павильона на земельном участке после истечения срока действия договора аренды. При этом какие-либо материалы натурного исследования (осмотра) торгового павильона не оценивались.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.12.2022 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту Государственного бюджетного учреждения "Оренбургская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" Михайлову Евгению Валерьевичу.
Согласно заключению эксперта от 15.03.2023 N 1349/10-3 экспертом установлено: "Нежилое здание с кадастровым номером 56:44:0215001:304, площадью 110 кв. м, расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, в районе жилого дома пр. Гагарина, д. 44/2, является объектом капитального строительства, так как был образован в результате строительства (производства строительных и монтажных работ) на основании разработанной проектной документации, имеет прочную связь с землей в виде монолитного бетонного фундамента к объекту подведены стационарные коммуникаций (электроснабжения, водоснабжения и водоотведения), конструктивные характеристики не позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению (невозможность повторного применения в результате демонтажа конструкций фундамента, полов и их покрытия, стен и их отделки), в случае перемещения объект будет лишен возможности функционировать без имеющихся на сегодняшний момент инженерно-технических систем (электроснабжения, водоснабжения и водоотведения).
Судами установлено, что по своим техническим характеристикам в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом того, что право аренды на участок, расположенный под исследуемым объектом, перешло согласно дополнительному соглашению от 10.08.2011 к договору аренды земельного участка от 01.06.2004 N 4/Л-135пр в соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации, исследуемый объект является объектом недвижимого имущества".
Исследовав и оценив представленное в материалы дела экспертное заключение, суды установили, что заключение является ясным, полным, соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также положениям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", при этом судами также принято во внимание, что эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных заключений, доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертом при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, а также доказательств наличия в заключении противоречивых или неясных выводов, из материалов дела не усматриваются, обстоятельств, свидетельствующих о том, что заключение судебной экспертизы является недостоверным, сторонами не приведено.
Разрешая спор, суды установили, что демонтаж торгового павильона в административном порядке приведет к нарушению прав и законных интересов предпринимателя, как владельца этого объекта.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уведомление о демонтаже незаконного размещенного нестационарного объекта от 29.04.2021 N 29 и Распоряжение от 29.04.2021 N 3-р, и Приложение N 1 к нему в части п. 29 район Ленинский, павильон Rust по адресу: г. Оренбург, пр. Гагарина, д. 44/2, основанное по рекомендациях межведомственной комиссии (Протокол от 29.04.2021 N 27) по рассмотрению вопросов, связанных с демонтажем незаконно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования "город Оренбург" обоснованно признаны судами незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворены заявленные требования предпринимателя.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, не опровергают выводы судов о доказанности предпринимателем исковых требований, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов. Несогласие с оценкой доказательств по делу не может служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки установленных обстоятельств не наделен, кроме того суд кассационной инстанции не вправе устанавливать новые факты и правоотношения.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.03.2024 года по делу N А47-11318/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
Ю.В. Скромова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконными уведомление и распоряжение о демонтаже нестационарного торгового павильона, установив, что они нарушают права предпринимателя. Суд первой инстанции и апелляционный суд подтвердили, что демонтаж в административном порядке противоречит нормам права и интересам заявителя, поскольку отсутствовали правовые основания для размещения объекта. Кассационная жалоба администрации оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2024 г. N Ф09-4866/24 по делу N А47-11318/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2025 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2572/2025
12.08.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4866/2024
29.05.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5782/2024
07.03.2024 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11318/2021