Екатеринбург |
|
14 августа 2024 г. |
Дело N А07-30348/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Беляевой Н.Г., Скромовой Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, общества с ограниченной ответственностью "НерудГидроМех" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2023 по делу N А07-30348/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "НерудГидроМех" (далее - заявитель, общество "НерудГидроМех") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство) об отказе в удовлетворении заявки от 11.08.2022 N 213 на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р. Уфы с 49,0 км. по 62,7 км, на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, включенном в Перечень N 79 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный приказом Министерства от 01.07.2022 N 816п, о признании письма заместителя Министра Гарифуллина И.В. от 13.09.2022 N М09-08-13180/исх об отказе в удовлетворении заявки от 11.08.2022 N 213 не соответствующим закону, в том числе подпункту 4 абзаца третьего статьи 15 и абзацу первому статьи 18 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", а также преамбуле и пункту 2 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан", об обязании Министерства принять заявку от 11.08.2022 N 213, организовать проведение аукциона на получение права пользования песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, для разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) в соответствии с пунктом 2.7 "Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан", утвержденного приказом Министерства от 15.10.2019 N 994п, о не применении подпункта 12 пункта 2.1 "Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан", утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N 994п, отмененного Приказом Министерства N 1192п от 02.11.2022 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Росморречфлот Бельского района водных путей и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Камского бассейна внутренних водных путей", общество с ограниченной ответственностью "Аврора-Логистик".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.12.2023 заявленные обществом "НерудГидроМех" требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан об отказе в удовлетворении заявки общества с ограниченной ответственностью "НерудГидроМех" от 11.08.2022 г. N 213 на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, включенном в Перечень N 79 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный приказом Минэкологии РБ от 01.07.2022 N 816 п. Признано незаконным письмо заместителя Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Гарифуллина И.В. от 13.09.2022 N М09-08-13180/исх об отказе в удовлетворении заявки от 11.08.2022 г. N213, в том числе в силу несоответствия подпункту 4) абзаца третьего статьи 15 и абзацу первому статьи 18 Закона РФ от 21.02.1992 г. N2395-1 "О недрах", а также преамбуле и пункту 2 статьи 11 Закона Республики Башкортостан от 23.12.2004 г. N144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан". На Министерство возложена обязанность принять заявку общества с ограниченной ответственностью "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N213, организовать проведение аукциона на получение права пользования песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км. по 62,7 км., на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, для разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) в соответствии с пунктом 2.7 "Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан", утвержденного Приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 г. N 994п.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 решение суда первой инстанции изменено в части способа восстановления нарушенного права заявителя. Абзацы 4 и 5 резолютивной части решения изложены в следующей редакции: "Обязать Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан восстановить права общества с ограниченной ответственностью "НерудГидроМех" посредством организации новой процедуры рассмотрения заявок на предоставление права пользования спорным участком недр для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств в Порядке, утвержденном Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15.10.2019 N 994п". В остальной части решение Арбитражного суда Республики от 13.12.2023 по делу N А07-30348/2022 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Министерством в кассационной жалобе приведены доводы о том, что заявленные требования удовлетворены ошибочно, судами при рассмотрении спора не учтено, что в ходе рассмотрения заявок комиссией принято во внимание мнение Бельского РВПС как члена комиссии о невозможности согласования использования запрашиваемого участка для геологического изучения в целях сохранения благоприятной окружающей среды, с учетом наличия действующих лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых, необходимости обеспечения расстояния между карьерами не менее 4 км, во избежание посадки уровня воды и дна, изменения дна и берегов, заиления, сбоя функционирования водозаборов и нефтепроводов и их повреждения. Полагает, что с учетом данного мнения и отсутствия согласования оспариваемое решение об отказе в приеме и удовлетворении заявки является правомерным.
Общество "НерудГидроМех" также обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции изменить в части определения способа восстановления нарушенного права.
В кассационной жалобе общество указывает на то, что суд апелляционной инстанции посчитал невозможным обязание Министерства организовать проведение аукциона в соответствии с пунктом 2.7. Порядка, с учетом этого при избрании нового способа восстановления нарушенных прав следовало руководствоваться пунктом 2.6. Порядка, согласно которому в случае регистрации одной заявки Министерство по итогам её рассмотрения принимает решение об удовлетворении заявки и предоставлении права пользования участком недр или отказе, обязать Министерство принять решение об удовлетворении заявки общества "НерудГидроМех" о предоставлении участка недр для геологического изучения.
В отзыве на кассационную жалобу общество "НерудГидроМех" просит в удовлетворении кассационной жалобы Министерства отказать.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на официальном сайте Министерства https://cology.bashkortostaN .ru опубликован приказ от 01.07.2022 N 816п "Об утверждении Перечня N76 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр на территории Республики Башкортостан".
Обществом "НерудГидроМех" подана заявка от 11.08.2022 N 213 на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси на участке недр "Русловой", расположенном в русле р.Уфы с 49,0 км по 62,9 км, на карте реки Уфа от Павловского гидроузла до устья, включенного в Перечень N76 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, утвержденный приказом от 01.07.2022 N816п.
Первый заместитель министра в письме от 13.09.2022 г. N М09-08-13180/исх указал, что в удовлетворении заявки общества "НерудГидроМех" от 11.08.2022 N 213 отказано в связи с предоставлением документов не в полном объеме, отсутствием согласия собственника земельного участка на предоставление земельного участка для целей недропользования, предусмотренного подпунктом 12 пункта 2.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения общераспространенных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Минэкологии РБ от 15.10.2019 N994п (далее по тексту - Порядок), а также в связи с существенным изменением русловых условий реки Уфа.
Общество "НерудГидроМех", полагая что отказ Министерства не соответствует закону, нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о незаконности оспариваемого решения, об отсутствии необходимости представления согласия собственника земельного участка при подаче заявки на использование недр местного значения в целях геологического изучения (поиска и оценки) общераспространенных полезных ископаемых. Определяя способ восстановления нарушенного права, суд возложил на Министерство обязанность принять заявку общества, организовать проведение аукциона на получение права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
Судом апелляционной инстанции решение изменено в части способа восстановления нарушенного права заявителя, при этом суд возложил на Министерство обязанность восстановить права общества посредством организации новой процедуры рассмотрения заявок на предоставление права пользования участком недр для геологического изучения в Порядке, утвержденном Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15.10.2019 N 994п.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения в сфере недропользования регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Статьей 6 Закона о недрах определены виды пользования недрами, недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I - V классов опасности (объектов захоронения отходов);
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Также недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Недра также могут предоставляться в пользование одновременно для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых и для разведки и добычи таких полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Республики Башкортостан установлен Законом Республики Башкортостан от 23.12.2004 N 144-з "О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан" (далее - Закон N 144-з), в соответствии с пунктом 1 статьи 4 которого право пользования участком недр местного значения предоставляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Главой 2 Закона N 144-з определен порядок получения права пользования участками недр местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 144-з принятие решения о проведении аукциона на право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр, включенных в перечень участков недр местного значения, осуществляется республиканским органом исполнительной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 11 Закона N 144-з заявка на получение права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (для включения в перечень участков недр местного значения) должна содержать, в том числе согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан.
Согласно статье 12 Закона N 144-з одним из оснований для отказа в приемке заявки на получение права пользования участками недр местного значения является то, что заявка на получение права пользования участками недр местного значения подана с нарушением установленных требований.
По настоящему делу судами установлено, что на официальном сайте Министерства https://cology.bashkortostaN .ru опубликован приказ от 01.07.2022 N 816п "Об утверждении Перечня N76 ГИН объектов, предлагаемых для предоставления в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр на территории Республики Башкортостан", то есть соответствующий перечень участков недр местного значения утвержден.
Проанализировав указанные положения части 2 статьи 11 Закона N 144-з, суды пришли к обоснованным выводам о том, что к заявке на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения, в том числе поиска и оценки общераспространенных полезных ископаемых, приложение согласия собственника соответствующего земельного участка обязательным не являлось.
Доводы Министерства об обратном судами рассмотрены, им дана верная оценка как необоснованным с учетом утверждения перечня участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр на территории Республики Башкортостан приказом от 01.07.2022 N 816п.
Ссылки Министерства на подпункт 12 пункта 2.1 Порядка N 994п, согласно которому для получения права пользования участком недр, включенным в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявитель должен подать в Минэкологии РБ следующие документы и сведения, в том числе согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для целей недропользования, оформленное в порядке и сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан, судами правомерно отклонены с учетом несоответствия указанного подпункта части 2 статьи 11 Закона N 144-з, имеющего большую силу, а также признания недействующим вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции.
Оснований для несогласия с указанными выводами судов суд округа не имеет.
Доводы Министерства о том, что в ходе рассмотрения заявок комиссией принято во внимание мнение Бельского РВПС как члена комиссии о невозможности согласования использования запрашиваемого участка для геологического изучения в целях сохранения благоприятной окружающей среды, с учетом наличия действующих лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых, необходимости обеспечения расстояния между карьерами не менее 4 км, во избежание посадки уровня воды и дна, изменения дня и берегов, заиления, сбоя функционирования водозаборов и нефтепроводов и их повреждения, и с учетом данного мнения и отсутствия согласования оспариваемое решение об отказе в приеме и удовлетворении заявки является правомерным, судом апелляционной инстанции также рассмотрены и признаны несостоятельными. При этом апелляционный суд правомерно указал в обжалуемом постановлении на то, что доказательств наличия установленных законодательством Российской Федерации либо нормативными актами Республики Башкортостан запретов на геологическое изучение спорного участка недр материалы дела не содержат. Вопреки мнению заявителя жалобы невозможность согласования использования запрашиваемого участка для геологического изучения в целях сохранения благоприятной окружающей среды, с учетом наличия действующих лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых, необходимости обеспечения расстояния между карьерами не менее 4 км, во избежание посадки уровня воды и дна, изменения дня и берегов, заиления, сбоя функционирования водозаборов и нефтепроводов и их повреждения в ходе судебного разбирательства не подтверждена.
С учетом этого оспариваемое решение Министерства правомерно признано судами не соответствующим закону, нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с п.4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны в том числе содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу п. 3 ч. 4, п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ признание оспоренного ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) незаконными возлагает на государственные органы обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно протоколу вскрытия заявок на получение права пользования участком недр "Русловой" от 16.08.2021 N 19 в адрес Министерства поступили две заявки от ООО "БССЛогистик" (с 16.03.2023, согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО "АврораЛогистик") и ООО "НерудГидроМех"; согласно протоколу рассмотрения заявок на получение права пользования участком недр "Русловой" от 12.09.2022 N 19/1 ООО "БСС-Логистик" и ООО "НерудГидроМех" отказано в удовлетворении заявок в связи с отсутствием согласования со стороны БРВПС.
Приняв во внимание, что по смыслу п. 2.7 Порядка 994п аукцион на право пользования участком недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии) проводится в случае поступления двух и более заявок, которые не были отклонены от рассмотрения, в то время как в настоящем случае заявки были отклонены по причине непредставления согласия собственника участка, апелляционный суд пришел к верным выводам о том, что права общества "НерудГидроМех" подлежат восстановлению посредством организации новой процедуры рассмотрения заявок на предоставление права пользования спорным участком недр для геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств в Порядке, утвержденном Приказом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 15.10.2019 N 994п.
Доводы общества о том, что в данном случае восстановление его прав должно быть осуществлено путем обязания Министерства принять решение об удовлетворении заявки общества "НерудГидроМех" о предоставлении участка недр для геологического изучения судом кассационной инстанции рассмотрены и отклонены как ошибочные.
Иная оценка заявителей кассационных жалоб обстоятельств дела и иное толкование ими норм права не являются поводом к пересмотру судебных актов в порядке кассационного производства судом округа.
Изложенные в кассационных жалобах доводы с учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств выводы апелляционного суда не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса, и не может быть положено в основание отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Апелляционный суд, устраняя нарушения, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил к ним нормы права, содержащиеся в обжалуемом акте выводы, подробно мотивированы, основаны на повторно исследованных названным судом доказательствах, в пределах предоставленных ему процессуальных полномочий, и переоценке судом округа не подлежат (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса).
С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2024 по делу N А07-30348/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным решение о отказе в удовлетворении заявки на получение права пользования участком песчано-гравийной смеси, установив, что отсутствие согласия собственника земельного участка не является основанием для отказа. Министерству предписано организовать новую процедуру рассмотрения заявок на предоставление права пользования спорным участком недр для геологического изучения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2024 г. N Ф09-3307/24 по делу N А07-30348/2022