Екатеринбург |
|
15 августа 2024 г. |
Дело N А76-41092/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н. С.,
судей Перемышлева И.В., Селивёрстовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания, проводимого в режиме веб-конференции, помощником судьи Головач Т.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" (далее - общество "ЖилКом", ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.11.2023 по делу N А76-41092/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "ЖилКом" - Шестакова О.С. (доверенность от 29.02.2024).
Акционерное общество "ЭнСер" (далее - общество "ЭнСер", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу "ЖилКом" о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию на общедомовые нужды (ОДН) за период с 01.09.2022 по 30.09.2022 в сумме 83 821 руб. 81 коп. (с учетом уточнений, принятых в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 29.11.2023 исковые требования удовлетворены:
с ответчика в пользу истца взысканы основной долг в сумме 83 821 руб. 81 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3353 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 принят отказ общества "ЭнСер" от иска в части взыскания 7527 руб. 68 коп. Решение суда от 29.11.2023 в указанной части отменено, производство по делу в данной части прекращено. Исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взысканы основной долг в сумме 18 133 руб. 06 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3202 руб. 45 коп.
Общество "ЖилКом" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Ответчик полагает, что произведенный истцом расчет поставленного коммунального ресурса является неверным, в связи с чем необоснованно принят судом апелляционной инстанции. Заявитель жалобы отмечает, что истцом не исполнено определение суда апелляционной инстанции о представлении подробного расчета исковых требований, запрашиваемая обществом "ЖилКом" информация и документы, подтверждающие правильность выполненных истцом расчетов, также не представлены, в связи с чем ответчик опроверг правильность расчетов истца по имеющимся у него данным.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, между обществом "ЭнСер" (продавец) и обществом "ЖилКом" (покупатель) заключен договор приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (МКД), от 01.01.2017 N 9653-ЭС (далее - договор от 01.01.2017 N 9653-ЭС), по условиям которого продавец обязуется осуществлять продажу покупателю коммунального ресурса (горячая вода) для целей предоставления собственникам и пользователям помещений МКД горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества МКД, а покупатель обязуется оплачивать коммунальный ресурс на условиях договора.
Согласно пункту 5.1 договора определение фактического объема коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД, осуществляется на основании данных, полученных с использованием коллективного (общедомового) прибора учета с учетом пунктов 4.2, 4.3 приложения N 1 договора.
Стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 6.1 договора).
Оплата за потребленный коммунальный ресурс производится покупателем платежными поручениями до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 6.5 договора).
В материалах дела имеется протокол разногласий к указанному договору, подписанный только со стороны общества "ЖилКом".
В период с 01.09.2022 по 30.09.2022 истец оказал ответчику услуги по поставке коммунального ресурса на ОДН ГВС (тепловая энергия, теплоноситель).
Для оплаты выставлены счет-фактура от 30.09.2022 N 007356-000844, корректировочный счет-фактура от 30.06.2023 N 5912-9653-ЭС.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 11.10.2022 N 0000008599 с требованием об уплате задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для предъявления иска в суд.
По уточненному расчету истца у ответчика за период с 01.09.2022 по 30.09.2022 возникла задолженность по договору в сумме 83 821 руб. 81 коп.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что обязательство по оплате поставленного коммунального ресурса ответчиком исполнено не было, что привело к образованию задолженности в сумме 83 821 руб. 81 коп.
В суде апелляционной инстанции истец частично отказался от иска на сумму 7527 руб. 68 коп. с учетом корректировочного счета-фактуры от 31.10.2023, поддержав общую сумму исковых требований на 76 294 руб. 13 коп.
Суд апелляционной инстанции в связи с принятием заявленного истцом отказа от части исковых требований отменил решение суда и прекратил производство по делу в части взыскания 7527 руб. 68 коп.
В остальной части суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности в сумме 18 133 руб. 06 коп.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
На основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку в рассматриваемом случае энергоресурс поставлялся истцом на объекты, находящиеся в управлении ответчика, в целях оказания коммунальных услуг гражданам, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В пункте 1, подпункте "а" пункта 9 Правил N 354, Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), установлено, что потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
Из содержания статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 названного Кодекса, является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям признается выполнением обязательств собственников и нанимателей жилых помещений по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей компанией. Иное толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей компании, не заключая договор с ресурсоснабжающими организациями, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным жилым домом.
Как указал суд апелляционной инстанции, независимо от наличия или отсутствия договора между истцом и ответчиком у последнего возникла соответствующая обязанность по предоставлению коммунальной услуги (в материалах дела имеется протокол разногласий к договору, подписанный только со стороны ответчика, сведений о подписании ресурсоснабжающей организацией указанного протокола разногласий или о наличии подписанного сторонами протокола согласования разногласий в деле не имеется).
В абзаце первом пункта 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель (абзац четвертый пункта 44 Правил N 354).
В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым данного пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (абзац пятый пункта 44 Правил N 354).
Как установлено подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124, при наличии оснований, определенных данным пунктом, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354. В случае если величина Vпотр превышает величину Vодпу или равна ей, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц) принимаются равными 0. При этом величина, на которую Vпотр превышает Vодпу, уменьшает объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем за расчетным периодом расчетном периоде (следующих расчетных периодах). При этом объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах), определяемый в соответствии с настоящим подпунктом или подпунктом "б" настоящего пункта, уменьшается на величину, на которую Vпотр превышает Vодпу в текущем периоде:
б) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле: Vд = Vодн 1, где: Vодн 1 - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом и оказывающего коммунальные услуги, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг путем наиболее грамотного управления жилым фондом, что является основой хозяйственной деятельности таких организаций.
Требования об оплате коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, в объеме, превышающем объем, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354, заявленные к управляющей организации, соответствуют пункту 44 Правил N 354.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, в том числе договор от 01.01.2017 N 9653-ЭС, счет-фактуру, корректировочные счета-фактуры, детальную ведомость начислений по всем МКД, ведомости учета параметров потребления тепла и горячей воды, перечень нежилых помещений в разрезе МКД с указанием абонента и начисленного объема ГВС за спорный период, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Признавая расчет истца обоснованным, суд апелляционной инстанции отметил, что объем поставленного на ОДН коммунального ресурса определен истцом как разница между показаниями общедомовых приборов учета и суммой объемов компонента тепловой энергии в целях горячего водоснабжения, учтенных индивидуальными приборами учета (в жилых и нежилых помещениях), а при отсутствии показаний индивидуальных приборов учета - по среднемесячным объемам потребления (при наличии индивидуальных приборов учета и непредставлении показаний приборов учета, или нормативам потребления коммунальной услуги (в отсутствие индивидуальных приборов учета)) в соответствии с Правилами N 354.
Как указал суд апелляционной инстанции, истец произвел расчет и начисление платы по каждому дому отдельно, об этом свидетельствует расчет исковых требований, а также счет-фактура, корректировочные счета-фактуры за спорный период, в которых раздельно указаны размер обязательств по оплате в отношении каждого многоквартирного дома. Объем коммунального ресурса, поставленного собственникам жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме, произведен на основании показаний, предоставленных самими собственниками, а в случае их непредоставления в течение трех месяцев - по среднемесячному потреблению, а затем - по нормативу потребления.
Выполненный истцом расчет задолженности проверен судом и признан арифметически и методологически верным.
Между тем при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ответчик обратил внимание суда, что в период рассмотрения сторонами было выявлено нарушение в расчетах по среднемесячным показаниям за предыдущие периоды, с которыми истец согласился и выставил корректировочные счета, в связи с чем исковые требования были уточнены, а также заявлен отказ от исковых требований в части взыскания 7527 руб. 68 коп. с приложением корректировочного счета-фактуры за сентябрь 2022 года от 31.10.2023 N 8862-9653-ЭС к счету-фактуре от 30.09.2022.
Рассмотрев заявление общества "ЭнСер" о частичном отказе от иска, суд апелляционной инстанции удовлетворил его в силу части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекратив производство по делу в данной части на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сумма поддерживаемых истцом исковых требований о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию на ОДН за период с 01.09.2022 по 30.09.2022 составила 76 294 руб. 13 коп.
При этом суд апелляционной инстанции также счел возможным учесть произведенную ответчиком на стадии апелляционного обжалования оплату по платежному поручению от 05.04.2024 N 501 на сумму 58 161 руб. 07 коп., в связи с чем удовлетворил исковые требования за спорный период - сентябрь 2022 года частично в сумме 18 133 руб. 06 коп.
Возражая против расчета истца и удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на то, что определение объема коммунального ресурса на содержание общего имущества необходимо осуществлять по нормативам потребления коммунального ресурса с учетом площади мест общего пользования.
Как отмечал отметчик, ввиду особенностей открытой системы (ГВС), в соответствии с которой отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети, показания ОДПУ тепловой энергии не должны учитываться в расчетах за горячую воду, поскольку применение показаний ОДПУ тепловой энергии при наличии императивного порядка определения объема тепловой энергии (по нормативу расхода на подогрев), израсходованного при приготовлении горячей воды, возлагает на абонента дополнительные обязанности по оплате коммунальных ресурсов. В связи с изложенным ответчик полагал, что ресурсоснабжающей организацией должен применяться следующий порядок расчетов: расчет размера платы за ГВС, предоставленного на ОДН, с применением двухкомпонентного тарифа производить по формулам N 12 и 24 (формула N 12 рассчитывает объем горячей воды, а формула N 24 - сумму к оплате); по МКД, в которых не установлены ОДПУ на горячее водоснабжение, расчет размера платы за горячее водоснабжение производить по нормативу потребления с учетом площадей мест общего пользования.
Представленный контррасчет ответчика исследован, однако не принят судом апелляционной инстанции ввиду отсутствия его документального подтверждения, в том числе первичной документации, подтверждающей указанные в контррасчете сведения о потреблении коммунального ресурса по каждому МКД за спорный период.
Как указал суд апелляционной иснтанции, расчет платы на ОДН ГВС (компонент на теплоноситель и тепловую энергию) по МКД за сентябрь 2022 года произведен истцом в соответствии с подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124.
Согласно расчету истца объем коммунального ресурса (теплоэнергия), выставленного ответчику по МКД: ул. 8 Марта, д. 5, 12, 30, 35, 39, 41, 49, 110, 124, 126, 130, 134, 136, 138, 148, 150, 157, 181, 195; ул. Автозаводцев, д. 6, 10, 16, 18, 20, 22, 23, 38, 42, 44, 48; ул. Академика Павлова, д. 5, 13, 19, 19, 29, 32;
ул. Инструментальщиков, д. 3; б-р Карпова, д. 2А; ул. Лихачева, д. 16, 23; б-р Мира, д. 3, 7; ул. Орловская, д, 1; ул. Предзаводская, д. 3, 5, 7; ул. Степана Разина, д. 10, 14А, 29; ул. Физкультурников, д. 6, 10; ул. Школьная, д. 104, 106, составил 29,25 Гкал. Объем коммунального ресурса (теплоноситель), выставленный ответчику по данным домам, составил 462,24 куб. м.
Судом апелляционной инстанции рассмотрен и признан несостоятельным довод ответчика о том, что в своих расчетах истец принимал во внимание показания приборов учета с истекшим сроком проверки либо при отсутствии документов (актов) на узлы учета тепловой энергии, в том числе по МКД: ул. 8 Июля, д. 12, 49,43; ул. 8 Марта, д. 134, 148, 150, 151, 173, 181; ул. Автозаводцев, д. 20, 38, 42, 48; ул. Академика Павлова, д. 5, 29; ул. Инструментальщиков, д. 3, 5А; ул. Колесова, д. 1; ул. Лихачева, д. 16; ул. Предзаводская, д. 7; ул. Степана Разина, д. 5, 5А, 7, 14А; ул. Романенко, д. 8, поскольку данный факт опровергается представленными в материалы дела первичными документами, а также актами ввода/допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии (с учетом ГВС), актами проверок узлов учета тепловой энергии по вышеперечисленным МКД.
Судом апелляционной инстанции учтено, что из представленных актов ввода в эксплуатацию, подписанных потребителями, следует, что до вступления в законную силу Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034), узлы учета в МКД были допущены в эксплуатацию в порядке, установленном действующим на момент их введения в эксплуатацию законодательством, а именно в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными приказом Минтопэнерго России от 12.09.1995.
Учитывая положения подпункта "в" пункта 21(1), подпункта в(1) пункта 21 Правил N 124, постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21.06.2018 N 34/4, которым установлен норматив коммунальной услуги по горячему водоснабжению без полотенцесушителей - 0,06015 Гкал на 1 куб. м, с полотенцесушителями - 0,6928 Гкал на 1 куб. м, суд отметил, что истцом произведено начисление за сентябрь 2022 года на ОДН по МКД, расположенным по адресам:
ул. Автозаводцев, д. 12, 14, 24, 26, 28, 32; ул. Физкультурников, д. 2, 12, объем коммунального ресурса (теплоэнергия), выставленный ответчику по вышеперечисленным домам, составил 5,86 Гкал. Объем коммунального ресурса (теплоноситель, куб. м), выставленный ответчику по вышеперечисленным домам, составил 97,42 куб. м.
Ссылка ответчика на отсутствие документов на узлы учета тепловой энергии по МКД по ул. Автозаводцев д. 12, 14, 24, 26, 28, 32; Физкультурников, д. 2, 12 отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку спорные МКД не оборудованы ОДПУ, расчет задолженности по указанным МКД истцом произведен по нормативу.
Как указал суд, согласно подпункту "ж" пункта 22 Правил N 124 истцом произведено начисление за сентябрь 2022 года по МКД, расположенному по адресу: г. Миасс, ул. Романенко, д. 26, ГВС на ОДН (компонент на тепловую энергию) за сентябрь 2022 года составил 51,73 Гкал (29,25 +5,86 +16,62), ГВС на ОДН (компонент на теплоноситель) составил 836,04 куб. м (462,24 + 97,42+276,38).
При этом объем поставленного на общедомовые нужды коммунального ресурса определен как разница между показаниями общедомовых приборов учета и суммой объемов компонента тепловой энергии в целях ГВС, учтенных индивидуальными приборами учета (в жилых и нежилых помещениях), а при отсутствии показаний индивидуальных приборов учета - по среднемесячным объемам потребления (при наличии индивидуальных приборов учета и непредставлении показаний приборов учета, или нормативам потреблений коммунальной услуги (в отсутствие индивидуальных приборов учета) в соответствии с Правилами N 354.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 21 Правил N 124 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии производится по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса потребителем в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, но не более 3 месяцев, а в дальнейшем по нормативу в соответствии с пунктом 60 Правил N 354.
Истец производит расчет и начисление платы по каждому дому отдельно на основании показаний, предоставленных самими собственниками, а в случае их непредоставления в течение трех месяцев - по среднемесячному потреблению, а затем - по нормативу потребления.
Возражая против заявленных требований, ответчик не оспаривает факт оказания в спорный период ему услуг ГВС, приобретаемых им для целей предоставления собственникам и пользователям помещений МКД горячей воды, потребляемой при содержании общего имущества МКД.
Довод заявителя жалобы о том, что расчет по среднемесячным показаниям по адресам: г. Миасс, ул. 8 Марта д. 134, 148; ул. Лихачева, д. 16; ул. 8 Июля, д. 12, 39, 49; пр. Автозаводцев, д. 20, 38; ул. Академика Павлова, д. 5, ул. Степана Разина, д. 29; Предзаводская, д. 7, произведен по одним домам по показаниям за 12 месяцев, по другим - по показаниям за 10 месяцев, признан судом апелляционной инстанции необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 59(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Из содержания постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" следует, что при выходе из строя коллективного (общедомового) прибора учета плата за коммунальную услугу - отопление в течение не более 3 расчетных периодов подряд определяется из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период его штатной работы.
В письме Минстроя России от 02.09.2016 N в разделе 2 "По вопросу порядка оплаты коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, предоставляемых по договору ресурсоснабжения, заключенному ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальных услуг" указано, что порядок определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых по договору ресурсоснабжения в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению определяется: в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета коммунального ресурса, в жилом доме, оборудованном индивидуальным прибором учета коммунального ресурса, исходя из показаний таких приборов учета (подпункты "а" и "б" пункта 21 Правил N 124) в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилом доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии, а также при выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации общедомового (индивидуального в жилом доме) прибора учета по расчетной формуле, приведенной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению или среднемесячных объемов тепловой энергии, определенных в порядке и в случаях, указанных в пункте 59.1 Правил N 354.
Таким образом, при выходе ОДПУ из строя объем поставленной (потребленной) теплоэнергии для отопления определяется исходя из среднемесячных показаний периода штатной работы в течение трех периодов подряд, а только с четвертого периода - по нормативу.
Использование в расчетный период среднемесячного фактического объема потребленных ресурсов, зафиксированного приборами учета за прошедший период их штатной работы, соответствует нормам части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как определенные данным способом объемы коммунальных ресурсов основаны именно на показаниях средств измерения, которыми являются приборы учета.
При этом применение нормативов предусмотрено только в случае отсутствия приборов учета как таковых, так как иных исходных фактических данных нет.
Таким образом, законодатель установил временной период применения среднемесячных показаний не более 3 расчетных периодов подряд с момента выхода прибора учета из строя, который предоставлен собственнику приборов учета для восстановления их работоспособности.
Методика расчета с использованием среднемесячных фактических показаний штатной работы ОДПУ, предусмотренная законодательством, создает условия для наиболее точного, максимально приближенного к фактическому потреблению, расчету потребленных ресурсов. Нормативный метод расчета является самым приблизительным и применимым при невозможности использования иных, более точных методов.
Произведенный истцом расчет по МКД по адресу: г. Миасс, ул. 8 Марта, д. 134, 148; ул. Лихачева, д. 16; ул. 8 Июля, д. 12, 39, 49; пр. Автозаводцев, д. 20, 38; ул. Академика Павлова, д. 5; ул. Степана Разина, д. 29; Предзаводская, д. 7, произведен с применением среднемесячных показаний штатной работы ОДПУ, признан судом апелляционной инстанции соответствующим Правилам N 354.
Ответчик не опроверг расчеты истца и документально не подтвердил данные какого-либо другого расчета (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя жалобы об отсутствии доказательств рассчитанного объема коммунального ресурса отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку истцом в материалы дела представлен развернутый расчет по всем МКД за сентябрь 2022 год, детальная ведомость начислений по всем МКД, ведомости учета параметров потребления тепла и горячей воды, перечень нежилых помещений в разрезе МКД с указанием абонента и начисленного объема ГВС за спорный период.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что ответчик является профессиональным участником правоотношений рынка управления многоквартирными домами, который в силу осуществляемой им деятельности в период управления многоквартирными домами организует и обеспечивает ежемесячное снятие показаний с общедомовых приборов учета, учитывающих потребление коммунальных ресурсов, поставляемых ресурсоснабжающими организациями в точку учета коммунального ресурса, а также получение показаний приборов учета, установленных в помещениях, принадлежащих собственникам, учитывающих потребленные ими коммунальные услуги. Поскольку ответчик является управляющей организацией по отношению к многоквартирным домам, в силу статуса и возложенных на него законом обязанностей при надлежащем исполнении функций управления многоквартирными домами он должен располагать показаниями общедомовых и индивидуальных приборов учета коммунального ресурса (ГВС) в МКД.
Кроме того, как отметил суд, согласно пунктам 4.3.3, 5.3 договора от 01.01.2017 N 9653-ЭС ответчик обязался ежемесячно в срок с 23 до 25 числа расчетного месяца направлять продавцу данные о показаниях общедомовых приборов учета потребления коммунального ресурса, установленных в МКД (приложение N 2 к договору), и иную информацию, используемую для определения поставленного объема коммунального ресурса за расчетный период, а также ежемесячно производить снятие показаний приборов учета в период с 23 по 25 числа текущего месяца, результаты снятия показаний приборов учета оформлять ведомостью показаний ОПУ тепловой энергии по форме (приложение N 2 к договору), ведомость показаний ОПУ тепловой энергии передавать продавцу в срок до 12 часов 25 числа текущего месяца на бумажном носителе за подписью уполномоченного лица ответчика нарочно либо иными средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование их получения продавцом.
Ответчик также ссылался на то, в спорных МКД система теплоснабжения является открытой, то есть горячее водоснабжение осуществляется путем отбора (водоразбора) горячей воды из системы отопления.
Ответчик отмечал, что эксплуатация открытой системы теплоснабжения (ГВС) влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу. Однако не во всех спорных МКД истцом организован отдельный учет массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор ГВС (в т.ч. расходомер), в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя.
В большей части спорных МКД установлены общедомовые приборы учета (ОДПУ) всей тепловой энергии (теплоносителя), проходящего через все системы внутри дома, отдельно ОДПУ (расходомеры) учета горячей воды в системе горячего водоснабжения не установлены. В некоторых МКД общество "ЭнСер" начало устанавливать дополнительно к ОДПУ тепловой энергии ОДПУ (расходомеры) горячей воды в системе горячего водоснабжения дома. Затем работы по установке отдельных ОДПУ на ГВС в целях приведения учета теплоносителя на ГВС в соответствие требованиям действующего законодательства общество "ЭнСер" прекратило.
Соответственно, в большей части МКД теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения поступает из системы отопления в систему ГВС уже после установленных ОДПУ тепловой энергии (отопления), а значит, ОДПУ тепловой энергии учитывается и измеряется весь объем теплоносителя, прошедшего по системам ГВС и отопления.
Таким образом, истцом применяется косвенный метод измерения водоразбора на ГВС, т.е. схема учета тепловой энергии, при которой величина водоразбора из системы теплоснабжения ГВС определяется как разность показаний счетчиков теплоносителя, установленных в подающем и обратном трубопроводах отопления.
По мнению ответчика, сам по себе узел учета тепловой энергии как не учитывающий потребление (отбор) теплоносителя из сети отопления в местах общего пользования или потенциальной его утечки из внутридомовых сетей не может признаваться общедомовым прибором учета ГВС в том смысле, который придается этому понятию в пункте 2 Правил N 354.
Заявитель жалобы также указывал, что определение объема теплоносителя путем определения разницы исключительно между объемами теплоносителя, поступившими в МКД по общему подающему трубопроводу тепловой энергии (теплоносителя) и возвращенными в общий обратный трубопровод, без использования в расчетах сведений о массе (объеме) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения, не основано на законе.
Дополнительно ответчиком отмечено, что истцом применяется различный подход к определению объемов подлежащего оплате коммунального ресурса в МКД, где установлены ОДПУ ГВС, и в МКД, где такие приборы учета не установлены.
Так, с целью организации определения объема теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения в вышеперечисленных МКД, и приведения в соответствие требованиям пункта 100 Правил N 1034 узла учета тепловой энергии истцом дополнительно к общим расходомерам 1 и 2 на вводе в МКД и выходе (на схеме отмечены как расходомер 1 и расходомер 2) на системе водозабора горячего водоснабжения установлены расходомеры ГВС (на схеме отмечены как расходомер 3 и расходомер 4).
Ответчик же производит расчет объема коммунального ресурса ГВС на содержание общего имущества исходя из показаний, установленных им же на системе горячего водоснабжения общедомовых приборов учета горячей воды (расходомеров).
Кроме того, ответчик обращал внимание на то, что расчет истца не подтвержден первичными документами на ОДПУ, установленных/не установленных в спорных МКД, которыми являются акты ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, акты периодической поверки узлов учета информации о наличии либо отсутствии в узлах учета ОДПУ ГВС (расходомеров ГВС).
Отклоняя указанные доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец при начислении объема коммунального ресурса руководствуется императивными нормами действующего законодательства.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В целях урегулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (вступило в силу 28.02.2015) внесены изменения в Правила N 354 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В силу пункта 42 Правил N 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета и только при их отсутствии допускающей применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Как указал суд, постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21.12.2017 N 68/1 установлен норматив - количество тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на нагрев 1 куб. м воды, равное 0,06928 Гкал и 0,06015 Гкал, который применяется в расчетах при установлении тарифа на горячую воду.
При расчете стоимости горячего водоснабжения как между потребителем и исполнителем услуги по горячему водоснабжению, так и между исполнителем коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организацией используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев горячего водоснабжения.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома и независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом представлено нормативное обоснование и соответствующие доказательства, подтверждающие законность и обоснованность произведенных им начислений за поставленный коммунальный ресурс в адрес ответчика.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу N А76-41092/2022 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
И.В. Перемышлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил иск о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию на общедомовые нужды, установив, что ответчик не исполнил обязательства по оплате. Апелляционный суд частично отменил решение первой инстанции, признав расчет истца обоснованным, и взыскал меньшую сумму. Кассационная жалоба ответчика отклонена, выводы судов первой и апелляционной инстанций признаны законными и обоснованными.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 августа 2024 г. N Ф09-4702/24 по делу N А76-41092/2022