Екатеринбург |
|
19 августа 2024 г. |
Дело N А47-2124/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Скромовой Ю.В., Гуляевой Е.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Милякова Дениса Вячеславовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.06.2023 по делу N А47-2124/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, принял участие представители:
Администрации города Оренбурга (далее - Администрация) - Песко И.А. (доверенность от 22.12.2023), Бичевник Е.В. (доверенность от 22.12.2023);
товарищества собственников недвижимости "Ростошинские пруды" (далее - товарищество "Ростошинские пруды") - Хабибуллина А.С. (доверенность от 08.02.2022),
Миляков Денис Вячеславович, лично (паспорт).
Администрация и товарищество "Ростошинские пруды" обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Чистые пруды" (далее - общество "Чистые пруды"), индивидуальному предпринимателю Негодуйко Марку Игоревичу и обществу с ограниченной ответственностью "Проектно-инжиниринговая компания" (далее - общество "ПИК"), в котором просят:
1) признать недействительными торги в форме публичного предложения по реализации имущества общества "Чистые пруды" по лоту N 1, оформленные протоколом N 10 от 13.05.2022;
2) признать недействительными договоры купли-продажи:
- от 13.05.2022 N 1, заключенный между обществом "Чистые пруды" и предпринимателем Негодуйко М.И. по результатам торгов;
- от 14.11.2022 N 11/22, заключенный между предпринимателем Негодуйко М.И. и ООО "Недвижен" (общество "ПИК"), в отношении следующего имущества:
- наружные сети водоснабжения, назначение объекта: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 23458 м, адрес: Оренбургская область, г. Оренбург, мкр. Ростошинские пруды, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:44:0201005 (кадастровый номер 56:44:0201005:2472);
- наружные сети канализации, назначение объекта: сооружения канализации, протяженность 19590 м, адрес: Оренбургская область, г. Оренбург, мкр. Ростошинские пруды, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:44:0201005 (кадастровый номер 56:44:0201005:2471);
- земельный участок с кадастровым номером 56:44:0201005:3264 (кадастровый номер по лоту N 1 - 56:44:0201005:3132) площадью 331 681 кв. м;
3) применить последствия недействительности торгов и договоров в виде обязания общества "ПИК" передать в собственность муниципального образования город Оренбург спорное имущество (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения требований).
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Прокуратура Оренбургской области, индивидуальный предприниматель Миляков Д.В.
Решением суда от 27.06.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Миляков Д.В. просит указанные судебные акты отменить в части, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что жалоба на действия конкурсного управляющего должна быть заявлена в рамках дела о банкротстве N А47-12391/21; суды обеих инстанций приняли решение о правах и обязанностях кредитора общества "Чистые пруды" Калмвкова А.В. заявитель жалобы также считает, что судом апелляционной инстанции неправильно применен Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", поскольку спорные сети водоснабжения и водоотведения никогда не находились в государственной и муниципальной собственности, доказательств обратного в материалах дела не имеется. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на то, что конкурсный управляющий реализовал имущество на торгах на основании Положения о порядке организации и проведения торгов по реализации имущества общества "Чистые пруды", утвержденного судом определением от 29.03.2022 в рамках дела о банкротстве. Данное определение суда вступило в законную силу, никем не обжаловано. Суды, признавая торги недействительными, по сути, вышли за пределы полномочий и поставили под сомнение законность определения суда, которым утвержден порядок проведения торгов.
От Прокуратуры Оренбургской области и Администрации поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых они с доводами заявителя кассационной жалобы не согласны, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2021 по делу N А47-12391/2021 общество "Чистые пруды" признано несостоятельным (банкротом), в отношении указанного лица открыта процедура банкротства - конкурсное производство; конкурсным управляющим общества утвержден Миляков Д.В.
В ходе инвентаризации имущества общества конкурсным управляющим Миляковым Д.В. выявлено следующее имущество:
- наружные сети водоснабжения, назначение объекта: 10. сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 23 458 м, кадастровый номер 56:44:0201005:2472;
- сети водоотведения, назначение объекта: 10.3. сооружения канализации, протяженностью 19 590 м, кадастровый номер 56:44:0201005:2471;
- земельный участок с кадастровым номером 56:44:0201005:3121, из которого впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером 56:44:0201005:3264, площадью 331 681 кв. м.
В целях реализации указанного имущества конкурсным управляющим разработан проект Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества общества, который был направлен для согласования конкурсному кредитору - Колмыкову А.В.
Конкурсным управляющим представлены отчеты от 25.01.2022 N 782/21 по определению рыночной стоимости земельного участка площадью 331 681 кв. м, от 25.01.2022 N 783/21 по определению рыночной стоимости сооружений - наружные сети водоснабжения, наружные сети канализации, согласно которым рыночная стоимость составляет:
- 274 246 000 руб. - в отношении земельного участка;
- 73 470 000 руб. - в отношении наружных сетей водоснабжения;
- 92 366 000 руб. - в отношении наружных сетей канализации.
Ссылаясь на то, что единственным кредитором представлен ответ на письмо конкурсного управляющего, в котором отражены возражения со ссылкой на то, что начальная цена имущества должна быть установлена больше и имущество должника необходимо реализовывать разными лотами, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве с заявлением о разрешении разногласий по вопросам утверждения начальной цены реализации имущества должника и относительно формирования его в лоты.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.03.2022 заявление конкурсного управляющего рассмотрено и удовлетворено, утверждено Положение о порядке организации и проведения торгов по реализации имущества общества "Чистые пруды" в редакции конкурсного управляющего; установлена начальная цена продажи имущества общества в размере 440 082 000 руб. (лот N 1).
В соответствии с пунктом 4 Положения реализация имущества проводится на торгах в электронной форме посредством публичного предложения.
По итогам реализации имущества между обществом "Чистые пруды" в лице конкурсного управляющего Милякова Д.В. (продавец) и Негодуйко М.И. (покупатель) подписан договор купли-продажи от 13.05.2022 N 1 в отношении всего спорного имущества, указанного выше.
В последующем Негодуйко М.И. (продавец) подписывает договор купли-продажи указанного имущества от 14.11.2022 N 11/22 с ООО "Недвижен".
Имущество передается по акту от 14.11.2022.
В ЕГРН 22.11.2022 вносятся записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0201005:3264 (запись N 56:44:0201005:3264-56/217/2022-5), на сети водоснабжения с кадастровым номером 56:44:0201005:2472 (запись N 56:44:0201005:2472-56/217/2022-5) и на сети водоотведения с кадастровым номером 56:44:0201005:2471 (запись N 56:44:0201005:2471-56/217/2022-5) за обществом "Недвижен" (т. 1, л.д. 21-22, 23-24, 27-28).
ООО "Недвижен" сменило свое наименование на общество "ПИК".
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2022 по делу N А47-12391/2021 по ходатайству конкурсного управляющего Милякова Д.В. конкурсное производство в отношении общества "Чистые пруды" завершено.
В ЕГРЮЛ 28.02.2023 внесена запись N 2235600044854 о прекращении деятельности общества "Чистые пруды" в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Постановлением старшего дознавателя ОД отдела полиции N 5 МУ МВД России "Оренбургское" от 03.04.2023, капитаном полиции Н.Н. Перемяшкиной возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 330 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Из постановления следует, что неустановленные лица из числа уполномоченных на принятие решений по распоряжению наружными сетями водоснабжения и канализации, расположенных на территории микрорайона в период времени с января по март 2023 года самовольно, вопреки установленному Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядку совершили действия, направленные на прекращение подачи коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению жителям микрорайона "Ростошинские пруды", чем поставили под угрозу их жизнь и здоровье.
Полагая, что спорное имущество относится к категории социально значимого, ссылаясь на реализацию имущества посредством публичного предложения, а не в форме конкурса, что является нарушением требований пункта 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве), далее - Закон о банкротстве), на отсутствие условий о необходимости содержания имущества в Положении о его реализации в рамках дела о банкротстве и в двух последовательно заключенных договорах купли-продажи, на отсутствие заключенного собственником имущества с органом местного самоуправления соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 статьи 132 Закона о банкротстве, с настоящими исками в рамках текущего дела обратились ТСН "Ростошинские пруды" и администрация.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сооружения с кадастровыми номерами 56:44:0201005:2472 и 56:44:0201005:2471 представляют собой объекты коммунального хозяйства, предназначенные для обеспечения водоснабжения и водоотведения микрорайона "Ростошинские пруды", то есть относятся к социально значимым объектам по смыслу Закона о банкротстве.
Отчуждение этих объектов должно происходить в особом порядке - исключительно путем их продажи на торгах в форме конкурса с ограничением свободы экономической деятельности покупателя в отношении этих объектов, а именно с обязательством последующего их содержания и эксплуатации, а также заключения соответствующего соглашения с органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
В то же время, в объявлении о проведении торгов N 8488186 от 01.04.2022 не содержались сведения об обязательстве последующего содержания и эксплуатации социально значимых объектов, а также обязанность заключения соответствующего соглашения с органами местного самоуправления. Указанные сведения не содержатся и в оспариваемых договорах.
Судом установлено, что до настоящего времени ответчик предприниматель Негодуйко М.И., а также последующий собственник общество "ПИК" не заключили соглашение о содержании объектов социального назначения с органами местного самоуправления, не содержат и не используют спорные объекты в соответствии с их целевым назначением, что свидетельствует о нарушении оспариваемыми торгами и сделками публичных интересов собственников недвижимости и жителей микрорайона "Ростошинские пруды".
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, сослался на часть 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и указал, что отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, в связи с чем централизованная система водоснабжения и водоотведения в силу своей социальной значимости не могла быть включена в конкурсную массу должника с целью последующей реализации для удовлетворения требований его кредиторов. Конкурсный управляющий Миляков Д.В. должен был передать объекты водоснабжения и водоотведения в муниципальную собственность.
Суд округа, изучив доводы, заявленные в кассационной жалобе, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения в силу следующего.
Согласно выписке из ЕГРН сооружения с кадастровыми номерами 56:44:0201005:2472 и 56:44:0201005:2471 представляют собой объекты коммунального хозяйства, предназначенные для обеспечения водоснабжения и водоотведения в микрорайоне "Ростошинские пруды", таким образом, относятся к социально значимым объектам по смыслу Закона о банкротстве.
Отчуждение этих объектов должно происходить в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства.
Так, в соответствии с положениями статьи 127 Закона о банкротстве к социально значимым объектам относят, в том числе, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения.
В силу пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Согласно абзацу 5 пункта 4 статьи 132 Закона банкротстве в случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).
В случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.
При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 132 Закона банкротстве после проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (пункт 6 статьи 132 Закона о банкротстве).
Из материалов дела следует, что конкурсным управляющим Миляковым Д.В. торги по реализации спорного имущества проводились в форме публичного предложения.
В публичном объявлении о проведении торгов N 8488186 от 01.04.2022 не содержатся сведения об обязательстве последующего содержания и эксплуатации социально значимых объектов, а также обязанность заключения соответствующего соглашения с органами местного самоуправления.
Указанные сведения не содержатся и в оспариваемом договоре N 1, заключённом конкурсным управляющим с победителем торгов 13.05.2022.
До настоящего времени ответчик предприниматель Негодуйко М.И., а также последующий собственник общество "ПИК" не заключили соглашение о содержании объектов социального назначения с органами местного самоуправления, не содержат и не используют спорные объекты в соответствии с их целевым назначением.
Доказательства обратного в материалы дела ответчиками не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи (абз. 6 пункта 1 статьи 449 ГК РФ).
При этом на основании пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса. Указанные выше нарушения свидетельствуют о наличии оснований для признания недействительными как торгов, так и заключенных на основании проведенных торгов сделок по купле-продаже спорных объектов (Определение Верховного суда РФ от 29.10.2020 по делу N 307-ЭС20- 9820.
Кроме того, положениями пункта 7 статьи 448 ГК РФ предусмотрено, что если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом
В нарушение указанных требований после заключения договора с победителем торгов Негодуйко М.И. последним 14.11.2022 заключен договор о продаже спорных социальных объектов ООО"Недвижен", переименованным в общество "ПИК".
В соответствии с требованиями статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Суд первой инстанции правомерно указал, что нарушение оспариваемыми торгами и сделками публичных интересов собственников недвижимости и жителей микрорайона "Ростошинские пруды" заключается в бездействии по обслуживанию спорных коммунальных сетей, являющихся предметом оспариваемых сделок, а также отсутствия соглашений о содержании объектов социального назначения с органами местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право собственности на спорные объекты перешло к покупателям на основании недействительных торгов по реализации имущества, соответственно, ничтожных сделок N 1 от 13.05.2022 и N 11/22 от 14.11.2022.
Суд округа отмечает, что в силу закона объекты коммунальной инфраструктуры являются особым социально-значимым имуществом, отчуждение которого возможно в рамках дела о банкротстве на торгах только с дополнительным обременением, а именно с обязательством последующего их содержания и эксплуатации по назначению, а также заключения соответствующего соглашения с органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует и судами установлено, что указанные обязанности первоначальным и последующим покупателями были грубо нарушены, что привело к негативным социальным последствиям: прекращение подачи коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению жителям микрорайона "Ростошинские пруды" города Оренбурга, чем поставили под угрозу их жизнь и здоровье.
Кроме того, судами установлено, что указанные лица не имели намерения использовать социально-значимое имущество по целевому назначению и соблюдать законодательство, не заключили соответствующие соглашения с органами местного самоуправления. Судом апелляционной инстанции установлена недобросовестность данных покупателей.
При установленных судами фактических обстоятельствах явно нарушается действующее законодательство и публичные интересы, законные права жителей муниципального образования, следовательно, суды приняли законное и обоснованное решение об удовлетворении иска и передаче социально-значимых объектов в собственность муниципального образования.
С учетом изложенного исковые требования правомерно удовлетворены судами первой и апелляционной инстанций.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.06.2023 по делу N А47-2124/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Милякова Дениса Вячеславовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Ю.В. Скромова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительными торги по продаже объектов коммунального хозяйства, так как они были проведены с нарушением законодательства, касающегося социально значимых объектов. Установлено, что покупатели не исполнили обязательства по содержанию и эксплуатации имущества, что привело к прекращению подачи коммунальных услуг жителям микрорайона, нарушая их права и интересы.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2024 г. N Ф09-2816/24 по делу N А47-2124/2023