Екатеринбург |
|
22 августа 2024 г. |
Дело N А47-13361/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кудиновой Ю. В.,
судей Столяренко Г.М., Кочетовой О. Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапанцевой Е.Ю. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы Прокуратуры Оренбургской области (далее - Прокуратура) и Администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области (далее - Администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2024 по делу N А47-13361/2018 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в помещении Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители Прокуратуры - Ищенко И.В. (служебное удостоверение, доверенность от 01.11.2023 N 93), Бессонова В.В. (служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2024 N3).
До начала судебного заседания от конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Матвеевский коммунальщик" Аркадьевой Марины Владимировны (далее - управляющий) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.02.2022 Муниципальное унитарное предприятие "Матвеевский коммунальщик" (далее - должник, Предприятие) признан банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Ворона Александр Александрович.
Определением суда от 28.09.2023 конкурсным управляющим Предприятия утверждена Аркадьева М.В.
Управляющий 21.11.2022 обратился в суд с заявлением об исключении из конкурсной массы должника объекта теплоснабжения (теплотрассы N 3 - сооружение коммунального хозяйства, протяженность 768 м), расположенного по адресу: с. Матвеевка, Матвеевский район, Оренбургской области, ул. Мира, кадастровый номер 56:17:0501003:204 (далее - теплотрасса); обязании администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области в двухмесячный срок с даты вступления определения суда в законную силу принять в муниципальную собственность теплотрассу; взыскании за счет Администрации в конкурсную массу должника компенсации за уменьшение конкурсной массы в сумме 1 044 000 руб.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.01.2024 заявление удовлетворено в части возложения на Администрацию обязанности принять от конкурсного управляющего имущество - теплотрассу - в течение десяти рабочих дней с даты вступления настоящего определения в законную силу; в удовлетворении остальной части требований - отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2024 определение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении заявления, с Администрации в конкурсную массу должника взыскана компенсация в сумме 281 880 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Прокуратура и Администрация обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят постановление суда апелляционной инстанции от 11.05.2024 отменить, оставить в силу определение суда первой инстанции от 31.01.2024.
В обоснование доводов кассационной жалобы Прокуратура указывает, что остаточная стоимость имущества с учетом его износа является нулевой; отмечает, что с учетом намерения администрации в 2024 году провести мероприятия, в результате которых теплотрасса, подходящая к зданию общежития, утратит свое функциональное предназначение, а также принимая во внимание ограничения при установлении платы за коммунальные услуги, не покрывающие расходы на ремонт и содержание данного имущества, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для передачи теплотрассы на возмездной основе с установлением компенсации в сумме 281 880 руб.
Администрация в своей кассационной жалобе настаивает, что поскольку социально значимые объекты, принадлежащие должнику, не реализованы на торгах, они подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию без каких либо дополнительных условий; отмечает, что возложение на Администрацию обязательств по выплате должнику компенсации стоимости возвращаемого в муниципальную собственность социально значимого имущества противоречит положениям статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федераций; указывает, что по сведениям бухгалтерского учета должника первоначальная стоимость имущества (теплотрассы) составляла 144 357 руб., а с учетом амортизации остаточная стоимость имущества в настоящее время составляет 0 руб., соответственно требования управляющего о компенсации в размере 281 880 руб. не могут быть удовлетворены.
В отзыве на кассационную жалобу управляющий просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, суд округа оснований для их отмены не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области N 248-п от 12.09.2006 за должником закреплено муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения.
Из акта приема-передачи от 11.03.2006 следует, что должнику передана теплотрасса N 3, 1990 года постройки, с остаточной стоимостью 146 512 руб.
Постановлением администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области N 720-п от 24.12.2015 уточнены характеристики имущества, находящегося на балансе должника в соответствии с приложением N 1: указана протяженность, кадастровый номер, назначение, адрес.
Теплотрасса включена в реестр муниципального имущества под N 63, утвержденный Главой администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области 16.04.2021, с остаточной стоимостью - 0 руб.
Управляющим должника проведена инвентаризация имущества должника, по результату которой составлена инвентаризационная опись от 04.05.2022 N 1 и сформирована конкурсная масса, в которую включена, в том числе, теплотрасса N 3.
По заданию конкурсного управляющего специалистом выдано заключение N 19-1/05, в соответствии с которым рыночная стоимость теплотрассы составляет в размере 1 044 000 руб.
Управляющим проведены торги в форме аукциона по продаже теплотрассы. По результатам проведения торгов теплотрасса не реализована ввиду отсутствия заявок на ее приобретение; окончательная цена продажи теплотрассы по результату торгов в виде публичного предложения установлена в сумме 281 880 руб.
Управляющим в адрес Администрации направлено предложение о принятии в муниципальную теплотрассы с выплатой компенсации в размере рыночной стоимости в сумме 281 880 руб.
Из ответа Администрации от 13.09.2023 следует, что Администрацией принято решение об отказе в принятии в муниципальную собственность указанного имущества.
Поскольку теплотрасса не была реализована, а Администрация отказалась ее принимать, конкурсный управляющий обратился с требованием об обязании Администрации принять в муниципальную собственность теплотрассу с выплатой должнику компенсации в сумме рыночной стоимости - 281 880 руб.
Суд первой инстанции, учитывая, что в ходе проведения торгов на имущество не нашлось покупателя, пришел к выводу о том, что требования управляющего об обязании Администрации принять от конкурсного управляющего теплотрассу подлежит удовлетворению, в остальной части (о взыскании компенсации за переданное имущество) отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции, пересмотрев спор в апелляционном порядке, выводы суда первой инстанции не поддержал, отменил судебный акт в части отказа во взыскании компенсации за переданное имущество, установил сумму, подлежащей должнику компенсации - 281 880 руб., при этом руководствовался следующим.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Согласно положениям статьи 131, пунктов 4 и 5 статьи 132 Закона о банкротстве принадлежащие должнику объекты теплоснабжения относятся к объектам коммунальной инфраструктуры, подлежат реализации на торгах в форме конкурса, а в случае нереализации их на торгах такие объекты передаются в собственность муниципального образования.
Нормы действующего законодательства допускают возможность взыскания с муниципального образования разумной, справедливой компенсации за переданные ему объекты теплоснабжения, которые не были реализованы на торгах по продаже имущества должника.
Размер такой компенсации определяется судом в каждом конкретном случае с учетом физического состояния и степени ликвидности переданных объектов в пределах установленной в положении о реализации имущества должника цены отсечения. При этом, если торги признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок, презюмируется, что соответствующее имущество является неликвидным, в связи с чем на муниципальное образование не подлежит возложению обязанность по выплате за него компенсации. Данная презумпция может быть опровергнута заинтересованными лицами (арбитражным управляющим, конкурсными кредиторами).
В рассматриваемом случае из представленных в материалы обособленного спора доказательств судами первой и апелляционной инстанций установлено, что переданное имущество предприятия "Матвеевский коммунальщик" представляет собой объект теплоснабжения - теплотрасса N 3 - сооружение коммунального хозяйства, протяженность 768 м, в связи с чем его следует рассматривать как социально значимые объекты коммунальной инфраструктуры, что не оспаривается сторонами, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что передача в муниципальную собственность указанного имущества не исключает возможности взыскания компенсации за соответствующие переданные должником объекты.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленные доводы и возражения, оценив представленные сторонами в дело доказательства относительно кадастровой стоимости (1 292 103 руб. 49 коп.), рыночной (оценочной) стоимости (1 044 000 руб.), балансовой стоимости (146 512 руб. - по состоянию на дату передачи имущества должнику; 144 357 руб. - в соответствии с инвентаризационной описью от 04.05.2022 N 1), а также остаточной стоимости (0 руб.) имущества, а также доказательства, касающиеся технического состояния объектов систем теплоснабжения, отражающие степень их износа, приняв во внимание, что теплотрасса используется для теплоснабжения значимых объектов - здания общежития, административного здания, в котором располагается суд, а также здание гаража, пришел к выводу о том, что размер такой компенсации, с учетом необходимости обеспечения справедливого баланса интересов как должника (пополнение конкурсной массы), кредиторов, справедливо рассчитывающих на максимально возможное удовлетворение своих требований, так и интересов муниципального образования, принимающего данное имущество для целей осуществления полномочий по организации теплоснабжения в соответствующем населенном пункте, вопреки выводам суда первой инстанции, не может быть равным 0 руб., в связи с чем в данном конкретном случае должен составить 281 880 руб.
Суд округа не усматривает законных оснований для отмены судебного акта.
Довод кассационных жалоб Администрации и Прокуратуры о том, что невозможность реализации имущества обусловлена отсутствием потребительской ценности, соответственно, отсутствуют основания для взыскания с Администрации компенсации за переданное имущество, судом округа отклоняется. Социальное назначение объектов коммунальной инфраструктуры является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость и затрудняет реализацию путем проведения торговых процедур, что вместе с тем не означает, что должник не вправе претендовать на определенную разумную и справедливую компенсацию, определяемую с учетом всех фактических обстоятельств, в том числе целевого назначения, использования в интересах жизнедеятельности муниципального образования, действительного состояния, затрат на его содержание и т.п.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности определения судом апелляционной инстанции размера компенсации судом округа рассмотрены и отклоняются, поскольку сводятся к несогласию с теми критериями, которыми руководствовался суд апелляционной инстанции; между тем определение разумной и справедливой компенсации за уменьшение конкурсной массы (передачу социально значимого имущества в казну муниципального образования) относится к числу дискреционных полномочий суда, реализуемых путем оценки представленных в дело доказательств и допускающих определенную степень судейского усмотрения.
В рассматриваемом случае, определяя размер справедливой компенсации за переданное имущество, суд апелляционной инстанции правомерно учел сопутствующие факторы социального обременения объектов, износа, года постройки объектов, а также их беспрерывную эксплуатацию, ограничения при установлении платы за коммунальные услуги, не покрывающие расходы на ремонт и содержание имущества. При этом сопоставив представленные в материалы дела сведения о балансовой и рыночной стоимости объектов теплоснабжения, результаты торгов, проведенных в отношении данного имущества и влияющих на предположение о его стоимости, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов, суд апелляционной инстанции признал справедливым и соразмерным установление должнику компенсации за уменьшение его конкурсной массы в сумме 281 880 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2024 по делу N А47-13361/2018 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационные жалобы Прокуратуры Оренбургской области и Администрации муниципального образования Матвеевский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Кудинова |
Судьи |
Г.М. Столяренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность обязательства администрации принять теплотрассу в муниципальную собственность и выплатить компенсацию в размере 281 880 руб. за уменьшение конкурсной массы, несмотря на доводы о нулевой остаточной стоимости имущества. Суд учел социальное назначение объекта и необходимость соблюдения баланса интересов должника и муниципального образования. Кассационные жалобы были отклонены.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2024 г. N Ф09-3942/24 по делу N А47-13361/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3942/2024
11.05.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3218/2024
11.02.2022 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13361/18
17.07.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13361/18
19.12.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-13361/18