Екатеринбург |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А07-41272/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Гуляевой Е.И., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.12.2023 по делу N А07-41272/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по тому же делу.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма СУ-10" предоставило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании принял участие представитель государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан - Давлетова Р.Ю. (доверенность от 30.05.2024).
Государственное казенное учреждение Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма СУ-10" (далее - общество "Фирма СУ-10") о взыскании пеней в сумме 288 574 руб. 59 коп., начисленных за просрочку исполнения обязательств.
Решением суда первой инстанции от 11.12.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции 04.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель поясняет, что до настоящего момента императивные нормы Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783), ответчиком не соблюдены, отзыв, согласно которому общество "Фирма СУ-10" подтвердило бы наличие начисленной неустойки, не предоставлен.
Общество "Фирма СУ-10" предоставило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу статьи 768 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в части, не урегулированной им - закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В силу абз. 2 пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно статье 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (пункт 1).
Положения пункта 1 настоящего постановления не применяются в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления (пункт. 2).
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
При рассмотрении исков заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту, а также исполнителя о взыскании удержанных заказчиком штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки в виде списания неустойки, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242.
Частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу 08.03.2022, статья 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ дополнена частью 9.1, согласно которой Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 г. обязательств, предусмотренных контрактом (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591, от 31.12.2021 N 2594, далее - Правила N 738).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 внесены изменения в Правила N 783, в частности в наименовании и пункте 1 исключены слова "в 2015, 2016, 2020, 2021 г.".
Согласно пункту 2 Правил N 783 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340) списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 г. изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 г. обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В силу пункта 11 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения.
Таким образом, из актуальной редакции Правил следует, что Правила N 783 устанавливают порядок и основания списания начисленных и неоплаченных неустоек независимо от года неисполнения обязательств, изменения, внесенные в Правила N 783, вступили в силу с 12.03.2022 и с этой даты подлежат списанию начисленные исполнителю, но не уплаченные неустойки по любым контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
В пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
При рассмотрении исков заказчиков о взыскании штрафных санкций по государственному контракту, а также исполнителя о взыскании удержанных заказчиком штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту, суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки в виде списания неустойки, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 29.10.2021 учреждением (заказчик) и обществом "Фирма СУ-10" (генеральный подрядчик) заключен государственный контракт N 04/2021-97, в соответствии с условиями которого генеральный подрядчик обязался выполнить строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объекту "Строительство детского сада на 50 мест в д. Кабаково муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан" в сроки, установленные контрактом.
Цена контракта - 4 137 270 руб.12 коп.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта срок окончания работ -10.12.2021.
В соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 15.09.2022 N 2 работы по контракту в полном объеме приняты государственным заказчиком 15.09.2022.
В нарушение условий контракта генеральный подрядчик не обеспечил выполнение работ в установленный срок.
По состоянию на 15.09.2022 (дата приемки работ в полном объеме по контракту) просрочка окончания работ составила 279 дней: с 11.12.2021 по 15.09.2022.
Согласно пунктам 12.3, 12.3.1 контракта в случае просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет генеральному подрядчику требование об уплате пеней за каждый день просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательств по контракту, в том числе за нарушение конечного срока выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.1 контракта.
В соответствии с пунктом 12.4 контракта пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генеральным подрядчиком.
За нарушение срока окончания выполнения работ за период с 11.12.2021 по 15.09.2022 сумма пеней, подлежащая уплате генеральным подрядчиком в пользу заказчика по расчету истца, составила 288 574 руб.59 коп., из расчета:
4 137 270 руб.12 коп. (цена контракта) * 7,5% * 1/300 * 279 (количество дней просрочки).
В соответствии с пунктом 13.1 контракта заказчик направил в адрес генерального подрядчика претензию от 29.03.2022 N 10-215, потребовал оплатить пени в течение 7 дней с момента получения претензии.
Претензия вручена адресату 04.04.2022, вместе с тем сумма неустойки в установленный срок подрядчиком не уплачена, в связи с чем учреждение обратилось в арбитражный суд.
При исследовании обстоятельств настоящего дела, руководствуясь положениями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, суды обоснованно признали, что неустойка не подлежит начислению за период с 01.04.2022 по 01.10.2022.
В связи с изложенным суд первой инстанции пересчитал неустойку с исключением периода действия моратория, сумма неустойки составила 114 809 руб.25 коп.
Вместе с тем суды установили, что государственный контракт N 04/2021-97 не подпадает под исключения, установленные пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783.
Суды выявили, что контракт исполнен генеральным подрядчиком в полном объеме, в соответствии со справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 15.09.2022 N 2 работы приняты заказчиком 15.09.2022 в полном объеме.
Принимая во внимание цену контракта, согласованную сторонами, 4 137 270 руб.12 коп., неустойка в сумме 114 809 руб.25 коп. не превышает 5% от цены контракта, обязательства по которому генеральным подрядчиком исполнены в полном объеме, суды обоснованно признали, что начисленная неустойка подлежит списанию.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание обязанность заказчика списать неустойку, начисленную подрядчику за нарушение окончания срока выполнения работ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований учреждения о взыскании с общества "Фирма СУ-10" пеней в сумме 288 574 руб. 59 коп., начисленных за просрочку исполнения обязательств.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводу учреждения, изложенному в кассационной жалобе, о том, что ответчиком не соблюдены императивные нормы Правил списания сумм неустоек, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанный довод не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права. Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что необходимость обращения подрядчика (поставщика, исполнителя) к заказчику с соответствующим заявлением о списании неустойки положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами N 783 не установлена.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.12.2023 по делу N А07-41272/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о взыскании пеней за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту, установив, что неустойка подлежит списанию, так как обязательства исполнены в полном объеме и сумма неустойки не превышает 5% от цены контракта. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2024 г. N Ф09-4149/24 по делу N А07-41272/2022