Екатеринбург |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А50-29585/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Ивановой С.О.
при ведении протокола помощником судьи Молокановым А.Э., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной отвесностью "Экоплан" (далее - общество, общество "Экоплан") на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.01.2024 по делу N А50-29585/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" принял участие представитель Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) - Потемкина Ю.Н. (доверенность от 14.09.2023 N 44, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества "Экоплан" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.01.2024 заявленные требования удовлетворены. Общество "Экоплан" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Экоплан" просит указанные судебные акты отменить, так как они являются незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам; просит принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы управления являются лишь основаниями для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.
Отмечает, что принятая Государственным реестром объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) характеристика ОРО г. Кизел за 2014 г. не содержит информации о наличии проектной документации на ОРО, равно как и не содержит информации о наличии государственной экологической экспертизы, в сроках поставлены "0".
Указывает, что фоновые точки, выбранные обществом "Экоплан" для наблюдений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 "Об утверждении положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов", находятся на территории подвергнутой влиянию полигона и не определяют качество окружающей среды. При этом управлением не представлены доказательства взятия проб почвы в местах, не подвергнутых влиянию полигона. Следовательно, им не устанавливались нормы, определяющие качество окружающей среды в районе территории ОРО г. Кизел, при превышении которых были нарушены обязательные требования. Причинно-следственная связь погибших деревьев на полигоне управлением не доказана.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения; указывает, что судами в полном объеме выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы судов соответствуют обстоятельствам дела; нарушение или неверное применение норм материального или процессуального права отсутствуют.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения от 03.10.2023 N 568-Ре-П, в связи с поступлением требования прокуратуры Пермского края от 26.09.2023 N 7-76-2023/7579-23-20570001, в период с 04.10.2023 по 19.10.2023 проведена внеплановая выездная проверка исполнения обществом "Экоплан" законодательства об охране окружающей среды, отходов производства и потребления.
В ходе проверки управлением установлено, что общество имеет действующую лицензию от 24.08.2016 N Л020-00113-59/00019872 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. В рамках действия указанной лицензии общество вправе выполнять работы по транспортированию отходов IV класса опасности по адресу: Пермский край, г. Кизел, ул. Советская, 22А, каб. 306, по сбору, размещению (захоронению) отходов IV класса опасности по адресу: Пермский край, г. Кизел, ул. Микова (далее - полигон).
Обществом на государственный учет в Федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлен объект - полигон отходов г. Кизел, код объекта - 57-0159-001530-П, категория объекта - II-я, категория риска - Средняя (4).
Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами производства потребления на объекте размещения отходов - полигон отходов г. Кизел, расположенном адресу: Пермский край, г. Кизел, ул. Микова.
Объект размещения отходов введен эксплуатацию в 1957 г.
Полигон включен в ГРОРО 25.09.2014 за N 59-00075-3-00592-250914.
Полигон включен в Территориальную схему обращения с отходами в Пермском крае, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 09.12.2016 N СЭД-35-01-12-503.
Согласно Территориальной схеме на полигон как на основной объект размещения отходов предусмотрен вывоз потоков твердых коммунальных отходов Александровского муниципального округа (Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение) и Кизеловского городского округа.
Под эксплуатируемый полигон обществом используется земельный участок с кадастровым номером 59:06:0105014:3 площадью 41 600 кв. м, который общество арендует у администрации Кизеловского муниципального района по договору аренды земельного участка от 08.11.2010 N 47-10/юл (с учетом дополнительного соглашения от 16.11.2010). Договор аренды заключен сроком по 30.12.2036.
Полигон включен в ГРОРО на основании характеристики объекта размещения отходов - свалка ТБО г. Кизел от 24.04.2014, составленной по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 г., со следующими данными: вместимость - 420 000 куб. м отходов (105 000 т); площадь - 42 000 кв. м (4,2 га).
Очередные инвентаризации полигона проведены в январе 2019 г. и в январе 2020 г. (по состоянию на 01.01.2020).
Согласно инвентаризационным данным указанных периодов (2019 и 2020) обществом для эксплуатируемого полигона изменены его вместимость путем увеличения до 620 000 куб. м отходов (155 000 тонн отходов), а также увеличена площадь - до 47 000 кв. м.
Последняя инвентаризация проведена в июне 2022 г., характеристика объекта размещения отходов (по состоянию на 11.07.2022) представлена в Росприроднадзор 30.12.2022. Согласно указанной характеристике, вместимость полигона составляет - 420 000 куб. м отходов, площадь - 41 600 кв. м.
Указанная информация, представленная обществом "Экоплан" рассмотрена, по результатам рассмотрения подготовлен ответ от 12.05.2023 N ТК-10-02-3 4/16374. По результатам рассмотрения установлено, что характеристика ОРО, в которой отсутствует информация о наличии проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО, утвержденной в установленном порядке, заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство (реконструкцию) ОРО, подтверждающая изменение вместимости ОРО, перечня разрешенных для размещения отходов, содержится недостоверная информация о количестве размещенных отходов, о площади ОРО, а также оформленная с нарушениями Правил, не может являться основанием для принятия решения Росприроднадзором о внесении изменений в ГРОРО.
Обществом ежегодно предоставляется отчетность по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы).
Согласно представленным за период с 2014 г. данным (с учетом информации, предоставленной акционерного общества "ПРО ТКО"), на полигоне размещено отходов в объеме 97 675,096т., в том числе: за 2014 г. - 10 865,862т.; за 2015 г. - 10 491,696т.; за 2016 г. - 10 830,445т.; за 2017 г. - 24 179,944 т.; за 2018 г. - 5580,67т.; за 2019 г. - 11 621,033т.; за 2020 г. - 9351,59т.; за 2021 г. - 8916,57т; за 2022 г. - 5837,286 т.
Согласно характеристике полигона, составленной в 2014 г., на полигоне вместимостью 420 000 куб. м. отходов (105 000т.) размещено 210 000 куб. м (52 500т.) отходов.
Согласно характеристике полигона, составленной в январе 2020 г.
(по состоянию на 01.01.2020), на полигоне размещено 56 4490,4 куб. м. отходов (141 122,6 т.) при указанной вместимости 620 000 куб. м отходов (155 000 т). По характеристике 2022 г. объем и масса размещенных отходов без неоспоримых оснований уменьшены до 93 249 куб. м (93 249т), при измененной (по тоннажу) вместимости 420 000 куб. м отходов.
В ходе проведения проверки на территории полигона осмотрен журнал принимаемых отходов/автотранспорта за октябрь 2023 г. Согласно данным журнала отходы на полигон поступают ежедневно. 10.10.2023 поступило 10,36т отходов, 09.10.2023 - 18,66т отходов. Указанная информация, по мнению управления, свидетельствует о том, что деятельность по размещению (захоронению) отходов не прекращена.
На 31.12.2022 согласно статистической информации, представляемой ежегодно обществом в Росприроднадзор, учитывая вместимость, установленную первоначальной характеристикой ОРО 2014 г., а также тот факт, что на объекте продолжается захоронение отходов, остаточная вместимость полигона исчерпана.
Согласно протоколу осмотра от 10.10.2023 N 1 установлено, что фильтрат и вода с полигона собирается с южной стороны участка захоронения отходов (до земляного вала), но при этом с южной стороны в земляном валу имеется брешь, через которую скопившаяся вода изливается в проходящую за валом канаву. На момент проведения осмотра данная канава с южной стороны полностью заполнена фильтрационными водами. Далее за канавой располагается заболоченная территория, деревья на указанной территории погибли.
Обществом разработана и утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов (ОНВОС N 57-0159-001530-П, полигон отходов г. Кизел) и в пределах его воздействия на окружающую среду от 11.01.2023. В рамках программы предусмотрен инструментальный контроль атмосферного воздуха, подземных вод, поверхностных вод, почвы.
Обществом инструментальный контроль осуществляется в соответствии с утвержденной программой силами испытательной лабораторией общества с ограниченной ответственностью "ЭКОЛАБ" (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц N РОСС RU.0001.518743).
Отчет о результатах мониторинга за период 2022 г. предоставлен в управление в установленный законом срок - 13.01.2023. В отчете о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 г. имеются сведения о контрольных показателях, превышающих фоновые значения.
В результате наблюдений за состоянием поверхностных вод установлены превышения в контрольной пробе по отношению к фону.
Отбор проб из контрольной и фоновой скважин в 1 и 4 квартале не осуществляла связи с полным отсутствием воды.
В результате наблюдений за состоянием подземных вод установлены превышения в контрольной скважине по отношению к фоновой.
В результате наблюдений за состоянием почвы выявлены превышения в контрольной пробе по отношению к фоновой площадке.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 11.10.2023 сотрудниками филиала "ЦЛАТИ по Пермскому краю" ФГБУ "ПЛАТИ по ПФО" отобраны пробы почвы и поверхностной воды реки Полуденный Кизел в точках, определенных программой экологического мониторинга.
Согласно результатам испытаний отобранных проб, установлено, что в контрольных пробах природной воды установлены превышения фоновых значений определенных веществ.
В пробах почвы с контрольной площадки также установлены превышения над фоновыми значениями определенных веществ.
На основании итогов проверки управление пришло к выводу о том, что имеется факт негативного воздействия (общее загрязнение) на компоненты окружающей среды в зоне влияния полигона в результате миграции загрязняющих веществ. Также обществом на объекте проверки "Полигон отходов г. Кизел" осуществляется деятельность по размещению отходов с грубым нарушением требований и условий лицензии от 24.08.2016 N Л020-00113-59/00019872, выразившимся в отсутствии необходимого для выполнения работ сооружения - объект размещения отходов, принадлежащий обществу на праве собственности или на ином законном основании и соответствующий установленным требованиям, поскольку не может быть признан таковым полигон, превышающий (исчерпавший) установленную вместимость размещения отходов.
Результаты проверки зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 19.10.2023 N 404-ВВП-07.
Установив в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, правомочным должностным лицом управления в отношении общества "Экоплан" составлен протокол об административном правонарушении от 24.11.2023 N 07-05-369/2023-02, в силу положений части 3 статьи 28.3 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал представитель общества.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества "Экоплан" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и привлек его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение N 2290).
В силу подпункта "е" пункта 3 Положения N 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами для работ по размещению отходов I - IV классов опасности являются требования статей 11, 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения N 2290 грубым нарушением лицензионных требований является использование лицензиатом объекта государственной экологической экспертизы в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Установив, что обществом продолжает эксплуатироваться полигон, уже исчерпавший свою вместимость, учитывая, что факты негативного воздействия на компоненты окружающей среды в зоне влияния полигона, а равно доказательства размещения отходов за пределами территории, предоставленной для размещения полигона подтверждаются материалами дела, суды обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт нарушения требований законодательства об охране окружающей среды полно установлен судами, подтвержден совокупностью представленных в дело доказательств. Судами обоснованно указано, что факт превышения вместимости полигона доказан управлением и подтвержден материалами дела, равно как и факт негативного воздействия на компоненты окружающей среды в зоне влияния полигона.
При установленных и оцененных обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении управлением не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ соблюден.
Наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, равно как и возможности применения положений статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде штрафа предупреждением судами не установлено, поскольку совершенное деяние создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Оснований для переоценки выводов судов у суда округа не имеется.
Иная оценка обществом "Экоплан" обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции необоснованными.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.01.2024 по делу N А50-29585/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной отвесностью "Экоплан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения к административной ответственности за грубые нарушения условий лицензии на размещение отходов, установив факты негативного воздействия на окружающую среду и превышения вместимости полигона. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба признана необоснованной.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2024 г. N Ф09-4009/24 по делу N А50-29585/2023