Екатеринбург |
|
13 марта 2025 г. |
Дело N А76-22345/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2025 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2025 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Павловой Е. А.,
судей Артемьевой Н. А., Новиковой О. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой Д.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публично-правовой компании "Фонд развития территории" на определение Арбитражного суда Челябинской области от 29.07.2024 по делу N А76-22345/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2024 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в режиме веб-конференции приняли участие представители:
Фонда "Защита прав участников долевого строительства в Челябинской области" (далее - региональный Фонд) - Быкова С.В. (паспорт, доверенность от 27.12.2024 N 176);
публично-правовой компании "Фонд развития территории" (далее - Фонд развития территорий) - Демидов А.Г. (паспорт, доверенность от 30.07.2024 N 08-3/137).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 28.06.2019 возбуждено производство по делу о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "РегионПроект" (далее - общество "РегионПроект", должник).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 04.09.2019 применены правила параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве); привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2019 общество "РегионПроект" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Свистунов А.Ю.
Определением от 19.01.2021 удовлетворено заявление регионального Фонда о намерении стать приобретателем прав общества "РегионПроект" на земельный участок площадью 1980 кв.м. с кадастровым номером 74:30:0103010:1803 и на земельный участок площадью 5744 кв.м с кадастровым номером 74:30:0103010:1533, принадлежащие обществу "РегионПроект" на праве аренды, со всеми неотделимыми улучшениями, расположенными на нем.
Манаев Дмитрий Владимирович 26.12.2022 обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об установлении и взыскании компенсации с регионального Фонда в общей сумме 3 472 500 руб. (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением от 18.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета рассматриваемого спора, привлечен Фонд развития территорий.
Определением от 25.03.2024 Фонд развития территорий по ходатайству заявителя в порядке части 5 статьи 46 АПК РФ привлечен к участию в деле в качестве соответчика, в связи с чем исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 29.07.2024, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2024, заявление Манаева Д.В. удовлетворено частично, суд обязал Фонд развития территорий выплатить конкурсному кредитору денежные средства (первоначальную компенсацию) в размере 1 600 016 руб. 15 коп., отказав в удовлетворении требований в остальной части.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Фонд развития территорий обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы Фонд развития территорий, ссылаясь на определение суда от 19.01.2021, в соответствии которым региональный Фонд став приобретателем прав на объекты со всеми неотделимыми улучшениями на земельном участке (в том числе объектами незавершенного строительства), стал лицом, которое должно исполнить обязательства должника в качестве застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства, указывает, что вопреки выводам судов обязанность по выплате Манаеву Д.В. первоначальной компенсации возникла у регионального Фонда как приобретателя прав застройщика-банкрота на земельный участок с находящимся на нем объектом незавершенного строительства, а не у Фонда развития территорий.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно сделан вывод о возможности взыскания компенсации в пользу заявителя с Фонда развития территорий при наличии императивных положений пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.07.2022 N 34-П "По делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктов 3 и 3.1 пункта 1 статьи 201.1, пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1, пункта 11 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой", указывающих на необходимость взыскания компенсации с лица-приобретателя имущества, а также в отсутствие в Соглашении положений регламентирующих вопросы, связанные с возложением на Фонд развития территорий обязательств регионального Фонда по выплате денежной компенсации залоговым кредиторам.
В отзыве на кассационную жалобу, приобщенном к материалам дела на основании статьи 279 АПК РФ, Манаев Д.В. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в рамках дела о банкротстве общества "РегионПроект" региональный Фонд на основании решения Наблюдательного совета Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства обратился с заявлением (от 17.11.2020 вх. N 88908) о намерении приобрести права должника-застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектами незавершенного строительства и иными неотделимыми улучшениями.
Определением от 19.01.2021 заявление регионального Фонда о намерении стать приобретателем прав общества "РегионПроект" на земельные участки площадью 1980 кв.м. с кадастровым номером 74:30:0103010:1803 и площадью 5744 кв.м с кадастровым номером 74:30:0103010:1533, принадлежащие обществу "РегионПроект" на праве аренды, со всеми неотделимыми улучшениями, расположенными на нем, в том числе объектом незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом (2 очередь), расположенный по адресу: г. Копейск, пр. Славы, д.14, прав на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения удовлетворено; на последнего также возложена обязанность по перечислению на специальный счет должника денежных средств в размере 1 902 807 руб. 91 коп. для погашения текущих требований и требований реестровых кредиторов второй очереди.
Помимо участников долевого строительства, обязательства по исполнению требований перед которыми перешли к региональному Фонду, в реестр требований кредиторов общества "РегионПроект" включены требования Манаева Д.В. на общую сумму 5 295 000 руб. и общества ПКФ "Стройбаза N 1" на сумму 1 650 000 руб. как обеспеченные залогом имущества должника.
Ссылаясь на наличие в связи с передачей региональному Фонду прав общества "РегионПроект" на земельные участки с находящимся на них объектом незавершенного строительства у него права на выплату причитающейся ему компенсации, Манаев Д.В. обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суд требования Манаева Д.В. признали частично обоснованными, обязав Фонд развития территорий выплатить конкурсному кредитору Манаеву Д.В. денежные средства (первоначальную компенсацию) в размере 1 600 016 руб. 15 коп., оставив требования заявителя в остальной части без удовлетворения.
Заявитель кассационной жалобы доводов, выражающих несогласие с выводами суда относительно порядка определения и установления размера компенсации, отказа в удовлетворении в части требований, не приводит. Кассатор оспаривает вывод судов о возложении обязанности по выплате компенсации бывшему залоговому кредитору должника на Фонд развития территорий, полагая, что данная компенсация должна производиться региональным Фондом.
Судом округа проверена законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Закон о банкротстве, включая параграф 7 "Банкротство застройщиков" главы IX "Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц", предусматривает возможность приобретения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" или соответствующими фондами субъектов Российской Федерации прав застройщика-банкрота на земельный участок с находящимися на нем объектами незавершённого строительства для завершения строительства этих проблемных объектов, что в целом направлено на защиту прав граждан применительно к жилищному строительству.
Учредителем Фонда является Российская Федерация. Имущество Фонда формируется за счёт имущественных взносов Российской Федерации, имущества юридических лиц, правопреемником которых он является, компенсационного фонда, а также имущества, приобретённого за счёт имущественных взносов Российской Федерации, инвестирования временно свободных средств, добровольных имущественных взносов, в том числе публично-правовых образований, доходов, полученных Фондом от своей деятельности, и иных не запрещённых законом поступлений (статья 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично - правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Соответствующие региональные фонды создаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации исходя из тех же целей деятельности и принципов формирования. По существу, эти фонды выступают организационно-правовой формой использования публичных финансовых ресурсов для содействия в разрешении ситуаций, возникающих при банкротстве застройщиков.
Пункт 1 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве в числе прочего устанавливает, что при урегулировании обязательств застройщика применяется возмездная передача его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику, который становится приобретателем и в качестве встречного представления исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений (абзац первый), а приобретателем может быть публично-правовая компания "Фонд развития территорий" или соответствующий фонд субъекта Российской Федерации на основании принятого ею или им решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершённого строительства и передаче объекта незавершённого строительства для таких залоговых кредиторов.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 резолютивной части Постановления N 34-П разъяснил, что для лиц, ранее являвшихся залоговыми кредиторами застройщика, перед которыми у фонда, действующего в целях защиты прав граждан - участников долевого строительства, не возникли обязательства по предоставлению помещений, в связи с прекращением залога возникает право требования к фонду, ставшему приобретателем прав застройщика на соответствующее имущество, в размере основной суммы задолженности по обеспеченному залогом обязательству и причитающихся процентов.
Рассматривая данный спор, суды исходили из того, что денежные компенсации бывшим залоговым кредиторам являются составной частью реабилитационного плана, реализация которого осуществляется за счет средств Фонда развития территорий, сформированных, по большей части, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отмечая, что частью 9 статьи 21.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N214-ФЗ) установлено, что финансирование текущей деятельности Фонда субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, являющегося учредителем Фонда субъекта Российской Федерации; в целях финансирования текущей деятельности Фонда Челябинской области из бюджета Челябинской области предоставляется субсидия.
Судами установлено, что порядок и размер указанной субсидии установлен постановлением Правительства Челябинской области от 30.12.2019 N 630-П, а также Соглашением от 28.01.2021 N 1ф о предоставлении субсидии Унитарной некоммерческой организации - фонду "Защита прав участников долевого строительства в Челябинской области" на 2021-2024 годы, заключенным между территориальным Фондом и Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области.
Утвержденный финансовый план доходов и расходов (бюджет) на финансовое обеспечение текущей деятельности территориального Фонда на 2024 год, а также смета его административно-хозяйственных расходов на 2024 год не предусматривают затраты на выплату возмещения залоговым кредиторам, при этом иную приносящую доход деятельность территориальный Фонд не ведет.
В то же время, как указали суды, в силу части 3 статьи 21.1 Закона N 214-ФЗ, финансирование мероприятий по завершению строительства проблемных объектов, включая оплату судебных расходов, осуществляется за счет средств финансовой помощи, предоставляемой Фондом развития территорий.
Между Фондом развития территорий и региональным Фондом заключено соглашение о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов общества "РегионПроект" от 22.12.2020 N ФЗП-28/1313-20, в соответствии с условиями которого (с учетом редакции дополнительного соглашения N 3 от 26.08.2022) Фонд развития территорий предоставляет финансовую помощь застройщику (региональный Фонд) в виде денежных средств в общей сумме в отношении объектов не более 392649245 руб. 59 коп. на цели финансирования мероприятий в отношении объектов должника-банкрота, в том числе для возмещения расходов застройщика, а также для погашения застройщиком судебных расходов, в соответствии с целями, предусмотренными нормативно-правовыми актами, устанавливающими правила предоставления из федерального бюджета, бюджета Челябинской области субсидий Фонду на соответствующий календарный год для осуществления мероприятий (пункты 2.1, 3.1 соглашения).
Порядок предоставления средств финансовой помощи установлен соглашением от 22.12.2020 N ФЗП-28/1313-20 (пункты 4.5, 4.6) и предусматривает, что денежные средства перечисляются в адрес регионального Фонда не единовременным платежом, а исключительно по заявкам на оплату для возмещения конкретных затрат. Так, как только от исполнителя/подрядчика, с которым региональный Фонд заключил договор для целей завершения строительства объекта (например, договор на выполнение строительно-монтажных работ), поступил счет на оплату, региональный Фонд формирует и направляет в адрес Фонда развития территорий акт с указанием конкретной суммы, указанной в счете на оплату. После поступления денежных средств от Фонда развития территорий на счет регионального Фонда, последний перечисляет их в адрес исполнителя/подрядчика. Таким образом, денежные средства, поступающие от Фонда развития территорий для целей оплаты мероприятий по завершению строительства объекта, проводятся через счета местного Фонда и не хранятся на них.
Судом приняты во внимание письменные объяснения регионального Фонда, согласно которым из суммы финансовой помощи, определенной указанным выше соглашением в размере 392 649 245 руб. 59 коп., освоено на данный момент 291 471 709 руб. 96 коп.; окончательные расчеты регионального Фонда с подрядными организациями, участвующими в завершении строительства, не произведены; на текущий момент все свободные жилые помещения в спорном жилом доме реализованы; вырученная от продажи свободных жилых помещений сумма в общем размере 79 392 525 руб. перечислена Фонду развития территорий во исполнение соглашения.
Проанализировав материалы настоящего дела, доводы приведенные лицами, участвующими в рассмотрении спора, приняв во внимание пояснения регионального Фонда о ситуации, сложившейся в данном конкретном деле, суды пришли к вводу, что вышеуказанные обстоятельства, а также условия соглашения от 22.12.2020 N ФЗП-28/1313-20 свидетельствуют о том, что вопросы финансирования достройки проблемного объекта, равно как и получения прибыли от реализации свободных помещений, фактически относятся к компетенции Фонда развития территорий, поскольку региональный Фонд никакими денежными средствами самостоятельно не распоряжается, а все неосвоенные целевые денежные средства подлежат возврату в Фонд развития территорий.
При этом судами отмечено, что отсутствие в соглашении от 22.12.2020 N ФЗП-28/1313-20 формального включения затрат на расчеты с залоговыми кредиторами, не свидетельствует о том, что обязанность по ее выплате не может быть возложена на Фонд развития территорий, так как выплата денежной компенсации залоговым кредиторам является составной частью реабилитационного плана, реализация которого осуществляется за счет средств Фонда развития территорий, сформированных в большей степени за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а подход, применяемый к выплатам кредиторам, должен основываться на принципе равенства кредиторов.
Судами также принято во внимание, что в случае блокировки на расчетном счете денежных средств, поступивших для финансирования достройки иного проблемного объекта, будут затруднены расчеты с подрядными организациями.
Судами также учтены пояснения конкурсного управляющего общества "РегионПроект" Свистунова А.Ю., согласно которым денежные средства, полученные от реализации залоговых помещений, пойдут в счет погашения задолженности Фонда развития территорий, а не аккумулируются в региональном Фонде, при этом случае допущения взыскания денежных средств с регионального Фонда, данные действия приведут к невозможности дальнейшего строительства и банкротства Фонда, что в последующем вызовет социальное напряжение в Челябинской области, так как региональный Фонд за счет финансирования Фонда развития территорий достраивает дома, строившиеся обществом с ограниченной ответственностью "Фирма Челябстройподрядчик", где граждане должны были получить квартиры в 2013 году, аналогичные ситуации и с обществом с ограниченной ответственностью "Уралстрой", обществом с ограниченной ответственностью "Инман", обществом с ограниченной ответственностью "КапиталДом", обществом с ограниченной ответственностью СК "СК Радуга" и другие.
Частично удовлетворяя требования заявителя о взыскании компенсации и определяя лицо, с которого она подлежит взысканию, с учетом фактических обстоятельств данного конкретного дела, исходя из того, что в случае взыскания компенсации за счет регионального Фонда, вынесенный судебный акт будет неисполним, поскольку в бюджете территориального фонда не заложено финансирование на данные выплаты, при этом возложение обязанности по выплате компенсации на Фонд развития территорий соотносится с целями предоставления финансовой помощи для реализации реабилитационного плана по завершению строительства проблемных объектов, пришли к выводу о том, что в данном случае компенсация, о взыскании которой просит Манаев Д.В., подлежит взысканию с Фонда развития территорий.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа рассмотрены и отклонены. В рассматриваемом случае при вынесении обжалуемых судебных актов суды, оценив в совокупности представленные доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, руководствовались положениями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами данного конкретного дела.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы и обстоятельства являлись предметом проверки судов, получили правовую оценку, ее обоснованности не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов, касаются фактических обстоятельств, доказательственной базы по спору и вопросов их оценки, что выходит за пределы компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных статьями 286-288 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 29.07.2024 по делу N А76-22345/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2024 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публично-правовой компании "Фонд развития территории" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Павлова |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2025 г. N Ф09-5971/21 по делу N А76-22345/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2025 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5971/2021
08.11.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12094/2024
01.04.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5971/2021
26.12.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12080/2023
05.12.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5971/2021
02.08.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5745/2022
20.10.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5971/2021
13.09.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5971/2021
20.07.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4558/2021
20.07.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4461/2021
11.06.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3935/2021
11.06.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3933/2021
11.06.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3932/2021
07.04.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1737/2021
22.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13749/20
22.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13752/20
28.10.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-22345/19