Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 21 октября 2008 г. N 978-ПП
Программа
мероприятий по реализации Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг.
Паспорт
Программы мероприятий по реализации Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг.
Наименование Программы |
Программа мероприятий по реализации Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. |
1 |
2 |
Основание для Программы |
1. Постановление Правительства Москвы от 08.08.2000 N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года" |
2. Постановление Правительства Москвы от 28.01.2003 N 35-ПП "О ходе реализации основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года" | |
3. Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 323-ПП "О Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года" |
О Генеральной схеме размещения гостиниц в г. Москве см. постановление Правительства Москвы от 14 апреля 2009 г. N 305-ПП
|
4. Распоряжение Правительства Москвы от 02.04.2008 N 660-РП "О концепции Городской целевой программы мероприятий по созданию туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг." |
Государственный заказчик Программы |
Префектура Восточного административного округа города Москвы Руководитель Программы - префект Восточного административного округа города Москвы Евтихиев Н.Н. |
Разработчик Программы |
ООО "Консалт Проект", протокол конкурсной комиссии N 11-0054118-07-2 от 18.09.2007, зарегистрировано в АИС ЕРКТ N 01-184380-0000-0000-00000-07 от 28.09.2007, государственный контракт от 28.09.2007 N 137-РП-2007 |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2011 гг. Первый этап - 2009 г. Второй этап - 2010 г. Третий этап - 2011 г. Последующая перспектива - 2012-2013 гг. |
Цели Программы |
- формирование в Восточном административном округе и в городе в целом конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли; - повышение эффективности использования туристских ресурсов Восточного административного округа; - увеличение доходов бюджета города Москвы от туристической деятельности; - приток инвестиций в Восточный административный округ; - создание новых рабочих мест; - развитие условий для отдыха жителей округа и города, развитие социальных контактов, связей между людьми; - сохранение и/или восстановление историко-культурных и природно-ландшафтных объектов, расположенных на территории Восточного административного округа |
Основные задачи Программы |
1. Разработка градостроительной документации по объектам туристского показа. |
2. Проведение реконструкции (реставрации) объектов туристического показа. | |
3. Развитие туристской инфраструктуры: - развитие сервисной инфраструктуры в границах туристско-рекреационных зон; - формирование условий для развития разнообразных форм спортивного отдыха, семейного туризма и т.д.; - формирование туристских программ (экскурсионные маршруты, мероприятия событийного туризма и др.); - формирование условий для организации торговли сувенирной продукцией, изделиями народных промыслов; - организация транспортных подъездов к объектам туристского показа и стоянок туристских автобусов. | |
4. Продвижение туристско-рекреационных зон Восточного административного округа (далее - ТРЗ ВАО) как туристского продукта: - проведение рекламно-информационных мероприятий; - популяризация наиболее значимых историко-культурных и природно-ландшафтных объектов округа; - развитие интернет-ресурсов округа в интересах ТРЗ ВАО; - установка информационных указателей и модулей; - разработка и распространение печатной информационной продукции, выпуск специализированных карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видеороликов и CD-дисков на русском и иностранных языках; | |
5. Создание эффективной системы управления ТРЗ ВАО и координации отдельных проектов в рамках ТРЗ ВАО: - управление туристской инфраструктурой, создание единого туристского центра; - создание единого центра экскурсионных и туристских программ округа; - формирование маршрутов, в первую очередь на основе максимально готовых к показу объектов для обеспечения адекватного, адресного вложения средств на подготовку объектов к показу; - создание системы обучения и повышения квалификации экскурсоводов (гидов), работающих в рамках ТРЗ ВАО | |
Основные мероприятия Программы |
1. Разработка градостроительной документации наиболее крупных и значимых объектов туристского показа и ландшафтных объектов, позволяющей детально определить характер допустимых реставрационных и реконструктивных мер по объектам культурного наследия, включая проведение историко-архитектурных исследований. |
2. Проведение комплекса работ по реконструкции/реставрации объектов туристического показа ТРЗ ВАО. | |
3. Развитие туристской инфраструктуры: - проведение проектно-изыскательских работ; - организация стоянок для паркирования туристских автобусов; - размещение общественных туалетов; - создание туристско-информационных центров; - создание входных групп; - разработка и организация экскурсионных маршрутов и иных туристических мероприятий; - размещение объектов общественного питания, торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов. | |
4. Продвижение ТРЗ ВАО как туристского продукта: - разработка плана и организация рекламно-информационной кампании; - разработка, создание и поддержка: туристского интернет-ресурса округа; информационных указателей и модулей; печатной информационной продукции, карт, путеводителей, брошюр, подарочных изданий, видео и СД-дисков на русском и иностранных языках. | |
5. Создание системы управления ТРЗ ВАО и координации отдельных проектов в рамках ТРЗ ВАО: - организация единого туристского центра; - управление и контроль за реализацией мероприятий в рамках формирования ТРЗ ВАО; - развитие механизмов частно-государственного партнерства в целях поддержки субъектов туристского потенциала; - обучение и повышение квалификации экскурсоводов (гидов), работающих в рамках ТРЗ ВАО. | |
Финансовое обеспечение Программы |
Общий объем бюджетного финансирования - 634,1 млн. руб., из них: 2009 г. - 140,2 млн. руб. 2010 г. - 237,1 млн. руб. 2011 г. - 256,8 млн. руб. Последующая перспектива (2012-2013 гг.) - 112,5 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
При реализации предусмотренных мероприятий Программы будут достигнуты следующие основные результаты: - развитие инфраструктуры туристско-рекреационной отрасли города; - повышение туристской привлекательности округа и города в целом; - привлечение дополнительных инвестиционных потоков за счет деятельности сопутствующих видов частного бизнеса (торговля, питание и др.) в экономику города; - создание дополнительных рабочих мест; - увеличение доходов в бюджет города Москвы; - проведение работ по реконструкции и реставрации объектов исторического наследия округа и благоустройство территории; - улучшение архитектурного облика округа и города в целом. |
Система организации управления и контроля за исполнением Программы |
В качестве головного Исполнителя мероприятий Программы предполагается созданное Правительством города Москвы Государственное учреждение Дирекция Программы мероприятий по реализации Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. (далее - ГУ Дирекция Программы). Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляется государственным заказчиком в рамках реализации механизма юридической ответственности исполнителей государственных контрактов. |
I. Анализ существующего положения и определение основных проблем на основе разработанной Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе
Туристско-рекреационные зоны в Восточном административном округе города Москвы создаются в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 31 июля 2001 г. N 701-ПП "О градостроительном плане развития территории Восточного административного округа до 2020 года", постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года".
Главной стратегической целью Программы мероприятий по реализации Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. (далее - Программа) является формирование в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, удовлетворение потребителей (как российских, так и зарубежных) в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, привлечения инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Согласно Программе развития туризма в городе Москве на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602, под туристской зоной понимается территория, на которой развитие туристской инфраструктуры является приоритетным по отношению к другим отраслям деятельности.
Туристская зона - это территория, на которой сосредоточены туристские ресурсы, привлекающие туристов, и туристская индустрия, обеспечивающая обслуживание туристов. Это именно комплекс, и ошибочным было бы называть туристской зоной некое сосредоточение достопримечательностей в отрыве от необходимой инфраструктуры.
В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, то есть туристское предложение, включающее такие элементы как: осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, участие в фестивалях, отдых (активный и просто прогулки), посещение сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, организация питания, размещение туристов в гостиницах, транспортные услуги, услуги гида и т.д.
Основными предпосылками создания туристско-рекреационных зон на территории Восточного административного округа являются высокий историко-культурный потенциал территории, представленный значительным количеством объектов туристского показа, а также широкий тематический диапазон объектов туристского интереса, позволяющий создавать разноплановые экскурсионные маршруты и художественно-развлекательные программы.
Туристский ресурс округа представляют три группы объектов.
Первой группой являются историко-культурные ресурсы, состоящие из градостроительных ансамблей, отдельных зданий - памятников архитектуры и истории, монастырей, храмов, музеев и историко-художественных заповедников, памятников археологии и истории, городских и загородных усадебных комплексов, научных и промышленных объектов, мемориальных квартир, некрополей, монументов. Кроме того, в эту группу могут входить здания и сооружения, представляющие историко-культурный и архитектурный интерес, - комплексы благотворительных учреждений, усадьбы, городская застройка, мосты на Яузе, памятники и монументы, расположенные на территории округа.
Вторую группу составляют природные ресурсы - привлекательные ландшафтные зоны, лесопарки, акватории притоков Москвы - реки, отдельные памятники природы, точки панорамного обзора. Необходимо отметить, что специфику округа определяют зеленые пространства парков. В их состав входят: Национальный природный парк Лосиный остров, парк Сокольники, Измайловский лесопарк, парки усадеб Кусково, Перово, Терлецкое, парк бывшей Митрополичьей дачи в Черкизове, Черкизовский парк, сад-сиренгарий, озера ледникового происхождения - Святое, Белое, Черное.
Третьей группой ресурсов округа являются объекты инфраструктуры - театры, кинотеатры, концертные залы, художественные галереи, спортивные сооружения, гостиничные комплексы и т.д.
Проведенный в Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. анализ зон концентрации объектов туристского интереса, анализ связанных с ними объектов "туристского приближения" (музеи, театры, зрелищные объекты), зон городской активности (объектов спорта, развлечения, гуляния), природно-ландшафтных объектов, фрагментов благоустройства и природного комплекса, объектов сервисной инфраструктуры и транспортного обслуживания, позволяет условно выделить пять туристско-рекреационных зон в составе единой ТРЗ округа, которые включают в себя территории, отличающиеся целостностью градостроительной среды и представляющие историко-культурный интерес.
Туристско-рекреационная зона N 1 "Лосиноостровская" включает территорию Национального природного парка "Лосиный остров" и представляет собой единое туристское пространство, характеризующееся, прежде всего, экологической направленностью маршрутов и ориентированное на рекреационные функции. Является наиболее перспективной с точки зрения развития экотуризма.
Туристско-рекреационная зона N 2 "Сокольническая", в которую входят исторически сложившиеся территории "Сокольники", "Стромынка", "Преображенское-Семеновское", "Черкизово", представляющие собой наиболее значительную концентрацию памятников истории и культуры округа.
Туристско-рекреационная зона N 3 "Измайловская", в которую входят исторически сложившиеся территории Дворцового ансамбля "Измайлово" (Измайловский остров), Измайловский ПКиО, "Терлецкое-Ивановское". Данная зона представляет собой единое туристское пространство, специфика которого состоит в достаточно четком акцентировании приоритетов в историко-культурном и природно-экологическом аспектах использования территории. Следует отметить, что Дворцовый ансамбль "Измайлово" включен в программу "Венок русских усадеб".
Туристско-рекреационная зона N 4 "Кусковская", в которую входят исторически сложившиеся территории "Кусково-Перово" и "Косино", также обладающие уникальной спецификой. ГУК города Москвы "Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" включена в состав туристских объектов программы "Венок русских усадеб".
Отдельностоящие объекты показа, расположенные на территории Восточного административного округа, формально объединены в туристско-рекреационную зону N 5.
Основу каждой из зон составляют уникальные архитектурные и садово-парковые комплексы, отражающие значительнейшие вехи в истории развития московского градостроительства и архитектуры. Эти уникальные объекты определяют своеобразие Восточного административного округа и составляют его отличительные черты по сравнению с другими округами города.
Другой составляющей туристской привлекательности территории является туристский потенциал. Он характеризует значимость и возможность реализации туристского ресурса и выражается в следующих показателях: количество и степень сохранности объектов показа, тематический диапазон, историко-культурная значимость, популярность, развитие сервисного обслуживания (торговые киоски, кафе, гостиницы, туалеты), пешеходная и транспортная доступность объектов туристского показа, обеспеченность стоянками для паркирования туристских автобусов и т.д.
Туристский ресурс и потенциал определяют характер развития основных форм туристской деятельности и туристской индустрии на территории округа, к которым может быть отнесено: создание туристско-рекреационных зон, развитие обзорных и тематических экскурсий, включение объектов туристского показа округа в экскурсии и программы общегородского и международного значения, развитие зон отдыха местных жителей и событийного туризма.
Для формирования полноценных программ развития туризма необходимо организовать взаимосвязь и развитие различных форм туристской деятельности, которые имеют разные туристские составы, цели и задачи. Посетители туристско-рекреационных зон - в основном, экскурсанты и отдыхающие из числа москвичей. Тем не менее, в экскурсии и программы, организованные на территории ТРЗ привлекается и туристский контингент приезжих россиян и интуристов.
Привлечение иностранных туристов на территорию Восточного административного округа возможно за счет включения в международные и общегородские туры наиболее значимых объектов показа, разработки уникальных историко-художественных программ, развития событийного туризма и создания туристских гостиниц, отвечающих современным требованиям. Гораздо более эффективную туристскую группу посетителей объектов округа определяет внутренний туризм - как организованный (в составе автобусных экскурсий), так и самодеятельный.
Одну из самых больших групп посетителей, интересующихся объектами истории округа, могут составить местные жители и жители других округов Москвы. Школьные автобусные экскурсии, программы выходного дня, ориентированные на семейный туризм, социальный и спортивный туризм - все эти направления туристской деятельности более адекватны задаче развития туризма на территории города.
Отличительной особенностью ТРЗ ВАО является наличие большого количества рекреационных зон (парков, садов, водоемов), пригодных для развития зон отдыха и развлечений местного населения. Это Лосиный остров, Измайловский парк, Терлецкий парк, Черкизовский парк, Кусковский парк, парк Сокольники, система озер ледникового периода в Косино.
Развитие подобных зон отдыха и развлечений в сочетании с развитием событийного туризма способно приносить существенные постоянные доходы в бюджет в виде налоговых и неналоговых отчислений, способствовать развитию малого бизнеса, улучшению социального климата.
Особое внимание в развитии Программы будет уделено экологическому туризму, включая экскурсионные маршруты, их оборудование, а также инфраструктуру.
Особенности потенциала ТРЗ ВАО:
Сильные стороны:
- уникальность основных достопримечательностей и высокий имиджеобразующий культурно-исторический потенциал (музеи, планировка территорий, облик улиц и др.);
- градостроительная политика городских властей, создающая необходимые предпосылки для полноценного развития туристской функции ТРЗ;
- благоприятный инвестиционный климат для реализации отдельных проектов в рамках Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг.
Слабые стороны:
- недостаточное использование уникальности туристского потенциала ТРЗ ВАО при формировании туристского продукта города Москвы;
- неопределенность стратегии и тактики формирования структуры туристского обслуживания;
- отсутствие или недостаточное развитие ряда функций, присущих туристско-рекреационному назначению ТРЗ;
- отсутствие структурирования (т.е. определения пропорций и приоритетов) в системе туристско-рекреационных функций как базы для формирования нового туристского продукта;
- отсутствие координирующего органа в рамках территории ТРЗ ВАО;
- отсутствие комплексного подхода при организации обслуживания в пределах ТРЗ ВАО.
Возможности:
- формирование нового качественного и конкурентоспособного туристского предложения;
- создание эффективного механизма формирования, продвижения и реализации московского туристского продукта на внутрироссийском и зарубежных туристских рынках;
- развитие зон отдыха местного населения;
- создание специального уполномоченного органа по управлению и координации процессом формирования и функционирования ТРЗ. Опасности:
- недостаток средств на реализацию программных мероприятий;
- фрагментарный, некомплексный подход при реализации предложений;
- зависимость от общей ситуации в стране (политической, экономической и т.д.).
К основным проблемам туристской деятельности на территории Восточного административного округа следует отнести:
1. Недостаточное развитие туристского потенциала ТРЗ ВАО, что предусматривает проведение следующих мероприятий:
- проведение реконструкции (реставрации) объектов туристского показа с целью подготовки их к эксплуатации в рамках ТРЗ ВАО и сохранения исторического наследия;
- проведение реконструкции (реставрации) ландшафтных объектов с целью подготовки их к эксплуатации в рамках ТРЗ ВАО и организации массового отдыха.
2. Слабое развитие туристской индустрии ТРЗ ВАО;
3. Отсутствие единого координирующего центра по развитию ТРЗ ВАО и, как следствие:
- слабое взаимодействие между субъектами туристских ресурсов и субъектами туристской инфраструктуры;
- отсутствие четкой маркетинговой политики по продвижению туристского продукта ТРЗ ВАО.
4. Недостаточность использования туристских ресурсов и туристской индустрии округа для отдыха местных жителей.
С созданием ТРЗ ВАО образуется единый туристский продукт. Это означает, что эффективно ТРЗ ВАО будет работать только при комплексном взаимодействии всех его составляющих.
Программа объединяет объекты различной отраслевой принадлежности, а также различных видов собственности. Проведение мероприятий по Программе рассчитано на три года (2009-2011 гг.).
При реализации Программы необходимо также учитывать создание и развитие ТРЗ в других округах города.
Программа ТРЗ ВАО обеспечит согласованное, взаимоувязанное и устойчивое комплексное развитие туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на основе планомерной реализации единой системы инвестиционных и управляющих решений, максимально обеспечивающей туристско-рекреационные, градостроительные и финансовые интересы города. Такой подход позволяет проводить общую градостроительную и инвестиционную политику в туристско-рекреационной зоне в целом, реализуя ее на каждом осваиваемом участке (объекте), и обеспечивает возможность планирования процесса реализации Программы, включая все стадии - от предпроектной и проектной подготовки, до эксплуатации и получения дохода.
Реализация данной Программы возможна по одному из трех вариантов.
Первый вариант
Развитие происходит за счет бюджетных средств. Положительной стороной данного подхода является возможность полного контроля городом всех структур ТРЗ ВАО и всех доходов от дальнейшей эксплуатации объектов. Основные риски при реализации данного варианта связаны с необходимостью привлечения больших объемов бюджетных средств при ограниченных финансовых возможностях городского бюджета и с недостаточно эффективной эксплуатацией объектов ТРЗ ВАО.
Во втором варианте предусматривается привлечение только частных инвестиций при отказе от городского финансирования. При реализации этого варианта требуется минимальное бюджетное финансирование, однако представляется маловероятным привлечение частных инвестиций в реконструкцию/реставрацию малодоходных объектов туристского показа, без которых развитие ТРЗ ВАО невозможно. Изменение же вида использования данных объектов в целях увеличения его эффективности может противоречить интересам города в целом и интересам развития ТРЗ ВАО в частности.
Третий вариант предусматривает бюджетное финансирование мероприятий по реконструкции/реставрации объектов показа, проведение единой рекламно-информационной политики, создание условий для развития туристской инфраструктуры, привлечение, поддержка и координация действий по привлечению частных инвестиций к коммерчески привлекательным объектам ТРЗ ВАО. Реализация данного варианта позволит сохранить контроль города над памятниками туристского показа, многие из которых являются памятниками истории, культуры и архитектуры, наиболее эффективно использовать туристский потенциал округа, создать наиболее эффективную систему поддержки и координации туристской деятельности на территории округа и города в целом, развить механизмы частно-государственного партнерства, обеспечить привлечение новых инвесторов к участию в реализации Программы.
При реализации третьего варианта существует риск привлечения недостаточного объема частных инвестиций в Программу, а также риск создания неприемлемых для интересов города и его жителей видов деятельности на объектах, для финансирования которых привлекаются частные инвестиции. Этот риск может быть сведен к минимуму путем грамотной организации управления реализацией Программы, обеспечивающей обоснованную разработку и отбор проектов с учетом рыночной конъюнктуры, а также строгий оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы и ее результатами.
Анализ вариантов реализации Программы показывает, что наиболее приемлемым является третий вариант, который позволяет при ограниченном бюджетном финансировании и привлечении частных инвестиций обеспечить наиболее эффективное решение поставленной проблемы при разумной степени риска.
II. Инвентаризация объектов
В общей сложности при создании ТРЗ ВАО рассматривается 124 объекта, из которых 81 находится в собственности города.
Список объектов с указанием необходимых мероприятий по каждому из них представлен в приложении 1 к Программе.
В рамках выполнения Программы предусматривается финансирование только объектов городской принадлежности.
III. Определение целей Программы и целевых индикаторов достижения поставленных целей
Основными целями Программы являются:
- формирование в Восточном административном округе и в городе в целом конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли;
- повышение эффективности использования туристских ресурсов ВАО;
- увеличение доходов городского бюджета от туристской деятельности;
- приток инвестиций в ВАО;
- создание новых рабочих мест;
- развитие условий для отдыха жителей округа и города, развитие социальных контактов, связей между людьми;
- сохранение и/или восстановление историко-культурных и природно-ландшафтных объектов, расположенных на территории Восточного административного округа.
В свою очередь цели Программы можно рассматривать в рамках следующих составляющих: экономические, градостроительные, культурно-исторические, социальные, туристские.
Экономической целью Программы является увеличение доходов города в виде налоговых и неналоговых поступлений в городской бюджет. Кроме того, к этой же цели следует отнести увеличение стоимости городского имущества, за счет проведения реконструкций, реставраций и прочих мероприятий по улучшению городских объектов. Целевыми индикаторами достижения данной цели являются:
- финансирование работ по реконструкции/реставрации объектов показа, в том числе ландшафтных и ввод их в эксплуатацию;
- финансирование работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов обслуживания туристов (центров обслуживания туристов, входных групп и др.) и ввод их в эксплуатацию;
- финансирование работ по созданию мест паркирования туристских автобусов;
- привлечение инвестиций на развитие туристской индустрии;
- ввод в эксплуатацию экскурсионных маршрутов и других туристских программ;
- ввод в эксплуатацию запланированных к коммерческому использованию площадей;
- увеличение количества рабочих мест.
Градостроительной целью Программы является проведение реконструкции/реставрации и нового строительства запланированных градостроительных объектов для эффективного функционирования ТРЗ.
Целевыми индикаторами достижения данной цели являются:
- проведение комплекса мероприятий по реконструкции/реставрации объектов показа (с разработкой градостроительной документации);
- проведение мероприятий по строительству объектов обслуживания туристов (центров обслуживания туристов, входных групп и др.);
- проведение работ по созданию мест паркирования туристских автобусов;
- организация проведения работ по строительству запланированных коммерческих объектов для обслуживания ТРЗ.
Культурно-исторической целью Программы является восстановление, сохранение и реставрация объектов исторического наследия, расположенных на территории Восточного административного округа с целью организации дальнейшего осмотра/показа данных объектов. Целевыми индикаторами достижения данной цели являются:
- реставрация, воссоздание памятников истории, культуры и архитектуры на территории Восточного административно# округа;
- организация осмотра/посещения памятников истории, культуры и архитектуры на территории Восточного административно# округа.
Социальными целями Программы являются:
- увеличение доходов населения (целевыми индикаторами достижения данной цели является увеличения количества рабочих мест);
- развитие условий для отдыха жителей округа и города, развитие социальных контактов, связей между людьми (целевыми индикаторами достижения данной цели являются организация мест проведения отдыха, ввод в эксплуатацию экскурсионных маршрутов и других туристских программ, развитие других объектов туристской инфраструктуры).
Туристской целью Программы является увеличение туристских потоков и создание благоприятных условий для проведения туристских мероприятий. Целевыми индикаторами достижения данной цели являются:
- обеспечение качественного проведения осмотра/показа объектов туристского ресурса на территории Восточного административного округа;
- обеспечение туристского потока необходимым объемом сервисных услуг;
- создание мест паркирования туристских автобусов.
IV. Основные задачи реализации Программы
Учитывая вышеизложенные проблемы, и для достижения перечисленных выше целей необходимо решить комплекс задач в рамках выполнения Программы, а именно:
1. Разработать градостроительную документацию по объектам туристского показа.
2. Провести реконструкцию/реставрацию объектов туристского показа ТРЗ ВАО.
3. Развить туристскую инфраструктуру, а именно:
- развить сервисную инфраструктуру в границах рассмотренных туристско-рекреационных зон;
- сформировать условия для развития разнообразных форм спортивного отдыха и семейного туризма;
- сформировать туристские программы (экскурсионные маршруты, мероприятия событийного туризма и др.);
- определить и реализовать условия для организации торговли сувенирной продукцией, изделиями народных промыслов;
- организовать транспортные подъезды к объектам туристского показа и места для паркирования туристских автобусов.
4. Организовать продвижение ТРЗ ВАО как туристского продукта, посредством:
- проведения рекламно-информационных мероприятий;
- популяризации наиболее значимых историко-культурных и природно-ландшафтных объектов округа;
- развития интернет-ресурсов округа для целей ТРЗ ВАО;
- установки информационных указателей и модулей;
- разработки и распространения печатной информационной продукции, выпуска специализированных карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видео и СД-дисков на русском и иностранных языках.
5. Создать эффективную систему управления ТРЗ ВАО и координации отдельных проектов в рамках ТРЗ ВАО:
- создание единого координирующего туристского центра для управления туристской инфраструктурой, экскурсионными и другими туристскими программами;
- формирование маршрутов, в первую очередь на основе максимально готовых к показу объектов для обеспечения адекватного, адресного вложения средств на подготовку объектов к показу;
- обеспечить обучение и повышение квалификации экскурсоводов (гидов), работающих на маршрутах по объектам округа.
По времени задачи разбиваются на первоочередные задачи и задачи последующей перспективы.
В рамках настоящей Программы предусматривается решение задач первой очереди и подготовительные работы по задачам перспективы.
К задачам первой очереди относится развитие Туристско-рекреационной зоны N 2 "Сокольническая", которая включает исторически сложившиеся территории "Сокольники", "Стромынка", "Преображенское-Семеновское", "Черкизово", представляющие собой наиболее значительную концентрацию памятников истории и культуры округа. Приоритетное развитие данной территории позволит наиболее оптимально использовать ресурсы, сконцентрировав усилия и финансы на наиболее перспективном направлении, которое будет служить основой и отправной точкой роста при реализации Программы.
Прежде всего необходимо определить, какие задачи выполняются городом, а для каких привлекаются частные инвестиции.
Общий подход в решении данного вопроса следующий: город финансирует объекты показа (формирующие туристский поток, но коммерчески не привлекательные), частные инвесторы на конкурсной основе финансируют объекты туристской инфраструктуры (коммерчески привлекательные объекты по обслуживанию туристов).
V. Система мероприятий по выполнению Программы
Для выполнения поставленных задач предполагается проведение следующей системы мероприятий:
1. Обеспечение детальной инвентаризации объектов.
2. Обеспечение разработки градостроительной документации по объектам туристского показа, позволяющей детально определить характер допустимых реставрационных и реконструктивных мероприятий на территории объектов культурного наследия, включая проведение историко-архитектурных исследований.
3. Обеспечение проведения реконструкции/реставрации объектов туристского показа ТРЗ ВАО.
4. Развитие туристской инфраструктуры:
- проведение проектно-изыскательских работ;
- организации стоянок для паркирования туристских автобусов;
- размещение общественных туалетов;
- создание туристско-информационных центров;
- создание входных групп;
- разработка и организация экскурсионных маршрутов и иных туристских мероприятий;
- организация объектов общественного питания;
- организация торговли сувенирной продукцией, изделиями народных промыслов.
5. Продвижение ТРЗ ВАО как туристского продукта:
- разработка плана и организация рекламно-информационной кампании;
- разработка, создание и поддержка:
- туристского интернет-ресурса округа;
- информационных указателей и модулей;
- печатной информационной продукции, карт, путеводителей, брошюр, подарочных изданий, видео и СД-дисков на русском и иностранных языках.
6. Создание системы управления ТРЗ ВАО и координации отдельных проектов в рамках создания ТРЗ ВАО.
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Выполнение Программы позволит достичь следующих важных для города социально-экономических и градостроительных результатов:
- развитие инфраструктуры туристско-рекреационной отрасли города;
- повышение туристской привлекательности округа и города в целом;
- привлечение дополнительных инвестиционных потоков за счет деятельности сопутствующих видов частного бизнеса (торговля, питание и др.) в экономику города;
- создание дополнительных рабочих мест;
- увеличение доходов в бюджет города Москвы;
- реконструкция и благоустройство городской территории;
- улучшение архитектурного облика округа.
Город получает доходы при реализации данной Программы за счет налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города Москвы, в том числе от сопутствующего туризму бизнеса.
Общая окупаемость составляет около 9 лет, что представляется вполне допустимым при создании объектов городской инфраструктуры.
VII. Финансовое обоснование реализации Программы
Рассматриваемая Программа рассчитана на три года реализации (2009-2011 гг.).
Однако ввиду медленной окупаемости Программы для оценки ее эффективности горизонт моделирования в экономических расчетах был принят как период 2009-2019 гг. В связи с этим при разработке Программы предусматривается определение показателей Программы в 2009-2011 гг., а также оценка параметров последующей перспективы Программы до двух лет (2012-2013 гг.).
Суммарные расходы на мероприятия по Программе на три года реализации составят 634,1 млн. руб., в т.ч. расходы на рекламу - 27,8 млн. руб.
Расходы в последующей перспективе (2012-2013 гг.) составят 112,5 млн. руб., в т. ч. расходы на рекламу 65,4 млн. руб.
Источником финансирования Программы является бюджет города Москвы.
Бюджетные средства предусмотрены на проведение реконструкции/реставрации объектов туристского показа, создание мест паркирования туристских автобусов, создание общественных туалетов, туристских информационных центров, входных групп, что представлено в таблице 1:
Общий объем капитальных затрат на выполнение Программы с перспективой до 2013 года (без учета рекламной кампании) составляет около 671,7 млн. руб., в том числе:
- 2009-2011 гг. - 606,3 млн. руб.
- 2012-2013 гг. - 65,4 млн. руб.
Из данной суммы:
- на реконструкцию и реставрацию расходуется 388,9 млн. руб.,
- на реализацию мероприятий по организации стоянок для паркирования туристских автобусов 1,0 млн. руб. (приложение 2 к Программе),
- на размещение общественных туалетов 7,7 млн. руб.,
- на создание туристско-информационных центров 3,5 млн. руб.,
- на создание входных групп - 270,6 млн. руб.
Входная группа представляет собой благоустроенную территорию, оборудованную скамейками, туалетами, различными видами малых архитектурных форм, кнопками тревожной сигнализации, информационными щитами, компьютерными информационными киосками. Входные группы призваны улучшить уровень обслуживания туристов.
Ориентировочные расходы по годам приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование мероприятий |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Реконструкция и реставрация |
Первоочередные мероприятия, млн. руб. |
- |
|||
87,6 |
146,5 |
131,3 |
|||
- |
Последующая перспектива, млн. руб. |
||||
4,2 |
12,0 |
7,3 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Создание мест паркирования |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
Создание туалетов |
1,8 |
3,1 |
2,8 |
0,0 |
0,0 |
Туристско- |
0,7 |
2,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Входные группы |
46,0 |
75,7 |
102,8 |
24,4 |
21,7 |
Итого |
136,4 |
228,5 |
241,4 |
36,4 |
29,0 |
Для успешной реализации Программы создания ТРЗ ВАО необходимо проведение рекламно-информационной кампании, годовой бюджет которой составит по ориентировочным оценкам в первый год реализации проекта - 3,8 млн. руб. В последующие годы затраты на рекламно-информационные мероприятия возрастают пропорционально увеличению туристского потока и могут составить в перспективе до 26,3 млн. рублей к 2013 г.
В бюджет рекламно-информационной кампании входят расходы на размещение информационных указателей на объектах (около 1,3 млн. руб.). В расчетах рекламного бюджета предусматривается, что на рекламу непосредственно объектов, расположенных в ТРЗ ВАО, расходуется примерно 22 руб. на одно посещение данных объектов привлеченным в округ туристом, что соответствует минимальной границе рекламных расходов в крупных туристических странах. Общий объем затрат на проведение рекламно-информационной кампании до 2011 г. составит примерно 27,8 млн. руб.
По указанным в приложении 3 к Программе маршрутам необходимо организовать экскурсионное обслуживание, которое может быть создано за счет коммерческих организаций, занятых в туристском бизнесе, по заданию ГУ Дирекция Программы.
В расчетах не учитывались затраты на возможное переселение жителей из сносимых или реконструируемых домов, выплату компенсаций собственникам нежилых помещений, изымаемых в процессе выполнения Программы, затраты на проведение работ по городским внешним инженерным сетям. Данные затраты могут быть определены на стадии проведения инвентаризации существующего жилого и нежилого фондов в объектах, входящих в ТРЗ ВАО, и инвентаризации существующих инженерных сетей, а также при определении точек и технологических условий присоединения к инженерным коммуникациям.
Доходная часть при реализации Программы образуется напрямую - из прибыли от эксплуатации объектов, находящихся в собственности города, и косвенно - из дополнительных налоговых и неналоговых поступлений в бюджет города Москвы от функционирования формирующихся объектов инфраструктуры.
Предполагается, что структура поступлений соответствует структуре доходной части бюджета города Москвы. Прямые доходы при реализации Программы ТРЗ ВАО приходятся на объекты туристского показа - памятники, музеи, парки, усадьбы и т.д., которые формируют поток туристов, но сами по себе являются малодоходными. Поэтому принятое в расчетах упрощение по формированию доходной части при реализации Программы представляется правомерным.
Основными источниками поступлений в бюджет города Москвы по состоянию на 2007 г. применительно к Программе ТРЗ ВАО являются:
- налог на прибыль организаций в части выплат в бюджет города Москвы (47,05% доходной части бюджета города Москвы 2007 г.);
- налог на доходы физических лиц (33,17% доходной части бюджета города Москвы 2007 г.);
- налог на имущество организаций (6,27% доходной части бюджета города Москвы 2007 г.);
- доходы от сдачи в аренду городского имущества (3,9% доходной части бюджета города Москвы 2007 г.).
В этом случае налог на прибыль организаций в части выплат в бюджет города Москвы составляет 52,05% всех поступлений в бюджет города Москвы. В расчетах предполагается, что данная пропорция сохраняется и в поступлениях в доходную часть при реализации разработанной Программы.
Источниками данных поступлений являются:
- эксплуатация новых гостиниц;
- увеличение потока туристов и отдыхающих местных жителей в объектах инфраструктуры (объекты питания, сувенирные магазины, развлекательные объекты);
- эксплуатация экскурсионных маршрутов.
Общий суммарный годовой объем поступлений в бюджет города Москвы в виде налоговых и неналоговых поступлений от развития гостиничной сети после 2011 г. составит примерно 255,7 млн. руб., из них поступления от прибывающих в Москву туристов - 74,4 млн. руб.
Согласно Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. существующий поток на объектах ТРЗ ВАО составляет около 83950 человек/год (230 человек/день), к 2011 г. поток составит 600-800 тысяч человек/год (1643-2192 человек/день), а к 2016 г. - 1896-1978 тысяч человек/год (5195-5419 человек/день).
Исходя из потребности объектов ТРЗ ВАО в новых объектах питания можно предположить, что годовые поступления в бюджет города Москвы в виде отчислений от предприятий питания составят:
к 2011 г. - 11,2-14,9 млн. руб.,
к 2016 г. - 35,4-37,0 млн. руб.
Прогнозируемые ежегодные поступления в бюджет города Москвы в виде налоговых и неналоговых отчислений от организации экскурсий составят
в 2011 г. около 10,1-13,4 млн. руб. и
в 2016 г. и последующих годах около 31,9-33,3 млн. руб.
При средней численности экскурсионной группы примерно 50 человек (вместимость одного туристского автобуса) ожидается, что это составит примерно 4 и 11 экскурсий в день в 2011 г. и в 2016 г. соответственно.
После ввода всех рассматриваемых объектов в эксплуатацию суммарные годовые поступления в бюджет города Москвы в виде налоговых и неналоговых отчислений от реализации проекта развития ТРЗ ВАО составят примерно 141,7-144,6 млн. руб., что за вычетом расходов на рекламно-информационную кампанию составит примерно 115,4-118,3 млн. руб.
Общая окупаемость по проекту составляет около 9 лет, что представляется допустимым при создании объектов городской инфраструктуры.
Следует заметить, что только эксплуатации экскурсионных маршрутов недостаточно для развития ТРЗ ВАО. Кроме этого необходимо создание других центров доходов, а именно, развитие в составе ТРЗ ВАО зон отдыха и привлечение посетителей из числа москвичей.
Особое значение следует придать развитию событийного туризма (шоу, театрализованные праздники, карнавалы и т.д.). Мероприятия событийного туризма, как правило, привлекают большое количество посетителей, пользуются повышенным вниманием прессы. Для успешной реализации подобных мероприятий в Восточном административном округе имеются все возможности. Так, например, с Восточным административным округом связаны такие известные бренды как "Ботик Петра I", "Потешные полки Петра I", "Сокол Ширяй царя Алексея Михайловича" и др.
Необходимые финансовые средства на выполнение мероприятий Программы из средств бюджета города Москвы предусматриваются Департаментом экономической политики и развития города Москвы по предложениям государственного заказчика - префектуры Восточного административного округа в адресной инвестиционной программе, начиная с 2009 года.
Предусматривается уточнение показателей финансового обеспечения Программы при формировании ежегодной адресной инвестиционной программы города Москвы.
В качестве внебюджетных источников финансирования предполагаются частные инвестиционные вложения при реализации на конкурсной основе отдельных проектов развития туристской инфраструктуры. Программой предполагается привлечение частных инвестиций на создание объектов размещения, объектов общественного питания, организацию экскурсионного обслуживания, производство культурно-массовых программ (исторических, фольклорных, событийных, спортивных и др.).
Возможно привлечение частных инвестиций для финансирования других объектов, инвестиционная привлекательность которых будет выявлена на стадии разработки градостроительной документации.
Следует заметить, что Программа реализуется параллельно с другими туристскими программами, такими как: Программа создания туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы", Программа ТРЗ Северо-Восточного административного округа, Программа по реконструкции архитектурных, садово-парковых ансамблей и исторических мест города Москвы "Венок русских усадеб". Данные программы, дополняя друг друга, создают общее туристско-рекреационное поле города. Часть объектов по программе "Венок русских усадеб" находятся на территории Восточного округа, это обстоятельство учитывалось при разработке мероприятий данной Программы.
VIII. Оценка внешних факторов, влияющих на достижение поставленных целей и выполнение задач
Внешними факторами, влияющими на реализацию Программы, являются:
1. Политическая и экономическая стабильность в стране.
2. Развитие туризма в регионах-конкурентах (в частности: другие столицы мира, а также город Санкт-Петербург).
3. Развитие туризма в городе в целом.
4. Состояние транспортной инфраструктуры страны (авиа- и ж/д перевозки, включая состояние вокзалов, аэропортов).
5. Поддержка городскими властями планов по реализации Программы.
6. Поддержка федеральными властями планов по развитию туризма.
Внешние факторы влияют на туристский поток, что приводит к изменению показателей, в том числе на ТРЗ ВАО. Расчеты показывают, что при изменении туристского потока сроки окупаемости Программы изменяется в следующей зависимости.
Таблица 3
|
пессимистический сценарий |
средневзвешенный сценарий |
оптимистический сценарий |
||
туристский поток |
50% |
75% |
100% |
125% |
150% |
окупаемость Программы, (лет) |
13,8 |
10,6 |
8,7 |
7,5 |
6,8 |
Данные показывают, что влияние внешних факторов достаточно велико, но не критично по отношению к результатам разработанного проекта Программы.
IX. Разработка механизма управления и взаимодействия участников выполнения Программы
Осуществление Программы мероприятий по реализации Концепции создания ТРЗ ВАО предполагает проведение разноплановых работ (разработка градостроительной документации, проведение реконструкции/реставрации, развитие туристской инфраструктуры, мероприятия по продвижению ТРЗ ВАО на туристическом рынке и др.), для чего необходима организация координации их проведения. Основным координирующим органом при выполнении Программы является государственный заказчик, а именно префектура Восточного административного округа, руководитель которой несет ответственность за ход и конечные результаты выполнения Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет Координационный совет Программы (в случае его создания).
Текущее управление реализацией Программы осуществляется префектурой Восточного административного округа.
В установленном порядке для координации работ по Программе, текущего управления Программой Правительством Москвы создается ГУ Дирекция Программы. ГУ Дирекция Программы отслеживает отклонения фактических показателей (как натуральных, так и стоимостных) реализации Программы от утвержденных, устанавливает причины отклонения и готовит предложения по корректировке целевых показателей, механизму реализации Программы, составу исполнителей.
Исполнители реализации отдельных мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности и размещении государственных заказов и нормативными актами города Москвы порядке.
В качестве организаторов по различным мероприятиям при реализации проекта Программы могут выступать администрации объектов показа, администрации объектов туристской инфраструктуры, расположенные на территории Восточного административного округа, туристские организации, оперирующие на территории округа.
При организации объектов туристской инфраструктуры, в том числе торговли сувенирной продукцией, предусматривается привлечение исполнителей, участников, инвесторов на конкурсной основе также среди субъектов малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми документами и городскими целевыми программами.
ГУ Дирекция Программы также может выполнять управляющие функции, в том числе на этапе эксплуатации туристско-рекреационной зоны. Организация эффективного взаимодействия участников реализации Программы представляется одним из ключевых факторов успеха Программы.
При необходимости префектура Восточного административного округа (по рекомендации ГУ Дирекция Программы) вносит в Правительство Москвы предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации Программы. Срок реализации Программы может продлеваться не более, чем на один год.
При необходимости продления срока реализации Программы более, чем на один год разрабатывается новая Программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с установленным порядком.
Предполагается, что часть оперативных вопросов исполнители Программы, как субъекты туристской индустрии, могут решать между собой самостоятельно.
X. Предложения по историко-архивным исследованиям объектов культурного наследия
В связи с тем, что многие рассматриваемые объекты показа являются памятниками истории, культуры и архитектуры, в рамках разработки градостроительной документации необходимо предусмотреть раздел историко-архитектурных и архивных исследований в соответствии с действующим порядком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.