Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 8 декабря 2008 г. N 319-РМ
Программа
формирования и подготовки резерва управленческих кадров города Москвы на 2009-2010 гг.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Создание новой модели государственного управления в стране и ее регионах со всей очевидностью требует оптимизации и обновления управленческих кадров. Этой цели можно достичь при наличии оптимальной и эффективной системы отбора, профессионального обучения и рационального использования высококвалифицированных, инициативных и перспективных кадров, прежде всего управленческого уровня.
Важным элементом в механизме отбора, подготовки и рационального использования управленческих кадров выступает институт кадрового резерва. Главная задача создания кадрового резерва заключается в том, чтобы выявить наиболее перспективных специалистов, обладающих качествами, которые более всего необходимы для данной профессиональной деятельности.
Под резервом управленческих кадров города Москвы (далее - резерв) понимается специально сформированная на основе индивидуального отбора и комплексной оценки группа опытных работников, положительно оцениваемая по результатам предыдущей деятельности, прошедшая специальную подготовку, обладающая необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на более высокие руководящие должности.
Основными целями формирования, подготовки и использования резерва являются:
- создание подготовленного к управлению в новых условиях состава управленческих кадров;
- обеспечение непрерывности и преемственности государственного управления;
- совершенствование процесса управления в государственном и негосударственном секторах на основе отбора, обучения и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно руководить органами государственной власти, управлять производством и людьми.
В современных условиях важнейшее значение в государственной кадровой политике Мэра Москвы и Правительства Москвы приобретает формирование и подготовка резерва.
Первостепенного внимания в силу своей значимости в жизни мегаполиса заслуживают управленческие кадры, замещающие государственные должности города Москвы и должности государственной гражданской службы города Москвы, которые возглавляют государственные органы города Москвы, а также должности руководителей подведомственных им организаций и организаций, где город имеет права собственника с долей города Москвы в уставном капитале более пятидесяти процентов.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2003 г. N 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 июня 2008 г. N 531-ПП) органы исполнительной власти города Москвы назначают на должность и освобождают от занимаемой должности руководителей подведомственных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 576-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, и принципах стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1099-ПП и от 5 августа 2008 г. N 697-ПП) полномочия права акционера осуществляются посредством выдвижения кандидатур в органы управления и контроля.
Для создания целостной системы формирования и подготовки резерва в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, поручением Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе и поручением Мэра Москвы разработана Программа формирования и подготовки резерва управленческих кадров города Москвы на 2009-2010 гг. (далее - программа).
Объект программы - управленческие кадры государственной гражданской службы государственных унитарных предприятий, государственных учреждений города Москвы.
Предмет программы - отбор, формирование, профессиональное обучение и выдвижение управленческих кадров города Москвы, организаций, где город имеет права собственника с долей города Москвы в уставном капитале более пятидесяти процентов.
2. Цель, задачи, сроки и основные этапы реализации программы
Цель программы - создание единой общегородской системы формирования и подготовки резерва, позволяющей отобрать, подготовить и эффективно использовать наиболее квалифицированных перспективных управленческих кадров для назначения на:
- государственные должности города Москвы;
- должности руководителей государственных органов города Москвы, относящиеся к должностям государственной гражданской службы города Москвы;
- должности руководителей в государственных унитарных предприятиях;
- должности руководителей в государственных учреждениях города Москвы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- создание системы правового, организационного, методического и финансового обеспечения процесса формирования резерва;
- применение эффективных форм и методов оценки управленческих кадров для отбора и включения в резерв;
- определение порядка и условий нахождения в резерве, его пополнения и исключения из резерва;
- определение порядка и условий профессионального развития сформированного резерва, создание единой системы подготовки;
- создание механизма оценки степени подготовленности лиц, включенных в резерв, для их назначения на управленческие должности;
- формирование механизма выдвижения лиц, включенных в резерв, и контроля за этим процессом;
- разработка методов планирования и расчета численности резерва;
- создание системы мониторинга имеющихся и образующихся вакансий управленческих должностей, ведения единой базы данных лиц, включенных в резерв;
- создание условий для должностного роста управленческих кадров и их периодической ротации;
- создание системы управления формированием и подготовкой резерва.
Реализация программы рассчитана на 2009-2010 гг. и предусматривает следующие этапы:
Первый этап (2009 г.) - разработка нормативной правовой базы; создание организационной структуры формирования действующего резерва; формирование действующего резерва; создание банка данных; организация профессионального обучения действующего резерва.
Второй этап (2010 г.) - профессиональное обучение действующего резерва, обновление действующего резерва; ведение банка данных; проведение соответствующих финансово-экономических мероприятий; завершение и презентация итогов специальной научно-исследовательской работы; проведение мониторинга формирования, подготовки и использования резерва; формирование перспективного резерва и организация его профессионального обучения; обобщение итогов реализации программы и внедрение их положительных результатов в практику кадровой политики и кадровой работы города Москвы.
3. Система мероприятий, предусмотренных программой
3.1. Совершенствование нормативной правовой базы формирования и подготовки резерва на основе анализа федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов, иных правовых актов города Москвы о резерве
Федеральные нормативные правовые акты и правовые акты города Москвы, которые бы регулировали вопросы формирования резерва в государственных органах города Москвы, государственных унитарных предприятиях, государственных учреждениях, в настоящее время отсутствуют, что серьезно затрудняет работу по созданию резерва.
В целях создания системы формирования и подготовки резерва необходимы разработка и принятие следующих правовых актов:
- положение о реестре должностей руководителей для формирования резерва;
- положение о реестре лиц, включенных в резерв, и его ведении;
- положение о порядке включения в резерв и нахождения в составе резерва;
- перечень типовых форм документов по формированию и подготовке резерва;
- перечень (банк) тестовых и других оценочных материалов для проведения отбора в резерв.
3.2. Совершенствование организационной структуры формирования и подготовки резерва и работы с ним
Основными организационными принципами формирования резерва управленческих кадров выступают: равный доступ и добровольность включения в резерв в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; ответственность руководителей государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, за формирование резерва и работу с ним; решение вопросов отбора в резерв с учетом общественного мнения, гласности.
Резерв включает в себя две группы:
- действующий резерв;
- перспективный резерв.
Отбор кандидатов в резерв обеих групп проводится по однородным категориям управленческих должностей.
Система органов, осуществляющая формирование резерва, включает:
- Комиссию при Мэре Москвы по формированию и подготовке резерва управленческих кадров (Городская комиссия);
- комиссии, создаваемые в государственных органах города Москвы на основе конкурсных комиссий.
Координатором деятельности в этой области является Аппарат Мэра и Правительства Москвы.
Исполнительным органом Городской комиссии является Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы.
Исполнительными органами комиссий государственных органов города Москвы выступают кадровые подразделения соответствующих государственных органов города Москвы.
3.3. Формирование единой системы отбора, критериев и методик оценки претендентов на включение в резерв
Отбор кандидатов в резерв осуществляется комиссиями государственных органов города Москвы под однородные управленческие должности в соответствии с реестром. Порядок отбора в резерв включает:
- определение перечня должностей и численности резерва;
- определение последовательности и условий отбора;
- определение критериев отбора и квалификационных требований к кандидатам;
- выработку и применение современных методов оценки претендентов.
Перечень должностей, назначение на которые осуществляется из резерва, определяется Городской комиссией с учетом приоритетных направлений экономического и социального развития города Москвы.
При определении численности резерва следует исходить из следующих положений:
- численность и должностной состав кадрового резерва определяется с учетом потребностей в управленческих кадрах на ближайший период и на отдаленную перспективу;
- на каждую должность, предусмотренную в штате, подбирается, как правило, 2-3 лица.
3.4. Проведение семинаров и научно-исследовательских работ по применению новых подходов к формированию и подготовке резерва
В целях совершенствования работы по формированию и подготовке резерва необходимо внедрение современных инновационных технологий, включающих в себя новые подходы к процессу формирования резерва и работы с ним.
Для решения этих задач предусматривается проведение научно-исследовательской работы на тему: "Формирование, профессиональное развитие и рациональное использование резерва управленческих кадров города Москвы".
3.5. Совершенствование системы профессионального обучения лиц, включенных в резерв
Цель профессионального развития резерва - подготовка и профессиональное обучение лиц, находящихся в резерве, к замещению освобождающейся управленческой должности в той или иной сфере государственного и хозяйственного управления города Москвы.
Подготовка лиц, включенных в резерв, осуществляется на базе образовательных учреждений, отобранных в установленном порядке для проведения соответствующего вида и уровня подготовки.
Работа с лицами, включенными в резерв, должна осуществляться в соответствии с общим и индивидуальными планами, в которых предусматриваются конкретные мероприятия по приобретению необходимых теоретических, правовых, управленческих, экономических и других знаний, необходимых для будущей управленческой работы.
Применительно к действующему резерву преимущественно осуществляются такие формы обучения, как повышение квалификации и стажировка в вышестоящей должности. Применительно к перспективному резерву осуществляется, наряду с повышением квалификации и стажировкой, профессиональная переподготовка.
Для лиц, включенных в резерв, должна использоваться такая форма обучения, как самообразование.
Для государственных гражданских служащих города Москвы, включенных в резерв, обучение должно осуществляться в рамках государственного заказа Правительства Москвы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих. Для граждан профессиональное обучение по аналогичным учебным программам должно осуществляться также за счет средств бюджета города Москвы, а до решения данного вопроса - за счет государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, где они работают.
По итогам профессионального обучения при выдвижении на вакантную управленческую должность лицо, находящееся в резерве, должно пройти соответствующее испытание на предмет соответствия квалификационным требованиям по новой должности.
3.6. Создание единой системы мониторинга резерва и ведения базы данных
Мониторинг резерва возлагается на государственные органы города Москвы, их подразделения по государственной службе и кадрам. Результаты проведенного мониторинга ежегодно представляются Городской комиссии. Органом координации системы мониторинга резерва является Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы.
Задачами мониторинга резерва являются:
- учет управленческих должностей в соответствии с реестром;
- учет вакантных управленческих должностей, динамики их замещения из числа резерва;
- отслеживание количественно-качественных характеристик лиц, включенных в резерв, прошедших обучение и выдвинутых на управленческие должности;
- определение наиболее эффективных форм и методов отбора лиц в резерв, их профессионального обучения и выдвижения на вакантные должности;
- изучение вопросов мотивации и стимулирования лиц, включаемых в резерв;
- выявление на основе проведенных наблюдений позитивных и негативных тенденций развития резерва и формулирование для Городской комиссии научно-практических рекомендаций.
Результаты мониторинга резерва служат информационной основой для ведения Управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы электронного банка данных на лиц, включенных в резерв, выдвинутых из резерва на вышестоящие управленческие должности и исключенных из резерва.
4. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование расходов, связанных с формированием и подготовкой резерва управленческих кадров города Москвы, осуществляется за счет средств, предусмотренных на указанные цели в бюджете города Москвы на 2009-2010 гг.
5. Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программой
Координатор программы - Аппарат Мэра и Правительства Москвы.
Координатор программы обеспечивает проведение городской кадровой политики в области формирования и подготовки резерва посредством координации принятых нормативных правовых актов и утвержденных мероприятий, связанных с формированием резерва, взаимодействия государственных органов, других организаций по реализации программы.
Контроль за ходом реализации программы осуществляет координатор программы - Аппарат Мэра и Правительства Москвы.
6. Ожидаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы должно быть обеспечено:
- приведение нормативной правовой и организационной базы формирования и подготовки резерва в соответствие с предъявляемыми требованиями по формированию резерва с учетом сложившихся общественных отношений и финансово-экономических условий;
- создание единой общегородской системы формирования и подготовки резерва;
- создание организационно-правового механизма, обеспечивающего объективную оценку кадров на этапах их отбора, нахождения в резерве и выдвижения на управленческие должности;
- выработка и реализация единой системы технологий и методик отбора управленческих кадров;
- выработка и внедрение системы рационального использования резерва;
- формирование мобильной высококвалифицированной группы специалистов-управленцев, имеющих опыт практической работы и способных обеспечить работу управленческих структур на более высоком уровне;
- повышение эффективности городской кадровой политики в системе органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений.
7. Мероприятия по реализации программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.