Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2011 г. N Ф06-531/2011
г. Казань
09 марта 2011 г. |
Дело N А12-13369/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
ответчика - Бунина К.А., доверенность от 03.09.2010 N 28,
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба", г. Волгоград
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2010 (судья Кострова Л.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А12-13369/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба", г. Волгоград к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгограда, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, г. Волгограда, с участием в деле третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Федеральный депозитный банк" г. Волгоград, о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения, незаконными действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Региональная энергетическая служба" (далее - ЗАО "РЭС", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области (далее - ответчик, Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области) по возобновлению действия инкассовых поручений от 16.11.2009 N 6302-6303 и признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене судебного акта.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области считает, что судами первой и апелляционной инстанции были правильно применены нормы материального права, кассационная жалоба заявителя является необоснованной, направленной на переоценку доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций, которыми дана надлежащая правовая оценка.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, требованием N 793 по состоянию на 23.10.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (далее - налоговый орган) предложено ЗАО "РЭС" уплатить в срок до 13.11.2009 налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года в размере 5 820 176 руб., пени по указанному налогу в размере 554 312,98 руб.
В связи с неисполнением требования в установленный срок, 16.11.2009 налоговым принято решение N 1138 о взыскании налогов и пени за счет денежных средств Общества и направлены инкассовые поручения от 16.11.2009 N 6302-6303 на списание налога в банк.
Из материалов дела следует, что 27.11.2009 налоговым органом приняты решение N 218 и постановление N 207 о взыскании налога и пени за счет имущества ЗАО "РЭС". После вынесения указанных решения и постановления действие инкассовых поручений было приостановлено налоговым органом с уведомлением об этом банка Общества.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2010 по делу N А12-25260/2009 признаны недействительными как не соответствующие нормам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" указанные решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Волгоградской области и постановление о взыскании налога за счет имущества ЗАО "РЭС".
Судами установлено, что 01.12.2009 в связи с исключением ЗАО "РЭС" из перечня крупнейших налогоплательщиков Общество снято с учета в Межрайонной ИФНС России N 2 по Волгоградской области, все документы в отношении налогоплательщика были переданы в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области, в которой ЗАО "РЭС" состояло на налоговом учете с момента образования - с 20.09.2005.
Из материалов дела следует, что 31.05.2010 налоговым органом направлено письмо ответчику о необходимости возобновления действия инкассовых поручений, предъявленных к расчетным счетам ЗАО "РЭС" в связи с признанием арбитражным судом недействительными решений и постановлений о взыскании задолженности по обязательным платежам за счет имущества ЗАО "РЭС".
Судами установлено, что 18.06.2009 ответчиком направлены письма в банк о возобновлении действия инкассовых поручений.
Заявитель, считая, действия по возобновлению исполнения инкассовых поручений незаконными, а инкассовые поручения не подлежащими исполнению, обратился в суд с указанными выше требованиями.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к правомерному выводу, что ответчиком были соблюдены все процессуальные нормы принудительного взыскания недоимки и инкассовые поручения содержат все сведения, позволяющие идентифицировать платеж, установили, что взысканию подлежит текущая задолженность, следовательно, оснований для признания их не подлежащими исполнению, не имеется.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.03.2009 по делу N А12-1630/2009 в отношении ЗАО "РЭС" введена процедура наблюдения. Заявление о признании ЗАО "РЭС" несостоятельным (банкротом) принято судом к производству 27.01.2009.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.08.2009 по делу N А12-1630/2009 ЗАО "РЭС" признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.
Согласно статье 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002 (далее - Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 8, 9 постановления N 25 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" указал, что при решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр кредиторов следует учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового (отчетного) периода.
Оспариваемыми инкассовыми поручениями взыскиваются суммы налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года, а также, как установлено судами и следует из решения суда по делу N А12-25267/2009, пени, начисленные на недоимку по налогу на добавленную стоимость за 1,2,3 кварталы 2009 года. Даты возникновения обязанности по уплате налога за 1,2,3 кварталы 2009 года наступили соответственно 30 марта, 30 июня, 30 сентября 2009 года, то есть после даты принятия заявления к производству и введения в отношении ЗАО "РЭС" процедуры наблюдения, в связи с чем задолженность по налогу и пени, указанная в инкассовых поручениях, является текущей.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства.
Таким образом, налоговым органом правомерно приняты меры по взысканию налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2009 года и пени по налогу на добавленную стоимость за 1,2,3 кварталы 2009 года за счет денежных средств ЗАО "РЭС" на расчетном счете в банке.
Судами установлено, что в оспариваемых инкассовых поручениях содержится вся необходимая информация о категории платежа и подтверждающая отнесение взыскиваемого налога к текущему платежу.
Доводы общества о неправомерности действий ответчика по возобновлению действия инкассовых поручений также правомерно признаны судами необоснованными.
Налоговым законодательством не предусмотрено обязанности налогового органа по приостановлению действия инкассовых поручений при вынесении решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
Данная обязанность предусмотрена пунктом 3.2 методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, утвержденных 13.11.2003 совместным приказом Министерства налоговой службы России (N БГ-3-29/619) и Министерства юстиции России (N 289).
Согласно данному приказу в целях защиты прав должника и приведения действий по принудительному взысканию налогов (сборов), а также пеней в соответствие с законодательством Российской Федерации после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства налоговый орган принимает решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника) и в тот же день направляет его в соответствующий банк.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.07.2005 N 853/05, отзыв инкассовых поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества.
Механизм взаимодействия налоговых органов и службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов, принятых во исполнение решений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, предусмотренный приказом от 13.11.2003, создает определенные гарантии налогоплательщикам, направленные на предотвращение излишнего взыскания с них сумм налогов и пеней.
При таких обстоятельствах, действия по возобновлению инкассовых поручений не противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации и сами по себе не нарушают права налогоплательщика, поскольку обязанность по приостановлению инкассовых поручений у налогового органа отсутствовала.
Более того, законодательством о налогах и сборах не установлено предельных сроков, в течение которых могут исполняться правомерно принятые, с соблюдением установленных законом сроков решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и выставленные на их основании инкассовые поручения.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
При подаче кассационной жалобы Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, которая подлежит взысканию в соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2010 по делу N А12-13369/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба", г. Волгоград в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговым законодательством не предусмотрено обязанности налогового органа по приостановлению действия инкассовых поручений при вынесении решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика.
Данная обязанность предусмотрена пунктом 3.2 методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, утвержденных 13.11.2003 совместным приказом Министерства налоговой службы России (N БГ-3-29/619) и Министерства юстиции России (N 289).
...
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.07.2005 N 853/05, отзыв инкассовых поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества.
Механизм взаимодействия налоговых органов и службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов, принятых во исполнение решений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, предусмотренный приказом от 13.11.2003, создает определенные гарантии налогоплательщикам, направленные на предотвращение излишнего взыскания с них сумм налогов и пеней.
При таких обстоятельствах, действия по возобновлению инкассовых поручений не противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации и сами по себе не нарушают права налогоплательщика, поскольку обязанность по приостановлению инкассовых поручений у налогового органа отсутствовала."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2011 г. N Ф06-531/2011 по делу N А12-13369/2010