Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2011 г. N Ф06-1003/2011
г. Казань
09 марта 2011 г. |
Дело N А55-14398/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Герасимовой Е.П.,
при участии представителей:
заявителя - Золотова В.А., доверенность от 01.08.2009 N 204,
ответчика - Окунева Е.Б., доверенность от 11.01.2011 N 58,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Средневолжского линейного управления внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2010 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Апаркин В.Н.)
по делу N А55-14398/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Курумоч" к Средневолжскому линейному управлению внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу о признании недействительным отказа от 15.06.2010 N 20/8-1694 в выдаче лицензии,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Курумоч" (далее - ОАО "Международный аэропорт "Курумоч", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Средневолжского управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Средневолжское УВД на транспорте, административный орган), оформленного письмом от 15.06.2010 N 20/8-1694, а также об обязании выдать лицензию на приобретение служебного оружия и патронов к нему.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Средневолжское УВД на транспорте просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" имеет в своем составе в качестве структурного подразделения службу авиационной безопасности, действующую на основании Положения, утвержденного генеральным директором общества 02.09.2009 (далее - Положение о службе авиационной безопасности).
Пунктом 4.2.14 устава ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" предусмотрено, что одним из основных видов деятельности ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" является оказание услуг по авиационной безопасности, предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей, багажа, ручной клади, груза, почты, воздушных судов, охрана воздушных судов и других объектов, предупреждение и пресечение во взаимодействии с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, МВФ, ФПС России и другими структурами попыток захвата и угона воздушных судов, а также иных актов незаконного вмешательства в деятельность авиации.
Федеральным агентством воздушного транспорта 19.12.2007 ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" выдан сертификат соответствия N ФАВТ А.01006 сроком действия до 19.12.2010, согласно которому общество соответствует требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, в том числе по обеспечению авиационной безопасности.
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта обществу выдана лицензия серии АБ N 0907047 на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности на срок до 10.09.2012 с указанием места осуществления данной деятельности - г. Самара, Аэропорт.
Согласно представленному в материалы дела сертификату соответствия N ФАВТ А.07.00271, выданному Управлением транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта, сроком действия до 14.12.2012 ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" признан соответствующим требованиям, предписанным нормативными документами, в том числе в сфере организации обеспечения авиационной безопасности, организации предполетного досмотра воздушных судов, пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей гражданских воздушных судов, лиц, из числа авиационного персонала гражданской авиации, грузов, почты и бортовых запасов, обеспечения безопасности воздушных судов, включая их охрану, организация обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, охраны территории аэропорта и объектов его инфраструктуры.
03.06.2010 общество обратилось в Средневолжское УВД на транспорте с заявлением о выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему. В заявлении указывалось на тип и количество планируемого к приобретению оружия: пистолет ИЖ-71 в количестве 4 штук, а также количество патронов к нему - 468 штук, карабин Сайга - 410 в количестве 12 единиц и патроны к ним в количестве - 3120 штук.
Письмом от 15.06.2010 N 20/8-1694, Средневолжским УВД на транспорте отказано в выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, сославшись на то, что в силу статей 4, 10, 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) службы авиационной безопасности аэродромов (аэропортов) не входят в перечень субъектов, имеющих право на приобретение оружия, и не являются юридическим лицами с особыми уставными задачами.
Не согласившись с отказом в выдаче лицензии, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исходили из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона об оружии заявление, о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечить условия безопасности производства, учет и сохранность оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные Законом об оружии основания.
В соответствии с пунктом 19 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814, право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в статьях 10 и 15 Закона об оружии, за исключением государственных военизированных организаций.
Статьей 10 Закона об оружии определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.
В силу статьи 12 Закона об оружии юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.
Согласно статье 4 Закона об оружии к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (пункт 3 статьи 4 Закона об оружии).
Статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Данные положения закреплены также в пункте 4 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил службы авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что юридические лица, деятельность которых связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, входят в категорию юридических лиц с особыми уставными задачами применительно к пункту 2 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона N 150-ФЗ.
Таким образом, ОАО "Международный аэропорт "Курумоч" является субъектом, имеющим право на приобретение служебного оружия, поскольку, одним из основных видов деятельности общества является обеспечение авиационной безопасности, участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушного суд на и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте.
Кроме того, общество имеет лицензию серии АБ N 0907047 на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, судами проверены и отклонены по мотиву несостоятельности.
Сведений, опровергающих выводы судов, в кассационной жалобе и прилагаемых к ней документах не содержится.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 20.09.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2010 по делу N А55-14398/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Средневолжского линейного управления внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Данные положения закреплены также в пункте 4 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил службы авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что юридические лица, деятельность которых связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, входят в категорию юридических лиц с особыми уставными задачами применительно к пункту 2 статьи 4 и статьи 10 Федерального закона N 150-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2011 г. N Ф06-1003/2011 по делу N А55-14398/2010
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5347/11
20.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3338/11
20.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1926/11
14.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5347/11
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1003/2011