г. Казань |
|
19 июня 2014 г. |
Дело N А55-16517/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2013 (судья Морозов Г.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-16517/2013
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0210002:74 равной 4 447 615,50 руб. и обязании осуществить действия, с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Аква Хаус", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "ФКП Росреестра" об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0210002:74, равной 4 447 615 руб. 50 коп., определенной в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.17.2033 N 254 в период с 30.12.2008 по 25.02.2013 и обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0210002:74 (в период действия постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473) с 30.12.2008 по 25.02.2013, равной 30 741 935 руб. 67 коп. и определенной в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.
Как установлено судом, 24.10.2008 между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью "Аква Хаус" заключен договор аренды земельного участка площадью 2889 кв. м с кадастровым номером 63:01:0210002:0074, для использования под установку временного павильона для хранения плавательных средств.
Согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 4 447 615 руб. 50 коп.
Министерство полагая, что в государственном кадастре недвижимости содержатся недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку они основаны на утратившим силу постановлении Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области", в то время как с 30.12.2008 вступило в силу и действует постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", сведения из которого о новой кадастровой стоимости органом кадастрового учета в нарушение своей обязанности, предусмотренной пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не внесены, обратилось в суд с настоящими требованиями.
По мнению заявителя, кадастровую стоимость спорного земельного участка необходимо определять на основании пункта 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), согласно которому кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний (путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу положений пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
В спорный период нормативная цена земельного участка в установленном законом порядке не определена.
В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В ходе судебного разбирательства ходатайства о назначении и проведении экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка Министерством не заявлялось, отчет об оценке, содержащий в себе сведения о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлен.
Суды предыдущих инстанций правомерно отклонили довод заявителя о том, что кадастровую стоимость спорного земельного участка необходимо определять на основании пункта 2.5 Методических указаний N 222, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1-2.1.16 настоящих Методических указаний (путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка) в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний N 222 данные применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В данном случае сведения о спорном земельном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости 16.11.2006 и в последующем какие-либо изменения в данные сведения не вносились.
С учетом этого судом сделан правильный вывод о том, что сведения о спорном земельном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости 16.11.2006 и в последующем какие-либо изменения в данные сведения не вносились.
Правоотношения об установлении кадастровой стоимости, являющиеся предметом настоящего спора, не могут регулироваться нормами пункта 2.5 Методических указаний N 222.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11-20, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
В силу положений пункта 1 статьи 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о задачах судопроизводства не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Принимая во внимание, что вопросы внесения изменений в государственный кадастр недвижимости находятся в компетенции заинтересованного лица, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0210002:74 равной 4 447 615 руб. 50 коп., определенной в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.17.2033 N 254 в период с 30.12.2008 по 25.02.2013, тем более, что постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210002:74 не утверждалась.
Суды предыдущих инстанций правильно указали на избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права и отклонили его ссылку на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.12.2011 N 12651/11. Суды указали, что предмет спора и характер спорных правоотношений по делу N А46-13112/2010 и по настоящему делу не идентичны. В настоящем споре изменения кадастровой стоимости основаны на нормативных актах и подлежат определению на основании нормативного правового акта, в то время как в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 рассмотрена ситуация, в которой изменения кадастровой стоимости основаны на изменении вида разрешенного использования.
Таким образом, обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению в силе, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу N А55-16517/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений пункта 1 статьи 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
...
Суды предыдущих инстанций правильно указали на избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права и отклонили его ссылку на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.12.2011 N 12651/11. Суды указали, что предмет спора и характер спорных правоотношений по делу N А46-13112/2010 и по настоящему делу не идентичны. В настоящем споре изменения кадастровой стоимости основаны на нормативных актах и подлежат определению на основании нормативного правового акта, в то время как в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 рассмотрена ситуация, в которой изменения кадастровой стоимости основаны на изменении вида разрешенного использования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2014 г. N Ф06-6406/13 по делу N А55-16517/2013