г. Самара |
|
19 февраля 2014 г. |
Дело N А55-16517/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Екатеринин И.И., доверенность от 26.12.2013 г. N 363;
от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - Рябченкова Е.Ю., доверенность от 25.01.2013 г. N 63 АА 1586808;
от ООО "Аква Хаус" - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2013 года по делу N А55-16517/2013 (судья Морозов Г.Н.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица - ООО "Аква Хаус",
об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0210002:74 равной 4447615,50 руб. и обязании осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ФГБУ "ФКП Росррестра" об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0210002:74, равной 4 447 615 рублей 50 коп., определенной в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.17.2033 N 254 в период с 30.12.2008 по 25.02.2013 года и обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0210002:74 (в период действия постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473) с 30.12.2008 по 25.02.2013 года, равной 30 741 935 рублей 67 коп. и определенной в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.11.2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области N 254, указывает на неисполнение установленной статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" обязанности по приведению таких сведений в соответствие с Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 после получения данного нормативного правового акта в порядке информационного взаимодействия.
По мнению подателя жалобы, правовые основания для применения кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в кадастровом паспорте от 30.12.2011 и определенной в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 отсутствуют, поскольку постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области для спорного земельного участка, установлены.
Податель жалобы указывает, что правовые основания для применения удельных показателей кадастровой стоимости в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области" в период действия постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 отсутствовали.
По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии изменений в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка не соответствует фактическим обстоятельствам по делу и представленным в материалы дела документам
Податель жалобы ссылается на то, что суд не принял во внимание позицию Президиума ВАС РФ, выраженную в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 по делу NА46-13112/2010, в соответствии с которым споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы заявителя не только в сфере земельных отношений, но и гражданского оборота, в связи с чем подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель ООО "Аква Хаус" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя ООО "Аква Хаус".
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
24.10.2008 года между заявителем и третьим лицом заключен договор аренды земельного участка площадью 2 889 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0210002:0074, для использования под установку временного павильона для хранения плавательных средств (т. 1 л.д. 14-19).
Согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 4 447 615 рублей 50 коп. (л.д. 36).
Министерство считает, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указанные в государственной кадастре недвижимости, являются недостоверными, поскольку основаны на постановлении Губернатора Самарской области от 03.07.2003 года N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области".
По мнению заявителя, кадастровую стоимость спорного земельного участка необходимо определять на основании п. 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N 222 (далее - Методические указания), согласно которому кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктами 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний (путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных Министерством требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В силу положений п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положениями п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
В спорный период нормативная цена земельного участка в установленном законом порядке не определена.
В силу положений ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В ходе судебного разбирательства заявителем каких-либо ходатайств о назначении и проведении экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка не заявлялось и отчетов об оценке, содержащих в себе сведения о рыночной стоимости спорного земельного участка, суду не представлено.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о том, что кадастровую стоимость спорного земельного участка необходимо определять на основании п. 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N 222 (далее - Методические указания), согласно которому кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктами 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний (путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка) в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний данные применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В данном случае сведения о спорном земельном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости 16.11.2006 года и в последующем какие-либо изменения в данные сведения не вносились.
С учетом этого судом сделан правильный вывод о том, что сведения о спорном земельном участке внесены в Государственный кадастр недвижимости 16.11.2006 года и в последующем какие-либо изменения в данные сведения не вносились.
Правоотношения об установлении кадастровой стоимости, являющиеся предметом настоящего спора, не могут регулироваться нормами п. 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N 222.
Кроме того, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 -20, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
В силу положений п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о задачах судопроизводства не могут подменять собой решения органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Принимая во внимание, что вопросы внесения изменений в государственный кадастр недвижимости находятся в компетенции заинтересованного лица, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0210002:74 равной 4 447 615 рублей 50 коп., определенной в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 03.17.2033 N 254 в период с 30.12.2008 по 25.02.2013 года, тем более, что постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0210002:74 не утверждалась.
Судом первой инстанции также правильно указано на то, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права и верно отмечено, что предмет спора и характер спорных правоотношений по данному делу и по делу N А46-13112/2010 не являются идентичными, поскольку в данном споре изменения кадастровой стоимости, по мнению заявителя, носят нормативный характер и кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит определению на основании нормативно-правого акта - приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N 222, а не связи с изменением вида разрешенного использования, как это отражено в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Министерством требований.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2013 года по делу N А55-16517/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16517/2013
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Третье лицо: ООО "Аква Хаус"