Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2011 г. N Ф06-389/2011
г. Казань
09 марта 2011 г. |
Дело N А55-17686/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Желаевой М.З., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
заявителя - Глуховой О.А., доверенность от 26.08.2010 б/н,
ответчика - Пузанова В.В., доверенность от 27.12.2010 N 12-7314,
третьего лица - муниципального предприятия городского округа Самара "Дворец торжеств" - Валюженич М.М., доверенность от 04.02.2011 N 4,
в отсутствие:
третьего лица - Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2010 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-17686/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реноме", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия, при участии третьих лиц: муниципального предприятия городского округа Самара "Дворец торжеств", г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара.
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2010 признан незаконным отказ Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности общества с ограниченной ответственностью "Реноме" (далее - ООО "Реноме") на недвижимое имущество - нежилое помещение общей площадью 37,9 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Молодогвардейская, д. 238, содержащийся в сообщении от 06.08.2010 N 01/186/2010-771.
Суд обязал Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Реноме" путем государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на недвижимое имущество - нежилое помещение общей площадью 37,9 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Молодогвардейская, д. 238.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара от 24 января 2008 г. N 29 "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальному предприятию города Самары "Дворец торжеств" передано в хозяйственное ведение недвижимое имущество - нежилое помещение, общей площадью 37,9 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Молодогвардейская, д. 238.
Регистрирующий орган осуществил государственную регистрацию права хозяйственного ведения на указанное имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04 июля 2008 г. серии 63-АВ N 704048, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04 июля 2008 г. сделана запись регистрации N 63-63-01/126/2008-629.
ООО "Реноме" на основании договора от 15 июня 2010 г. N 3 приобрело у муниципального предприятия городского округа Самара "Дворец торжеств" (далее - МП г. о. Самара "Дворец торжеств", предприятие) указанное нежилое помещение.
ООО "Реноме" и МП г. о. Самара "Дворец торжеств" 21 июня 2010 г. ООО обратились в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Молодогвардейская, дом 238, площадью 37, 9 кв. м
Сообщением от 06 августа 2010 г N 01/186/2010-771 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации перехода права собственности и права собственности на нежилое помещение.
Основанием для отказа в регистрации права собственности на вышеуказанное нежилое помещение Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области указало следующие обстоятельства: имущество изначально было закреплено собственником за муниципальным предприятием в целях его последующего отчуждения; продажа объектов противоречит принципу специальной (целевой) правоспособности МП г. о. Самара "Дворец торжеств"; отсутствие документов, свидетельствующих о том, что спорный объект приобретен одним из способов, установленных статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Пунктом 3.5 Положения о порядке передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям городского округа Самара (далее - Положение), утвержденного постановлением Самарской городской Думы от 01 июня 2001 г. N 76, предусмотрено, что для получения письменного согласия на совершение сделки с недвижимым имуществом, крупной сделки, сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом предприятия, иной сделки, предприятие представляет в Департамент управления имуществом городского округа Самара документы по перечню, утверждаемому Департаментом управления имуществом городского округа Самара.
В течение тридцати дней с момента получения необходимых документов, указанных в пункте 3.5. настоящего Положения, Департамент управления имуществом городского округа Самара принимает решение о согласовании соответствующих сделок по распоряжению имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, либо об отказе в их согласовании (пункт 3.6 Положения).
На обращение МП г. о. Самара "Дворец торжеств" Департамент управления имуществом городского округа Самара письмом от 15 июня 2010 г. N 15-07-04/31536 дал согласие на реализацию объекта недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Молодогвардейская, дом 238, литеры А-А5, 1 этаж, комнаты N 10, 47 площадью 37, 9 кв. м.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктом 1.3 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 16 декабря 2009 г. N 841, ФАС России и его территориальные органы осуществляют государственную функцию по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Преференция представляет собой помощь, льготу, предоставляемую исключительно федеральным или государственным органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления.
Объект недвижимости хозяйствующим субъектом - муниципальным предприятием реализован посредством заключения договора купли-продажи, по цене, установленной независимым оценщиком, не являющейся льготной, что подтверждается отчетом об оценке от 04 июня 2010 г. N 944/10.
Реализация муниципальным предприятием объекта недвижимости, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, путем заключения договора купли-продажи, не является муниципальной преференцией.
Сделка купли-продажи недвижимого имущества совершена в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Согласно пункту 2.3 Устава МП г. о. Самара "Дворец торжеств" предприятие вправе осуществлять операции с недвижимым имуществом, в том числе принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения.
Уставом предприятия не запрещается отчуждать имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Согласно статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие вправе распоряжаться недвижимым имуществом с согласия собственника.
Договор купли-продажи от 15 июня 2010 г. N 3 заключен в соответствии с требованиями действующего законодательства, соответствует уставной деятельности муниципального предприятия.
Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 по делу N А55-17686/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
...
Сделка купли-продажи недвижимого имущества совершена в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
...
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Согласно статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие вправе распоряжаться недвижимым имуществом с согласия собственника."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2011 г. N Ф06-389/2011 по делу N А55-17686/2010
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-389/2011