Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2011 г. N Ф06-927/2011
г. Казань
09 марта 2011 г. |
Дело N А65-35729/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Салиховой З.И.,
при участии представителей:
ответчиков (Республики Татарстан в лице Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан) - Никулина А.Е., доверенность от 10.12.2010 N 6445/08; (Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан) - Сидакова Р.В., доверенность от 31.12.2010,
в отсутствие:
истцов - извещены, не явились,
ответчика (Республики Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан) - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2010 (судья Мазитов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Демина Е.Г.)
по делу N А65-35729/2009
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮрЭко", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Правовой Стандарт", г. Казань, к Республике Татарстан в лице Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, Республике Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан, Республике Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, о взыскании основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам государственного учреждения "Экологический фонд Республики Татарстан", с участием третьих лиц: государственного учреждения "Институт экологии природных систем Академии наук Республики Татарстан", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Институт проблем экологии", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮрЭко" (далее - ООО "ЮрЭко") и общество с ограниченной ответственностью "Правовой стандарт" (далее - ООО "Правовой стандарт") обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковыми заявлениями (с учетом увеличения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)) к Республике Татарстан в лице Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Минэкологии РТ):
о взыскании с Республики Татарстан за счет средств казны Республики Татарстан в лице Минэкологии РТ в пользу ООО "ЮрЭко" 144 636 руб. основного долга, 57 782,08 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и в пользу ООО "Правовой стандарт" 176 636 руб. основного долга, 70 566,08 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам государственного учреждения "Экологический фонд Республики Татарстан" (далее - ГУ "Экофонд РТ") (дело N А65-35729/2009);
о взыскании с Республики Татарстан за счет средств казны Республики Татарстан в лице Минэкологии РТ в пользу ООО "ЮрЭко" 442 456 руб. основного долга, 176 761,17 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и в пользу ООО "Правовой стандарт" 542 456 руб. основного долга и 216 711 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам ГУ "Экофонд РТ" (дело N А65-35730/2009).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.06.2010 дела N А65-35729/2009 и N А65-35730/2009 объединены в одно производство и объединенному делу присвоен номер А65-35729/2009.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Республика Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан (далее - Минфин РТ) и Республика Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное учреждение "Институт экологии природных систем Академии наук Республики Татарстан" (далее - ГУ "Институт экологии природных систем АН РТ"), общество с ограниченной ответственностью "Институт проблем экологии" (далее - ООО "ИнПЭк").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2010 с учетом определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.09.2010 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010, исковые требования в отношении Республики Татарстан в лице Минфина РТ удовлетворены: с Республики Татарстан в лице Минфина РТ в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам ГУ "Экофонд РТ" за счет средств казны взысканы в пользу ООО "ЮрЭко" 587 092 руб. основного долга, 234 543,25 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и в пользу ООО "Правовой стандарт" 719 092 руб. основного долга, 287 277,08 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Минфин РТ просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт, считая, что судами неправильно применены нормы материального права и не выяснены все обстоятельства дела. Доводы заявителя жалобы подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель Минэкологии РТ в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонил и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, между ГУ "Институт экологии природных систем АН РТ" (Исполнитель) и ГУ "Экофонд РТ" (Заказчик) был заключен государственный контракт от 01.07.2005 N 05ДЭФN11/1н, по условиям которого Исполнитель принял на себя обязательство по выполнению научно-исследовательских работ по теме: "Выявление зависимости степени состояния гидротехнических сооружений искусственных водоемов от частоты проявления аварийных ситуаций для прогноза их оптимальной и безопасной эксплуатации", а Заказчик обязался проверить, принять и оплатить выполненные объемы работ.
Также между указанными лицами был заключен государственный контракт от 01.07.2005 N 05ДЭФN12н, по условиям которого ГУ "Институт экологии природных систем АН РТ" (Исполнитель) приняло на себя обязательство по выполнению научно-исследовательских работ по теме: "Разработка универсальной схемы оценки допустимого уровня воздействия в бассейнах малых рек на основе интеграции приемов многофакторного анализа", а ГУ "Экофонд РТ" (Заказчик) обязался проверить, принять и оплатить выполненные объемы работ.
Согласно пункту 3.1 государственных контрактов стоимость работ определялась сметой затрат и составляла соответственно 500 000 руб. и 1 500 000 руб.
Выполненные Исполнителем работы были приняты Заказчиком по актам сдачи-приемки выполненных работ от 30.12.2005.
ГУ "Экофонд РТ" свои обязательства по оплате выполненных работ исполнил частично и образовавшуюся перед ГУ "Институт экологии природных систем АН РТ" задолженность в размере 1 306 184 руб. не погасил. Задолженность Заказчика подтверждается сводными актами сверки по состоянию на 12.10.2006.
Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление от 30.10.2006 N 527 о ликвидации ГУ "Экофонд РТ".
Во время работы ликвидационной комиссии ГУ "Институт экологии природных систем АН РТ" было направлено письмо от 08.08.2007 N 126/01 о включении суммы задолженности по указанным выше государственным контрактам в реестр кредиторов.
В соответствии с договорами уступки прав (цессии) от 27.09.2007 N Ц-04 и от 27.09.2007 N Ц-05 ГУ "Институт экологии природных систем АН РТ" передало ООО "ИнПЭк" право требования задолженности к ГУ "Экофонд РТ" в сумме 321 272 руб. по государственному контракту от 01.07.2005 N 05ДЭФN11/1н и в сумме 984 912 руб. по государственному контракту от 01.07.2005 N 05ДЭФN12н.
О состоявшейся уступке права требования (цессии) ликвидационная комиссия ГУ "Экофонд РТ" была уведомлена письмами от 23.11.2007 N 186/02, 187/02.
ООО "ИнПЭк" также обратилось в ликвидационную комиссию ГУ "Экофонд РТ" с письмом от 26.11.2007 N 101 с просьбой внести задолженность по вышеуказанным государственным контрактам в реестр кредиторов. Однако эта задолженность погашена не была.
В последующем согласно договорам уступки прав (цессии) от 25.09.2009 N 11иЮЭ и от 25.09.2009 N 12иЮЭ, заключенным между ООО "ИнПЭк" и ООО "ЮрЭко", а также договорам уступки прав (цессии) от 25.09.2009 N 1-11ИЭ и от 25.09.2009 N 1-12ИЭ, заключенным между ООО "ИнПЭк" и ООО "Правовой стандарт", к ООО "ЮрЭко" перешло право требования задолженности в размере 587 092 руб., к ООО "Правовой стандарт" - право требования задолженности в размере 719 092 руб.
Право требования уплаты долга в установленном законом порядке перешло к истцам в полном объеме.
ГУ "Экофонд РТ" было ликвидировано 08.09.2008, однако задолженность в полном объеме погашена не была.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что требования к ликвидационной комиссии ГУ "Экофонд РТ" неоднократно были заявлены до завершения ликвидации.
В пунктах 4, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в пунктах 1, 2, 6 статьи 63 и пункте 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами государственных учреждений в порядке субсидиарной ответственности, надлежит исходить из того, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
На основании статей 120, 63 ГК РФ, учитывая, что ГУ "Экофонд РТ" было создано и ликвидировано на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан (постановления от 17.06.1997 N 499 и от 30.10.2006 N 527), являлся самостоятельным юридическим лицом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Республика Татарстан в лице Минфина РТ.
Руководствуясь статьями 63, 120, 307, 333, 382, 384, 395 ГК РФ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", суды предыдущих инстанций правомерно удовлетворили исковые требования в отношении Республики Татарстан в лице Минфина РТ.
Доводы Минфина РТ, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку направлены, по существу, на переоценку установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.08.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 по делу N А65-35729/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пунктах 4, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в пунктах 1, 2, 6 статьи 63 и пункте 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами государственных учреждений в порядке субсидиарной ответственности, надлежит исходить из того, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
На основании статей 120, 63 ГК РФ, учитывая, что ГУ "Экофонд РТ" было создано и ликвидировано на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан (постановления от 17.06.1997 N 499 и от 30.10.2006 N 527), являлся самостоятельным юридическим лицом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Республика Татарстан в лице Минфина РТ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2011 г. N Ф06-927/2011 по делу N А65-35729/2009
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-927/2011