Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2011 г. N Ф06-2036/11
г. Казань
14 апреля 2011 г. |
Дело N А55-15835/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Владимирской Т.В.,
при участии представителей:
ответчика - Леденцовой А.С. (доверенность от 13.01.2011 N 05-13/00300),
в отсутствие:
заявителя - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2010 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2011 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Засыпкина Т.С., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-15835/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары о признании незаконными бездействия инспекции и обязании уплатить проценты, предусмотренные пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока возврата налога,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - Общество, налогоплательщик, ООО "Меридиан") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом увеличения размера заявленных требований) о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция), выразившегося в неправомерном не начислении предусмотренных пунктом 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентов за нарушение срока возврата 2 090 885 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой декларации за 4 квартал 2008 года в размере 270 312,72 руб., а также об обязании Инспекции начислить и уплатить ООО "Меридиан" проценты в указанном размере за нарушение сроков возврата из бюджета НДС.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2010 оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда без изменения от 13.01.2011, заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, заявитель 20.01.2009 представил первичную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2008 года, согласно которой сумма НДС подлежащая возмещению из бюджета составила 2 090 885 руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки декларации налоговым органом 06.07.2009 было принято решение N 12-28/24 об отказе в возмещении сумм НДС и решение N 12-15/346 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
07 июля 2009 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате НДС в сумме 2 090 885 руб. за 4 квартал 2008 года на расчетный счет.
Налоговым органом принято решение N 422 об отказе в осуществлении возврата.
Ответчик считает, что взыскание с Инспекции процентов, начисленных на подлежащую возврату сумму налога, является незаконным.
Не соглашаясь с доводами налогового органа, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно подпункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
В силу статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа, в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
В соответствии со статьей 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения, который в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
При нарушении сроков возврата суммы налога считая с двенадцатого дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Для определения момента возникновения у налогоплательщика права на начисление процентов за несвоевременный возврат НДС необходимо применение в совокупности и взаимосвязи положений статьи 176 НК РФ, установившей последовательную и регламентированную во времени процедуру возмещения налога из бюджета.
При определении даты, с которой подлежат начислению проценты за несвоевременный возврат налога, с целью соблюдения правовой определенности, баланса частного и публичного интересов необходимо исходить из совокупности тех сроков, которые прямо закреплены в пункте 2 статьи 88, пунктах 2 и 8 статьи 176 НК РФ, вне зависимости от фактического соблюдения налоговым органом каждого из них. В противном случае, учитывая доводы ответчика, при уклонении налогового органа от вынесения соответствующего решения либо превышении сроков его вынесения права налогоплательщика будут существенным образом ущемлены, поскольку это приводит к необоснованному сокращению срока просрочки возврата и не обеспечит полной компенсации потерь от задержек возврата налога, ставит разных налогоплательщиков в неравное положение.
По настоящему делу, суды при расчете процентов приняли во внимание, что декларация подана налогоплательщиком 20.01.2010, в соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ Инспекция была обязана в течении 7 дней по окончании проверки, то есть в срок не позднее 20.04.2009 принять решение о возмещении Обществу спорной суммы, а в силу пункта 7 статьи 176 НК РФ одновременно принять решение и о возврате спорной суммы.
Кроме того, учтены положения пункта 8 статьи 176 НК РФ.
В связи с чем обоснованно отклонен судебными инстанциями довод налогового органа о необходимости исчисления срока возврата налога с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А55-28096/2009 о признании незаконным решения налогового органа от 06.07.2009 N 12-28/24 и решения от 06.07.2009 N 12-15/346.
При этом суды обоснованно указали, что признание недействительным решения Инспекции об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение. Вынесение налоговой Инспекцией неправомерного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога. Следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он в соответствии с пунктом 10 статьи 176 НК РФ вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2011 по делу N А55-15835/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Ф.Г. Гарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По настоящему делу, суды при расчете процентов приняли во внимание, что декларация подана налогоплательщиком 20.01.2010, в соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ Инспекция была обязана в течении 7 дней по окончании проверки, то есть в срок не позднее 20.04.2009 принять решение о возмещении Обществу спорной суммы, а в силу пункта 7 статьи 176 НК РФ одновременно принять решение и о возврате спорной суммы.
Кроме того, учтены положения пункта 8 статьи 176 НК РФ.
В связи с чем обоснованно отклонен судебными инстанциями довод налогового органа о необходимости исчисления срока возврата налога с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А55-28096/2009 о признании незаконным решения налогового органа от 06.07.2009 N 12-28/24 и решения от 06.07.2009 N 12-15/346.
При этом суды обоснованно указали, что признание недействительным решения Инспекции об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение. Вынесение налоговой Инспекцией неправомерного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога. Следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он в соответствии с пунктом 10 статьи 176 НК РФ вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2011 г. N Ф06-2036/11 по делу N А55-15835/2010