г. Казань |
|
18 июня 2014 г. |
Дело N А57-13554/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экорос"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.2013 (судья Землянникова В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 (председательствующий судья Каплин С.Ю., судьи: Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-13554/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экорос" (ИНН 6450047970, ОГРН 103640500328), г. Саратов, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (ИНН 6454073184, ОГРН 1056405410137), г. Саратов, ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области Мясникова И.В., г. Саратов, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области Павлова Н.Н., г. Саратов, о признании недействительным предписания от 06.06.2013 N 248
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экорос" (далее - ООО "Экорос", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 06.06.2013 N 248.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного суда от 19.02.2014, в удовлетворении заявления ООО "Экорос" отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, на основании требования и.о. прокурора Ленинского района г. Саратова Гаврилова Н.М. N 25/6-2013 о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, распоряжением Главного государственного санитарного врача по г. Саратову Павлова Н.Н. от 27.03.2013 N 207 назначено проведение внеплановой выездной проверки ООО "Экорос".
В ходе проверки установлено невыполнение обществом требований СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10, Санитарные правила) при обращении с медицинскими отходами.
На основании проведенной проверки в отношении общества составлен акт от 25.04.2013 N 207, 29.04.2013 возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении от 05.06.2013 N 279 и выдано предписание от 06.06.2013 N 248 об устранении нарушений законодательства.
Не согласившись с указанным предписание, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Право должностных лиц Управления Роспотребнадзора давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований предусмотрено положениями части 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1.2. СанПиН 2.1.7.2790-10, настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Пункт 1.3. СанПиН 2.1.7.2790-10 предусматривает, что настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Осуществление обществом сбора, накопления, аппаратного обеззараживания/обезвреживания, утилизации отходов класса Б и В подтверждается протоколами осмотров с фототаблицами к ним от 16.05.2013, от 22.05.2013, списком сотрудников, занятых с обращением с отходами, представленным обществом, списком лечебных учреждений, с которыми заключены договоры на транспортировку и обеззараживание/обезвреживание медицинских отходов, технологическим журналом участка обеззараживания медицинских отходов, инструкцией по обращению с медицинскими отходами, утвержденной управляющим ООО "Экорос", копиями договоров с медицинскими учреждениями.
Вместе с тем, обществом не оспаривалось, осуществление транспортирования отходов с территории организаций, образующей отходы и уничтожение (сжигание) медицинских отходов класса Б и В по договорам с лечебными учреждениями Саратовской области.
Следовательно, общество является юридическим лицом, деятельность которого связана с обращением с медицинскими отходами, в связи с чем требования СанПиН 2.1.7.2790-10, устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами, на деятельность общества распространяются.
Согласно материалам дела, обществом нарушаются требования пунктов 7.3, 7.8, 10.1, 10.2, 10.8, 10.9, 10.10 СанПиН 2.1.7.2790-10, а именно участок обеззараживания отходов, расположенный по адресу: г. Саратов, промзона, п. Строитель (район Сокурского тракта) не соответствует требованиям действующего санитарного законодательства, так как не обеспечен канализацией, водопроводом, в помещениях для приёма и временного хранения отходов и на участке обеззараживания отсутствует поливочный кран, не оборудованы трапы в полу, отсутствует раковина для мытья рук, отсутствует душевая для персонала, помещения временного хранения и обезвреживания отходов не оснащены бактерицидными облучателями; для проведения текущих и генеральных уборок участка обезвреживания отходов, помещения временного хранения отходов, транспорта, контейнеров для хранения отходов используются 0, 015 % раствор "Жавель Син табс" путем орошения поверхностей, однако согласно представленной инструкции по применению дезинфицирующего средства N 2/09 по режиму туберкулезе поверхности в помещениях, санитарный транспорт обрабатывается 0,06-0,10 % раствором "ЖавельСин табс", на емкостях с дезинфицирующим раствором отсутствовала дата приготовления раствора, в инструкции по применению дезинфицирующего средства отсутствуют указания о процентной концентрации и способах применения средства для обработки контейнеров для хранения отходов класса Б и В, следовательно невозможно определить эффективность проведенной обработки, в помещении временного хранения отходов допускается смешение медицинских отходов различных классов (контейнеры маркированы "Отходы класса Б и В").
В силу пункта 3.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 смешение отходов разных классов в общей емкости не допустимо.
Из протоколов осмотров с фототаблицами к ним от 16.05.2013, от 22.05.2013 следует, что в помещении временного хранения отходов обществом допускается смешение медицинских отходов классов Б и В (установленные контейнеры маркированы "Отходы класса Б и В").
В соответствии с пунктом 4.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 персонал обеспечивается комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты (и, в том числе, специальная обувь, фартуки и нарукавники). Аналогичные требования указаны и в п. 7.10 Санитарных правил.
В данном случае, из представленных личных карточек сотрудников Агапова Н.М., Цибанова В.А., Никифорова А.Н. следует, что персонал, занятый с обращением с медицинскими отходами, не в полном объёме обеспечен спецодеждой и обувью (отсутствуют специальная обувь, фартуки и нарукавники).
Пунктом 4.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что персонал проходит предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 6 приложения N 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302 н, обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
Частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ (пункт 15 Приказа).
Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне факторов и Перечне работ (приложения N 1 и N 2 Приказа).
Поскольку основным вредным и опасным производственным фактором, воздействующим на сотрудников, занятых с медицинскими отходами класса Б и В, является материал зараженный или подозрительный на заражение микроорганизмами 1-4 групп патогенности, гельминтами или вирусами гепатитов В, С, СПИДа, медицинские осмотры должны проводиться в соответствии с п. 2.4, п. 2.5, п/п. 2.5.1, 2.5.2 приложения N 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302 н.
Кроме того, к работе допущен персонал, занятый транспортированием и обеззараживанием отходов класса Б и В (Агапов Н.М., Никифоров А.Н., Цибанов В.А.), у которых не в полном объёме проведен периодический медицинский осмотр, а именно: не проведены осмотры дерматовенерологом, отоларингологом, не проведены лабораторные исследования на маркеры вирусных гепатитов, ВИЧ: HBs-Ag, анти-НВс-Ig (суммарные), анти-HCV-Ig (суммарные),ИФА HCV-Ag/At, ИФА HIV-Ag/At, ГГТП, ЩФ; ВИЧ, что подтверждается списком сотрудников, работающих с медицинскими отходами и паспортом здоровья Цибанова В.А., Агапова Н.М., Никифорова А.Н.
В силу пункта 9.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.
Производственный контроль включает в себя, в том числе и лабораторно-инструментальную проверку воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ.
Обществом не в полном объёме проведен лабораторно-инструментальный контроль воздуха рабочей зоны на участке обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ, что подтверждается картой аттестации рабочего места по условиям труда.
Исходя из изложенного, факт нарушения обществом вышеназванных положений СанПиН 2.1.7.2790-10 подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у Управления Роспотребнадзора по Саратовской области правовых оснований для выдачи в отношении общества оспариваемого предписания об устранении выявленных нарушений.
Согласно пунктам 3.1 договоров, заключенных обществом с лечебными учреждениями Саратовской области, общество производит вывоз и последующее обезвреживание отходов из учреждения "Заказчика" в соответствии с действующим законодательством РФ.
Общество подтвердило и не оспаривало факты получения от лечебных учреждений обеззараженных медицинских отходов, транспортировки их на участок расположения специальной установки (ИН-50.1), обезвреживания путем сжигания.
Таким образом, ООО "Экорос" непосредственно осуществляет деятельность по обращению с отходами и соответственно обязано соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством, в том числе требования СанПиН 2.1.7.2790-10.
Согласно Приложению N 6 к СанПиН 2.1.7.2790-10 термины обеззараживание и обезвреживание являются различными.
Обеззараживание (дезинфекция) отходов - это дезинфекция отходов, заключающаяся в уничтожении (умерщвлении) патогенных и условно патогенных микроорганизмов, содержащихся в отходах в целях устранения их эпидемиологической опасности.
Обезвреживание отходов - обработка отходов с применением технологий, ведущих к утрате всех опасных свойств отходов в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Следовательно, обеззараживание преследует цель уничтожение патогенных (условно патогенных) организмов в целях устранения их эпидемиологической опасности, допуская возможность вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Тогда как обезвреживание отходов преследует цель такой обработки отходов, которая ведет к утрате всех опасных свойств.
В данном случае, из имеющиеся в материалах дела актов следует, что ООО "Экорос" принимались обеззараженные медицинскими учреждениями отходы для последующего их обезвреживания, что и указано в договорах.
Основной целью заключенных обществом с медицинскими организациями договоров являлось не транспортировка медицинских отходов, а обезвреживание их в связи с отсутствием у заказчиков необходимого оборудования и средств.
По смыслу пунктов 1.3, 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 указанные правила применимы не только к медицинским организациям, но и к специализированным организациям, к которым относится общество. Поэтому возражения заявителя о не применении к его деятельности указанных правил не основаны на нормах права.
С учетом различного значения понятий "обеззараживание" и "обезвреживание" пункт 3.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 не противоречит условиям осуществления деятельности ООО "Экорос".
ООО "Экорос" принимало к транспортировке не обезвреженные, а обеззараженные отходы для последующего их обезвреживания и захоронения (уничтожения).
В случае же самостоятельного обезвреживания медицинских отходов самой медицинской организацией (при наличии такой возможности), данные отходы принимаются к транспортировке только для последующего захоронения (уничтожения).
Следовательно, к транспортировке могут приниматься как обеззараженные, так и обезвреженные отходы и в зависимости от их обработки должны производиться последующие действия. Нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 не предусмотрено возможности захоронения (уничтожения) не обезвреженных отходов.
Место расположения специальной установки ООО "Экорос" по обезвреживанию отходов безусловно является участком по обращению с медицинскими отходами, к которому должны применяться правила, установленные в разделе Х СанПиН 2.1.7.2790-10.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 по делу N А57-13554/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экорос" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право должностных лиц Управления Роспотребнадзора давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований предусмотрено положениями части 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
...
По смыслу пунктов 1.3, 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 указанные правила применимы не только к медицинским организациям, но и к специализированным организациям, к которым относится общество. Поэтому возражения заявителя о не применении к его деятельности указанных правил не основаны на нормах права."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июня 2014 г. N Ф06-11482/13 по делу N А57-13554/2013