г. Казань |
|
23 июня 2014 г. |
Дело N А55-27163/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца (общества с ограниченной ответственностью "Атлант") - Кузовенковой Ю.А., доверенность от 08.05.2014,
истца (открытого акционерного общества "Авиакор-авиационный завод") - Алексеева А.И., доверенность от 08.05.2014 N 68, Подгорного А.А., доверенность от 08.05.2014 N 72,
истца (закрытого акционерного общества "МИГ") - Кузовенковой Ю.А.. доверенность от 05.05.2014 N 46,
истца (общества с ограниченной ответственностью "ЭкспедитТранс") - Кузовенковой Ю.А., доверенность от 01.03.2014 N 17,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Атлант", закрытого акционерного общества "МИГ" и общества с ограниченной ответственностью "ЭкспедитТранс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-27163/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлант", г. Самара (ИНН 6312117333, ОГРН 1126312003828), общества с ограниченной ответственностью "Крона", г. Самара (ИНН 6316111491, ОГРН 1066316087023), открытого акционерного общества "Авиакор-авиационный завод", г. Самара (ИНН 6312040056, ОГРН 1026300767899), закрытого акционерного общества "МИГ", г. Самара (ИНН 6367011400, ОГРН 1036302398406), общества с ограниченной ответственностью "ЭкспедитТранс", г. Самара (ИНН 6318156875, ОГРН 1066318033088) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, г. Москва, о признании незаконным решений и действий, понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крона", открытое акционерное общество "Авиакор-авиационный завод", закрытое акционерное общество "МИГ", общество с ограниченной ответственностью "ЭкспедитТранс" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - первый ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области), изложенного в письме от 30.10.2012 N 14/1060, решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, изложенного в письме от 13.11.2012 N 14/1063, действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по возврату представленного комплекта документов по обращениям заявителей о предоставлении в собственность земельных участков площадью 27 952 кв. м, 28 599 кв. м, 21 419 кв. м, 720 994 кв. м, расположенных по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Псковской и ул. Береговой, о понуждении Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - второй ответчик) в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлении в законную силу решения в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, по ул. Псковской и ул. Береговой, о понуждении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлении в законную силу решения в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Крона" путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 21 419 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, по ул. Псковской и ул. Береговой, направления в адрес ООО "Крона" проектов договора купли-продажи и акта приема-передачи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2, 5% кадастровой стоимости земельного участка, о понуждении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлении в законную силу решения в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ЭкспедитТранс" путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 27 952 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, по ул. Псковской и ул. Береговой, направления в адрес ООО "ЭкспедитТранс" проектов договора купли-продажи и акта приема-передачи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, о понуждении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлении в законную силу решения в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "МИГ" путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 28 599 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, по ул. Псковской и ул. Береговой, направления в адрес ЗАО "МИГ" проектов договора купли-продажи и акта приема-передачи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, о понуждении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлении в законную силу решения в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Авиакор-авиационный завод" путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 720 994 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, по ул. Псковской и ул. Береговой, направления в адрес ОАО "Авиакор-авиационный завод" проектов договора купли-продажи и акта приема-передачи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.01.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.06.2013 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражный суд первой инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произвел замену ООО "Крона" на правопреемника ООО "Атлант" в связи с реорганизацией юридического лица путем присоединения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ЗАО "МИГ" и ООО "ЭкспедитТранс" ООО "Атлант" обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
ЗАО "МИГ" и ООО "ЭкспедитТранс" просят обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
ООО "Атлант" в своей кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители ОАО "Авиакор-авиационный завод" заявили ходатайство об отложении судебного разбирательства для возможности урегулирования спора путем заключения мирового соглашения.
Представитель ЗАО "МИГ", ООО "ЭкспедитТранс", ООО "Атлант" не возражал против заявленного ходатайства.
Исходя из статьи 138 АПК РФ, арбитражный суд должен принимать меры для примирения сторон, содействовать им в урегулировании спора. Стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или используя другие примирительные процедуры, если это не противоречит федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику в целях урегулирования спора.
Из смысла указанной нормы следует, что заключение мирового соглашения возможно при волеизъявлении обеих сторон.
Доказательств того, что ответчики поддерживают ходатайство заявителей об отложении дела рассмотрением для заключения мирового соглашения, материалы дела не содержат, судами не установлено.
В целях соблюдения принципа равноправия сторон и сроков рассмотрения споров в арбитражных судах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб и отзывов на них, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, 26.06.2012 ООО "Крона", ОАО "Авиакор-авиационный завод", ЗАО "МИГ", ООО "ЭкспедитТранс" обратились в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9, по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Псковской и ул. Береговой.
По результатам рассмотрения названного обращения ТУ Росимущества в Самарской области приняло решения от 30.10.2012 N 14/1060, от 13.11.2012 N 14/1063 об отказе в разделе указанного земельного и предоставлении земельных участков в собственность заявителей, изложенных в письмах, поскольку заявителями не представлены документы, предусмотренные пунктами 1, 7 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", в законодательстве отсутствует обязанность принимать решения о разделе земельного участка, а также отсутствует поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом о принятии решения о разделе земельного участка.
Полагая, что отказы ответчика являются незаконными и нарушающими их права и законные интересы, заявители обратились в арбитражный суд.
Заявители, являясь собственниками объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0253005:9, по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Псковской и ул. Береговой, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) имеют исключительное право на приватизацию данного земельного участка.
Обосновывая свои требования, заявители указывают на то, что они являются землепользователями вышеуказанного земельного участка, а потому, на основании пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области должно было принять решение о разделе данного земельного участка. Поскольку в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Псковской и ул. Береговой, будут образованы новые земельные участки, в том числе площадью 27 952 кв. м, 28 599 кв. м, 21 419 кв. м. и 720 994 кв. м, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимого имущества, заявители со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полагают, что действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по возврату документов о предоставлении в собственность указанных земельных участков являются незаконными просят обязать ответчиков принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность и направить проекты договоров купли-продажи и акты приема передачи земельных участков с установлением продажной цены земельных участков, исходя из 2,5% от их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законам.
Пунктом 2 статьи 11.3. Земельного кодекса предусмотрено, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Атлант" - правопреемник ООО "Крона", ЗАО "МИГ" и ООО "ЭкспедитТранс" являются землепользователями вышеуказанного земельного участка.
Факт наличия у заявителей права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0253005:9, по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Псковской и ул. Береговой сам по себе не предоставляет им право требовать образования земельных участков под принадлежащими им объектами недвижимости для последующего выкупа.
По смыслу статьи 36 Земельного кодекса при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута (часть 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 21-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Из чего следует, что каждый из собственников объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке, мог бы совершить сделку приватизации причитающейся ему части участка после ее выделения в натуре и внесения в кадастр недвижимости в качестве самостоятельного объекта.
При этом при образовании земельных участков необходимо учитывать требования статьей 11.2, 11.3, 11.9, 33, 35, 36 Земельного кодекса, статей 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в части площади земельного участка, необходимой для эксплуатации зданий, принадлежащих на праве собственности каждому из заявителей, а также соблюдения требований межевания границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9.
При обращении в ТУ Росимущества в Самарской области заявители документы, подтверждающие соблюдение вышеназванных норм не представляли. В связи с этим, ответчик не имел возможности установить соблюдение действующего законодательства при межевании земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253005:9 с учетом требований вышеуказанных норм.
Пунктом 1 статьи 11.3. Земельного кодекса предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса.
При этом, принятию решения указанных органов об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3. Земельного кодекса, нормами которой предусмотрено, что решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательным приложением к заявлению об образовании земельных участков являются, в том числе и кадастровые паспорта образуемых земельных участков.
На основании пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, пунктом 6 которого предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Из материалов дела усматривается, что на момент обращения заявителей в ТУ Росимущества в Самарской области и на момент совершения последним оспариваемых действий кадастровый учет образуемых земельных участков не был осуществлен и кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки представлены не были. Тот факт, что в последующем такой кадастровый учет был произведен, правового значения не имеет, т.к. по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 АПК РФ суд оценивает оспариваемые решения (действия) органов, осуществляющих публичные полномочия исходя из обстоятельств и законодательства, имевших место на момент вынесения такого решения (совершения действий).
Арбитражными судами рассмотрен и тот факт, что само по себе наличие у заявителей права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, формирование и постановка земельного участка на кадастровый учет не является основанием для его предоставления в собственность, без представления доказательств того, что границы земельного участка соответствуют требованиям статьи 33 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для ее использования. В силу названных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на часть такого земельного участка.
При этом в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса указано, что предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса для целей, не указанных в пункте 1 данной статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из анализа указанных норм следует, что размер земельного участка, испрашиваемого в собственность, непосредственно связан с функциональным назначением объекта и ограничен пунктом 2 статьи 35 и пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса.
Поэтому заявители имеют право претендовать на предоставление в собственность земельных участков, только в той части, которая занята объектами недвижимости, принадлежащими им на праве собственности, и необходимыми для их использования.
Указанная правовая позиция содержится в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Материалами дела подтверждается, что для эксплуатации принадлежащих заявителям и размещенных на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимости, заявители испрашивают земельные участки, которые многократно превышающие площадь этих объектов.
Между тем, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Принимая во внимание, что заявителями не были в полной мере совершены действия, с которыми закон связывает обязанность органа, осуществляющего публичные полномочия предоставить им земельные участки, суд считает, что обжалуемыми решениями не нарушены права и законные интересы заявителей.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые решения и действия ТУ Росимущества в Самарской области не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы заявителей, что в силу статьей 198, 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемого судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства открытого акционерного общества "Авиакор-авиационный завод" об отложении судебного разбирательства отказать.
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2014 по делу N А55-27163/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа указанных норм следует, что размер земельного участка, испрашиваемого в собственность, непосредственно связан с функциональным назначением объекта и ограничен пунктом 2 статьи 35 и пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса.
Поэтому заявители имеют право претендовать на предоставление в собственность земельных участков, только в той части, которая занята объектами недвижимости, принадлежащими им на праве собственности, и необходимыми для их использования.
Указанная правовая позиция содержится в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Материалами дела подтверждается, что для эксплуатации принадлежащих заявителям и размещенных на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимости, заявители испрашивают земельные участки, которые многократно превышающие площадь этих объектов.
Между тем, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2014 г. N Ф06-5589/13 по делу N А55-27163/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5589/13
14.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21902/13
25.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27163/12
13.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4076/13
20.03.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2374/13
10.01.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27163/12