Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2011 г. N Ф06-1469/11
г. Казань
19 апреля 2011 г. |
Дело N А55-5781/2010 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
ответчика - Ловыгиной Е.В., доверенность от 24.12.2010 N 12-7269,
в отсутствие:
истца - извещен, не явился,
третьих лиц - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010
по делу N А55-5781/2010
по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Росреестра по Самарской области (ИНН: 6317053595, ОГРН: 1046300581590), г. Самара, с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Янтарь" г. Самара, Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий города Самары (ИНН: 6316033540, ОГРН: 1026301157420), г. Самара, о признании незаконным действий, обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самары на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 21,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ялтинская, 7 (2 этаж: комн. N 39) и обязании произвести государственную регистрацию.
Определениями от 20.04.2010 и от 10.06.2010, суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Янтарь" (далее - ОАО "НПП "Янтарь") и Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий города Самары (далее - МП по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары).
Определением от 17.05.2010 суд, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), произвел замену Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области на его правопреемника - Управление Росреестра по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение от 09.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 отменить, как несоответствующее нормам материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования Департамента управления имуществом городского округа Самара, указывая на информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", где объекты, указанные в приложении 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, являются муниципальной собственностью в силу прямого указания закона, и не могут находиться в иной форме собственности. В постановлении Главы города Самара от 21.08.2000 N 726 имеется ссылка на то, что оно принято во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 24.03.1997 по делу N 139/17.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области (ныне - Управление Росреестра по Самарской области) о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самары на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 21,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ялтинская, 7 (2 этаж: комн. N 39).
На государственную регистрацию департаментом были представлены выписка из реестра муниципального имущества N 15-07-16/54973 от 27.07.2009 и кадастровый паспорт помещения.
Сообщением от 18.12.2009 N 01/205/2009-656 в совершении названных регистрационных действий заявителю было отказано. Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию документов ранее возникшего права ОАО "НПП "Янтарь".
Полагая, что отказ неправомерен и спорный объект является муниципальной собственностью, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд своё решение мотивировал тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления государственной регистрации прав прежнего правообладателя. Исходя из положений пункта 63 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (утверждены постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219), при государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества от одного правообладателя к другому в Единый государственный реестр должны быть внесены сведения о прекращении права на объект недвижимого имущества у прежнего правообладателя, в связи с его переходом к новому правообладателю, что предполагает обязательность внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведений о праве прежнего правообладателя на отчуждаемый объект недвижимого имущества. Прежний правообладатель не обращался в регистрирующий орган, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество не могут быть внесены сведения о его праве на спорный объект, а также об основаниях возникновения права прежнего правообладателя на отчуждаемое недвижимое имущество и что обжалуемый отказ является законным и обоснованным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты согласно приложению N 3, относятся к муниципальной собственности в силу Закона независимо от оформления их приема-передачи.
На основании п. 2 названного выше Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности".
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.97 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", подтверждением права собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Как видно из выписки из реестра муниципального имущества (л.д. 6) спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности на основании постановления Главы города Самары от 21.08.2000 N 726.
Согласно постановлению Главы города Самары от 21.08.2000 N 726, в связи с обращением ОАО "НПП "Янтарь" о принятии в муниципальную собственность г. Самары общежития, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и Указом Президента РФ от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 24.03.97 по делу N 139/17, принято в муниципальную собственность г. Самары общежитие, расположенное по адресу: ул. Ялтинская, 7, передаваемое ОАО "НПП "Янтарь". Комитету по управлению имуществом г. Самары поручено включить общежитие в реестр муниципальной собственности г. Самары. Произвести регистрацию права муниципальной собственности общежития в государственном учреждении юстиции "Самарская областная регистрационная Палата". Муниципальному предприятию "Бюро технической инвентаризации" произвести технический учет общежития, принятого в муниципальную собственность г. Самары.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
На основании вышеизложенного оспариваемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным.
Согласно статье 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений государственных органов наряду с указанием на признание оспариваемого акта недействительным должно быть указано об обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.
Поскольку Департамент управления имуществом городского округа Самара в силу прямого указания закона является собственником спорного помещения, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ялтинская, 7 (2 этаж: комн. N 39) и данный спор не является спором о праве собственности, ссылка регистрирующего органа на вышеуказанный пункт Пленума необоснованна.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 по делу N А55-5781/2010 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования Департамента управления имуществом городского округа Самара удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение
площадью 21,3 кв. м(2 этаж комн. N 39), расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ялтинская, 7, содержащийся в сообщении от 18.12. 2009 N 01/205/2009-656.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 21,3 кв. м (2 этаж комн. N 39), кадастровый номер помещения 63:01:0631002:0:1/21, кадастровый номер здания, в котором находится помещение 63:01:0631002:0:1, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Ялтинская, 7.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиям статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
На основании вышеизложенного оспариваемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества, что является согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания его незаконным.
...
В силу пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 апреля 2011 г. N Ф06-1469/11 по делу N А55-5781/2010
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1469/11