Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2011 г. N Ф06-1795/11
г. Казань
18 апреля 2011 г. |
Дело N А57-8476/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Афанасьева И.Н., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителя:
истца - Шапкиной Е.В. (доверенность от 14.12.2010 N 4777),
в отсутствие:
ответчиков - извещены, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.10.2010 (судья Павлова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Жаткина С.А., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-8476/2010
по иску государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Озинском районе Саратовской области (ИНН: 6423003821, ОГРН: 1026400707398) к Управлению социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области (ИНН: 6423234716, ОГРН: 1056411310163), Министерству социального развития Саратовской области (ИНН: 6452932653, ОГРН: 1076450011439) о взыскании причиненного ущерба в размере 20 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Озинском районе Саратовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Управлению социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области и Министерству социального развития Саратовской области (далее - ответчик) о взыскании ущерба в сумме 20 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.10.2010 с Министерства социального развития Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Озинском районе Саратовской области взыскан ущерб в размере 20 500 руб., в иске к Управлению социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 решение суда первой инстанции от 01.10.2010 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель кассационной жалобы считает, что истец не доказал наличия вины в действиях ответчика, поскольку выдача справок для назначения ежемесячной денежной выплаты отнесена к компетенции Управления социальной защиты населения Озинского района Министерства социального развития Саратовской области, которое является самостоятельным юридическим лицом.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами предыдущих инстанций и видно из материалов дела, Управлением социальной защиты населения Озинского района Косолаповой Л.И. была выдана справка от 17.12.2004 N 92, на основании которой ей как вдове инвалида Великой Отечественной войны было установлено с 01.05.2005 дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 500 рублей.
Для уточнения сведений истцом было направлено письмо от 14.10.2008 N 3698 Косолаповой Л.И. с просьбой представить дополнительные документы, подтверждающие право на выплату данных выплат, в связи с тем, что справка от 07.12.2004 N 92 не содержала оснований выплаты, однако запрошенные документы Косолаповой Л.И. представлены не были.
На основании отсутствия дополнительных документов истцом было приняло решение от 04.11.2008 N 52 о прекращении выплаты денежного ежемесячного материального обеспечения с 01.10.2008. Сумма переплаты денежного ежемесячного материального обеспечения за период с мая 2005 по сентябрь 2008 составила 20 500руб.
Ответом на запрос об уточнении льготной категории умершего мужа Косолаповой Л.И. Управление социальной защиты населения Озинского района указало, что Косолапова Л.И. является женой умершего военнослужащего инвалида 2 группы, увечье которым получено при исполнении обязанностей военной службы. Другим ответом от 17.06.2009 N 757 Управление социальной защиты населения Озинского района разъяснило, что справка от 17.12.2004 N 92 о предоставлении льгот Косолаповой Л.И. действительна, так как Косолапова Л.И является вдовой инвалида Великой Отечественной войны.
В связи с противоречивыми ответами, а также с целью разъяснения сложившейся ситуацию истцом было направлено обращение в Министерство социального развития Саратовской области. Из полученного ответа следовало, что несоответствие в документах было устранено путем замены справки от 17.12.2004 N 92 на справку от 03.08.2009 N 1, выданную Управлением социальной поддержки населения Озинского района с формулировкой "Косолапова Л.И. является вдовой умершего участника Великой Отечественного войны, инвалида вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы Косолапова А.А.".
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о болезни Косолапова Акифия Афанасьевича от 07.02.1946 N 108 следует, что он был ранен 07.11.1945, то есть после окончания Великой Отечественного войны. Данное ранение было причиной инвалидности Косолапова А.А.
Отказ в добровольном порядке возместить причиненный ущерб, послужил основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя частично исковые требования, суды предыдущих инстанций правомерно исходили из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг" с 01.05.2005 установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан, в том числе и вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны.
Пунктом 4 правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2005 N 273, определено, что дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается на основании документов, имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих назначение и выплату пенсии.
Необоснованная выдача правоустанавливающего документа Управлением соцзащиты населения Озинского района, а именно справки от 17.12.2004 N 92, явилось основанием для незаконного назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения Косолаповой Л.И., что в свою очередь повлекло за собой причинение материального ущерба бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо, гражданина.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно пункту 3 положения о Министерстве социального развития Саратовской области (далее - министерство), утвержденного постановлением Правительства от 01.11.2007 N 387-П, министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета главного распорядителя и получателя бюджетных средств, счета в кредитных организациях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, бланки и штампы, реализует в соответствии с требованиями законодательства имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде. В структуру министерства входят территориальные комитеты и управления, обладающие правами юридического лица, осуществляющие свою деятельность непосредственно в административно-территориальных образованиях Саратовской области.
В связи с тем, что главным распорядителем бюджетных средств является министерство, суды предыдущих инстанций обоснованно сделали вывод о том, что сумма причиненного истцу ущерба подлежит взысканию с Саратовской области в лице Министерства социального развития Саратовской области.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания ущерба отклоняются как не основанные на материалах дела и требованиях закона.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.10.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 по делу N А57-8476/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
И.Н. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Согласно пункту 3 положения о Министерстве социального развития Саратовской области (далее - министерство), утвержденного постановлением Правительства от 01.11.2007 N 387-П, министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета главного распорядителя и получателя бюджетных средств, счета в кредитных организациях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, бланки и штампы, реализует в соответствии с требованиями законодательства имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде. В структуру министерства входят территориальные комитеты и управления, обладающие правами юридического лица, осуществляющие свою деятельность непосредственно в административно-территориальных образованиях Саратовской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2011 г. N Ф06-1795/11 по делу N А57-8476/2010