Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2011 г. N Ф06-2349/11
г. Казань
18 апреля 2011 г. |
Дело N А55-16395/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Меленьтевой Р.Р.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "РТМ-Премьер" - Олейника И.А., доверенность от 21.01.2011 б/н, ордер от 11.04.2011 N 0411,
мэрии городского округа Тольятти - Брояна Г.М., доверенность от 23.07.2008 N 2695/1, Холназаровой Т.Н., доверенность от 14.01.2009 N 66/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2010 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Холодная С.Т., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-16395/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТМ-Премьер" к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТМ-Премьер" (далее - ООО "РТМ-Премьер", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании отказа мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия) от договорных отношений по аренде земельного участка, сформулированного в письме от 21.04.2010 N 1561/5.2, незаконным, признании бездействия, выразившегося в затягивании сроков утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Голосова, 20 в квартале 27 незаконным и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Голосова, 20 в квартале 27.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2010 требования заявителя удовлетворены частично; признано незаконным бездействие мэрии, выразившееся в затягивании сроков утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Голосова, 20 в квартале 27; мэрия обязана в месячный срок со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Голосова, 20 в квартал 27; в остальной части требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 решение Арбитражного суда Самарской области оставлено без изменения.
Мэрия, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявления общества, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в указанной части отменить как не соответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и в удовлетворении заявленных обществом требований отказать полностью.
Представители мэрии в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами кассационной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 19.09.1997 между ИЧП "РТМ-Премьер" и администрацией Центрального района г. Тольятти Самарской области заключен договор аренды N 292 земельного участка площадью 80,8 кв.м под установку модульного павильона сроком на 5 лет, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Голосова, 20 квартал N 27.
24.10.2000 между ООО фирма "РТМ-Премьер" и администрацией Центрального района г. Тольятти Самарской области заключен договор аренды N 185 вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 04.12.2008 года мэрия разъяснила обществу, что для заключения нового договора аренды в порядке статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обществу необходимо представить дополнительные документы, в том числе кадастровый паспорт земельного участка.
06.08.2009 общество обратилось к мэру городского округа Тольятти с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Голосова, 20 в квартале 27.
Представленная для утверждения схема расположения земельного участка согласована с управлением архитектуры и градостроительства мэрии городского округа Тольятти 05.06.2009, нанесена на опорный план 10.06.2009.
Письмом от 21.04.2010 N 1561/5.2 мэрия направила в адрес общества акт приема-передачи (возврата) земельного участка, который необходимо в течение 30 дней с момента получения подписать и вернуть в управление земельных ресурсов.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, принятие решений по вопросам распоряжения земельными участками, в том числе об утверждении схемы расположения земельного участка, должно проводиться в установленные сроки и в установленной форме.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, заявление общества от 06.08.2009 рассмотрено не было, какое-либо постановление или распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка мэрия не принимала.
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что неосуществление мэрией действий по заявлению общества об утверждении схемы расположения земельного участка и невынесение в установленный срок решения не соответствует требованиям пункта 4 статьи 34 ЗК РФ и свидетельствует о незаконном её бездействии.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования общества в указанной части.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе мэрии, фактически направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
В связи с этим суд кассационной инстанции, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, находит, что они подлежат отклонению.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 10.11.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 по делу N А55-16395/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Меленьтева |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, принятие решений по вопросам распоряжения земельными участками, в том числе об утверждении схемы расположения земельного участка, должно проводиться в установленные сроки и в установленной форме.
Между тем, как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, заявление общества от 06.08.2009 рассмотрено не было, какое-либо постановление или распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка мэрия не принимала.
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что неосуществление мэрией действий по заявлению общества об утверждении схемы расположения земельного участка и невынесение в установленный срок решения не соответствует требованиям пункта 4 статьи 34 ЗК РФ и свидетельствует о незаконном её бездействии."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2011 г. N Ф06-2349/11 по делу N А55-16395/2010